Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 19:25, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет политологии
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 251.90 Кб (Скачать файл)

Политическая психология исследует социально-психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются на уровне политического сознания наций, состояний, социальных групп, правительств, отдельных личностей. Особое значение приобретают эти исследования во время изучения общественного мнения, политической социализации, конфликтов, электорального поведения и др.

Политическая география изучает территориальные аспекты политической жизни общества, что рассматривается как совокупность явлений, процессов, общественных институтов.

Политическая антропология (етнодержавознавство), которая своим предметом имела институты управления и их практические функции в этнических сообществах, в частности в примитивных обществах и развивающихся. Благодаря таким исследованиям становится возможным сравнивать разные политические системы, выделяя этнические факторы, которые определяют политическое поведение людей.

Формальные науки не вносят в политологии предметного содержания, однако, такие науки, как теория систем, кибернетика, статистика, логика, методология дают политологии форму, количественное измерение и др. Они способствуют целостном и динамическом пониманию явлений, анализа условий, а также процессов воплощение идей и концепций в практику (праксеология)

Практически все общественные науки подают материал для анализа политических событий и явлений, всесторонне освещают различные аспекты политической жизни общества, давая политологии свой инструментарий и результаты исследований. В последнее время наука о политике пересекается также с науками естественными (биологией, экологией и др.), что расширяет сферу применения как указанных наук, так и политологии.

Несмотря на то, что науки об обществе освещают различные аспекты политической жизни, демократическое общественное развитие выявил потребность в науке, которая бы критически осмысливала существующие политические системы, режимы, механизмы реализации политической власти, участие социальных общностей в политическом процессе, политические ситуации и т.д. По тоталитарного режима, когда роль общественных наук сводилась в основном к комментированию и оправдания существующих порядков, не было необходимости в развитии политологии. Существенным фактором активизации стал выход миллионов людей на арену политической жизни, рост взаимозависимости и противоречивости современного общества, становления молодых независимых государств. В этих условиях усиливается взаимодействие политических процессов и политических систем разных стран, что дает возможность видеть не только их различие, а сходство.

Политическая наука развивается в тесной связи с другими социальными науками и останется творческой отраслью знания лишь в том случае, если сохранит такую открытость в будущем.

И хотя в каждой стране политология, наряду с другими общественными науками, "привязана" к национальной специфики, однако будет искусственным противопоставление мировом учению о политику выделения отдельной науки - украинской политологии, ведь это сознательное отделение от мирового политического процесса.

 

 

4. Становление политологии  ее возрождение в России

 

Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ – начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования принципов правового государства

Немаловажная заслуга в разработке этих проблем принадлежит Б.Н. Чичерину, который написал несколько фундаментальных трудов, в том числе и пятитомную «Историю политических учений» (1877), «Очерки философского права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшее развитие данная тематика получила работах И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого и др.

Глава московской школы философии права П.И. Новгородцев принял активное участие в основании конституционно-демократической партии. Его ученики внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов политической науки.

Так же нельзя не отметить вклад, который внесли в разработку проблем политической философии, обоснование принципов конституционализма и сравнительно исторический анализ представительных учреждений и форм демократии М.М. Ковалевский и др.

Одним из основателей политической социологии считается русский ученый М.Я. Острогский. Он опубликовал двухтомный труд «Демократия и политические партии».

Эти и множество других фактов дают достаточные основания для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран, в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну и установления тоталитаризма оказался прерванным.

 

5. Политическая мысль  древней Греции и Рима

 

Становление и развитие политологических учений отражает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. На всех этапах развития политологии шел процесс накопления, развития, аккумуляции знаний о политике и политических явлениях. В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II–I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном предназначении.

К основным источникам древневосточной политической мысли относятся мифология, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, Законы Хаммурапи – древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н.э., учение персидского мыслителя VIII в. до н.э. Заратустры (Зороастра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция.

