Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".
Платон утверждал, что
искусство управления требует соединения
у людей «мудрости и
Однако сами элиты и лидеры – подчас всего лишь актеры на сцене, за ними кто-то стоит, их действиями кто-то умело руководит. Этот подход не раскрывает социального смысла политики, природы их интересов, которые она реализует. Он не в состоянии помочь найти ответ на вопрос «почему у власти нередко оказываются авантюристы, демагоги, преследующие цель захвата власти и удержания ее в своих руках?».
Коммуникативный подход политику
рассматривает как
Представители первого направления
рассматривают политику как сферу
интеграции на основе реализации общего
интереса, обеспечения всеобщего
блага институтами
Второе направление в
объяснении природы политики – конфликтное,
согласно которому политика есть сфера
господства и подавления одних социальных
групп другими. Традиция рассмотрения
политики как деятельности по борьбе
за власть, которая позволяет ее
владельцу получать выгоды, привилегии
и управлять обществом, идет от Макиавелли.
Маркс и Энгельс трактовали политику
как сферу борьбы классов. Они
сделали вывод о принципиальной
невозможности согласовывать
Т.к. промышленное производство
стало доминирующей сферой общества,
постольку конфликт, классовая борьба
между предпринимателями и
Рост производительности труда, связанный с внедрением высоких технологий, а вместе с тем повышение уровня жизни масс, появление у трудящихся собственных организаций, способных защитить их интересы. А также законодательство и посредническая политика государства устранили социальную напряженность, сделали общество более интегрированным.
На смену социально-
П. Сорокин в числе причин конфликтов назвал неудовлетворенность базовых потребностей людей. Т.о. существующие подходы к политике акцентируют внимание на одной из сторон этого сложного явления. В целом содержание политики может быть раскрыто через ряд определений:
1. Политика – это сфера
властных отношений, т.е.
2. Политика – это способ
организации общественной
3. Политика – это деятельность
лидеров и элит по руководству
и управлению процессами
8. Структура и функции политики.
Политика имеет сложную
– субъекты политики;
– объекты политики;
– политические процессы;
– политическая власть;
– политические идеи и концепции;
– политические отношения.
Субъекты
политики– непосредственные
участники политических отношений. Среди
них индивиды, социальные группы, слои,
организации, общественные движения, прямо
или косвенно участвующие в процессе реализации
государственной власти, осуществляющие
влияние на нее. Как правило, субъект политики
структурно организован и представляет
собой социальный институт (если это политическая
партия, общественное движение, государство,
средство массовой информации, инициативная
группа граждан и т. д.).
Объекты
политики– общественные проблемы,
возникающие в процессе развития общества.
Решение данных проблем требует адекватного
реагирования всей системы политических
институтов, а также принятия эффективных
управленческих решений.
Политические
процессы– система взаимодействия
различных политических сил, субъектов
политики для решения политических проблем
и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия
политических сил:
– согласие;
– сотрудничество;
– политическая борьба;
– конфронтация (противостояние).
Политическая
власть– наличие возможностей
у тех или иных политических сил оказывать
воздействие на общество, разрабатывать
и осуществлять политику на основе баланса
интересов социальных групп. Понятие «политическая
власть» отражает способность и возможность
индивидов или групп оказывать определяющее
воздействие на общество, проводить свою
волю в управлении им, мобилизовывать
большие массы людей на достижение поставленных
целей, а также регулировать отношения
между определенными социальными группами.
Политические
идеи и концепции– теоретические основы
развития политических отношений общества.
Объясняют все аспекты политического,
в том числе функционирование политических
институтов.
Политические
концепции– создаваемые на основе
обобщения наблюдений и фактов предположения.
Концепции являются основой для создания
теорий.
Политические
отношения– отношения между
различными социальными силами, институтами,
которые могут выступать в качестве самостоятельных
субъектов политических отношений. Регулируются
определенными нормами, правилами, ценностями
и т. д., которые складываются в практике
политической жизни.
Значение и роль политики
как социального института
В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться:
1. Функция обеспечения
целостности и стабильности
2. Функция мобилизации
и обеспечения эффективности
общей деятельности. Помимо формулирования
целей поступательного
3.Управленческая и
Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
4. Функция рационализации.
Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.
5. Функция политической социализации.
Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.
6.Гуманитарная функция.
Эта функция выражается в создании прав и свобод личности, обеспечение общественного порядка, гражданского мира и организованности.
9.
Взаимоотношения политики с
Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства. В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования. Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: - организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;
- установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;
- система отношений с
мировым сообществом,
10. Взаимоотношения политики с идеологией и моралью.
Мораль и политика являются одними из ранних социальных регуляторов общественной жизни. Сближает их то, что и политика и мораль относятся к сфере социального выбора, а поэтому они достаточно подвижны и изменчивы. Содержание политики и морали обусловлено влиянием множества факторов, начиная от исторических и социокультурных факторов и заканчивая субъективными представлениями.
Будучи сферой социального выбора групп и индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего развития, значимость тех или иных локальных целей и планов, определение средств и методов их реализации основываются на моральных представлениях человека или социальной группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести, чести и достоинстве.
Центр политики как сферы социальных соотношений составляет использование механизмов и ресурсов власти на благо личности, общества, государства. В центре внимания морали – обоснование гуманности целей, средств и методов политической деятельности, оценка практической политики обществом и её соизмерение нравственными нормами. Мораль воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним определённых моральных требований, установленных обществом. Политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру индивида, стремясь побудить гражданина к участию в политической жизни.
Давая нормативно-этическое
определение политики, можно заметить,
что она выступает как вид
деятельности человека или группы направленной
на достижение общего блага. Исходя из
определения, в понятие «общее благо»
включаются и частные ценности –
справедливость, мир, свобода и многие
другие, которые выступают и как
политико-правовые понятия и как
категории морали. Так, например, ещё
древнегреческий философ
Политика и мораль относятся
к нормативным регуляторам
Нравственные и политические нормы различаются между собой способом формирования и средствами реализации.
В истории политической мысли прослеживаются различные представления о взаимоотношениях политики и морали: