Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на основные вопросы к экзамену по правоведению.
Понятие государства и его признаки.
Государство является социальным институтом (общественным образованием, т.к. оно самым непосредственным образом связано с совместной жизнью людей, их общением) Общество не является простой совокупностью индивидуума, это сложный соцорганизм, продукт взаимодействия людей, связанных прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных (материальных) благ. Общество представляет собой сложную динамическую систему связей людей, объединённых семейными узами, групповыми, сословными и классовыми отношениями. Иными словами, это общность индивидов, где действуют не биологические, а социальные законы. Учитывая вышеизложенное, следует принимать государство как предмет общественного развития. В силу многообразных причин, связанных с экономическим и социальным развитием (общественное разделение труда, появление излишков потребляемого продукта, разделение общества на бедных и богатых), изменяется формой семейной и общественной жизни, появляются новые управленческие структуры.
внутренние |
внешние |
Правоохранительные + регулятивные |
Выделяются полицейские и судебные функции. Традиционная и общественная власть в роде или племени постепенно приобретает государственный характер, т.е. появляются классы управленцев – профессионалов, деятельность которых оплачивается обществом.
Отличия государства от первобытного общества:
Государство, таким образом, особая организация публичной (политической) власти господствующего класса (соцгруппы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет интересы общества, осуществляет руководства этих обществ и обеспечивает его объединение.
Основные признаки государства
1. Первым признаком гос-ва является публичная власть. Под публичной властью понимается гос-я власть (аппарат власти) с материальными придатками в виде лагерей, тюрем, а также с особыми отрядами вооружённых людей (армия, ФСБ)
В юридической науке понятие публичной власти, как основного признака гос-ва, как синоним гос-ва. Аппарат госвласти состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они непосредственно не участвуют в производстве материальных и духовных благ, а только осуществляют управленческие функции. Основными составляющими частями аппарата власти и управления, т.е. аппарата госвласти, являются органы законодательной (парламент РФ), исполнительной власти (правительство РФ), суда, прокуратуры.
2. Территориальная (гос-я) организация населения. Основная суть данного признака гос-ва состоит в разделении населения в пределах той или иной страны по территориальным единицам. В отличаи от первобытного строя, где общественная власть распределялась на людей по кровно-родственному признаку, при Госстрое власть распределяется на людей в зависимости от территории гос-ва. Территория гос-ва – это материальная база, без которой оно не может существовать.
Под территорией гос-ва обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется гос-я власть:
3. Основной – суверенитет гос-ва. Суверенитет гос-ва определяется как:
1) Верховенство госвласти внутри страны.
2) Независимость гос-ва на международной арене (т.е. суверенное гос-во).
Гос-во обладает суверенитетом
внешним и внутренним. Внешний
суверенитет заключается в
4. Другие признаки гос-ва. Среди пр. признаков гос-ва можно выделить следующие:
- наличие спец. Аппарата принуждения
- только гос-во имеет
право издавать обязательные
для всего общества
- наличие налогов и др. обязательных платежей.
- гос-во имеет свою атрибутику – гимн, герб, флаг.
Функции государства.
Функции гос-ва |
Гос-во не может существовать без осуществления ряда ф-ций по реализации стоящих перед ним задач.
Внутренние функции гос-ва – главные направления деятельности гос-ва в пределах территории, которые характеризуют совокупности, внутреннюю политику гос-ва. Внутренние ф-ции подразделяются на охранительные и регулятивные. Охранительные ф-ции предполагают деятельность гос-ва по обеспечению и защите всех закреплённых и регулируемых правом общественных отношений. К этим ф-циям относятся:
Регулятивные функции характеризуют деятельность гос-ва в организации общественного производства в развитии экономики страны и создании условий для формирования личности. К данному виду можно отнести:
Внешние ф-ции – проявляются
во внешнеэкономической
Понятие государственной власти и государственный механизм функционирования государственной власти.
Госвласть определяют как
руководство обществом при
Каждая ветвь власти осуществляет свою власть в пределах законодательно закреплённой компетенции. При этом ни 1 ветвь власти не может подменять др.
Законодательная издаёт общие правила – нормы поведения людей и юридических лиц.
Исполнительная призвана к строгому исполнению законов. Недопустимо, чтобы исполнительная власть подменяла собой законодателей.
Судебная рассматривает только конкретные правовые споры.
Механизм функционирования государственной власти.
Госвласть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Это обуславливает создание особого механизма гос-ва, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные ф-ции гос-ва. В механизме любого гос-ва выделяют 4 структурные власти:
Основы теории права
Форма гос-ва показывает особенности устройства и функционирования гос-ва.
1) Форма правления
Форма правления характеризует состав высших органов госвласти, порядок их образования, организацию и порядок, взаимодействие между собой и населением гос-ва.
Формы правления различаются в зависимости оттого, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. 2 формы:
Форма правления |
монархия | |||||||
республика | |||||||
дуалистические |
парламентарные |
парламентарные |
президентские |
1 управляет
Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение госвласти между монархом и парламентом. Т.е. исполнительная власть находится в руках монарха, а законодательная у парламента. Однако парламент фактически подчиняется монарху.
Парламентарная монархия отличается от дуалистической тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах госвласти, т.е. законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная власть – правительству, которое несёт ответственность перед парламентом (парламентарные монархии также часто именуют конституционными монархиями). Например Англия, Голландия, Швеция.
В парламентарных монархиях:
1) Правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте.
2) Власть монарха фактически
ограничена во всех сферах
гос-й сферы (законодат-й, исп-