Первые политические категории и понятия, появившись в философско-этической форме, заложили фундамент собственно теоретического обоснования государства и политики. В произведениях Конфуция ("Суждения и беседы"), Платона ("Государство", "Политик"), Аристотеля ("Политика", "Этика") политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве.

Взгляды Конфуция (ок. 551–479 до н.э.) изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей.

Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Учение Конфуция об искусстве управления обществом – богатейшая традиция. Свое право на управление чиновники должны доказать высокой моралью, знаниями, заботой о подданных, их достатке и воспитании. Мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят (богатство, престиж) и что ненавидят (бедность и презрение) люди; дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно высказывать свое мнение, избегать рискованного и опасного действия. "Одно-единственное слово может свидетельствовать об уме или глупости человека, особенно правителя, истинность и уместность которого может подчас решить судьбу государства". Современные страны, в которых сохраняются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются поразительных успехов.

Основными политологическими произведениями Платона (427—347 до н.э.) являются трактаты "Государство", "Законы", диалог "Политик". Политика, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Политика возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между людьми. С одной стороны, политика – это "единое знание" о том, как нужно управлять обществом, с другой – это "искусство управления всеми людьми". Целью политики является "забота... о целом человеческом обществе", "благо всего государства".1

Отрицательные формы политического устройства могут постоянно переходить друг в друга, оставаясь несовершенными и несправедливыми. Чтобы прекратить кругооборот форм правления, необходимо утвердить на земле "идеальное государство", основанное на божественной справедливости.

По мнению Платона, идеальное государство должно состоять из трех обособленных сословий: мудрецов-философов, являющихся одновременно правителями; стражей-воинов, призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов; народа, т. е. ремесленников, крестьян, земледельцев, которые подчинялись двум другим сословиям.

Идеальное государство как правление лучших и благородных – аристократическое государственное устройство. Такой лучший (по Платону) тип государственного устройства можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько – то аристократическим.

Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля (384–322 до н.э.). Он подверг критике учение Платона о совершенном государстве, не выдвинул на первое место "абсолютно наилучшую" форму государства, а предпочел говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель был убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.

Согласно Аристотелю люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, поскольку "человек по природе своей есть существо политическое"2. Чтобы правильно устроить общественную жизнь, люди нуждаются в политике.

Сущность политики раскрывается через ее цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. Другими словами, цель политики – справедливое, т. е. общее, благо.

Политик должен искать наилучшего, т. е. наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.

В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства3. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. При неправильном строе преследуются частные цели правителей. К правильным он относил монархию (правление одного), аристократию (правление немногих), политику (правление многих). Столько же у него неправильных государственных форм – тирания, олигархия, демократия, – которые развиваются из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, нескольких или многих правителей.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование "конституции" – политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно – "Афинская полития").

История древнеримской политической мысли охватывает период с VIII в. до н.э. по I в. н.э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-правовые идеи греческих мыслителей, их представления об идеальном государственном устройстве.

Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.) известен своими положениями о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве. Цицерон придал учению греческих стоиков о естественном праве ту форму, в которой оно "работало" в Западной Европе вплоть до XIX в. В работе "О государстве" Цицерон утверждает, что существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Естественное право (высший, истинный закон) – это справедливый разум, который соответствует природе, распространяется на всех людей, призывает к исполнению долга; ограничивать его действие не дозволено, отменить его невозможно. Истинный закон один и тот же везде и всегда, действителен для всех народов и во все времена.

 

6. Политологические концепции  нового времени

 

  Одной из фундаментальных  политических идей нового  времени  была  идея договорного характера государства, которая  пришла  на  смену  средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли  отражение рационально-критическое отношение  к  реальности  и  желание  создать  новые вдохновляющие  идеалы.   Экономически   господствовавший   класс   буржуазии стремился  отобрать  у  феодалов  и  политическую   власть.   Идеологическим обоснованием  правомерности  такого  шага,  необходимости   создания   новых политических институтов  и  порядков,  которые  соответствовали  бы  природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"