Шпаргалка по правоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на основные вопросы к экзамену по правоведению.

Вложенные файлы: 1 файл

3_kurs_5_semestr_Pravovedenie_Ekzamen_Otvety_k.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Понятие государства  и его признаки.

Государство является социальным институтом (общественным образованием, т.к. оно самым непосредственным образом связано с совместной жизнью людей, их общением) Общество не является простой совокупностью  индивидуума, это сложный соцорганизм, продукт взаимодействия людей, связанных прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных (материальных) благ. Общество представляет собой сложную динамическую систему связей людей, объединённых семейными узами, групповыми, сословными и классовыми отношениями. Иными словами, это общность индивидов, где действуют не биологические, а социальные законы. Учитывая вышеизложенное, следует принимать государство как предмет общественного развития. В силу многообразных причин, связанных с экономическим и социальным развитием (общественное разделение труда, появление излишков потребляемого продукта, разделение общества на бедных и богатых), изменяется формой семейной и общественной жизни, появляются новые управленческие структуры.

внутренние




внешние




Правоохранительные + регулятивные




Выделяются полицейские и судебные функции. Традиционная и общественная власть в роде или племени постепенно приобретает государственный характер, т.е. появляются классы управленцев – профессионалов, деятельность которых оплачивается обществом.

Отличия государства  от первобытного общества:

  1. Наличие отделённой от общества публичной власти. В первобытно-общинном обществе участвовали все члены общества. В любом же государстве власть реально осуществляется госаппаратом, который отделён от остального общества.
  2. 2) Взимание государством налогов и сборов. Поскольку госаппарат ничего не производит, его необходимо содержать засчёт остальной части общества.
  3. 3) Разделение населения по территории. В отличаи от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от его принадлежности к роду и племени, население разделено по признакам проживания на определённой территории.

Государство, таким образом, особая организация публичной (политической) власти господствующего класса (соцгруппы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет интересы общества, осуществляет руководства этих обществ и обеспечивает его объединение.

 

Основные признаки государства

1. Первым признаком гос-ва является публичная власть. Под публичной властью понимается гос-я власть (аппарат власти) с материальными придатками в виде лагерей, тюрем, а также с особыми отрядами вооружённых людей (армия, ФСБ)

В юридической науке понятие публичной власти, как основного признака гос-ва, как синоним гос-ва. Аппарат госвласти состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они непосредственно не участвуют в производстве материальных и духовных благ, а только осуществляют управленческие функции. Основными составляющими частями аппарата власти и управления, т.е. аппарата госвласти, являются органы законодательной (парламент РФ), исполнительной власти (правительство РФ), суда, прокуратуры.

2. Территориальная (гос-я) организация населения. Основная суть данного признака гос-ва состоит в разделении населения в пределах той или иной страны по территориальным единицам. В отличаи от первобытного строя, где общественная власть распределялась на людей по кровно-родственному признаку, при Госстрое власть распределяется на людей в зависимости от территории гос-ва. Территория гос-ва – это материальная база, без которой оно не может существовать.

Под территорией гос-ва обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется гос-я власть:

  1. Земля и её недры, образующие сухопутную территорию.
  2. Реки, озёра, искусственные водохранилища, морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного гос-ва.
  3. Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией.
  4. Объекты, приравненные к территории гос-ва (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом гос-ва, посольство).

3. Основной – суверенитет гос-ва. Суверенитет гос-ва определяется как:

1) Верховенство госвласти  внутри страны.

2) Независимость гос-ва  на международной арене (т.е.  суверенное гос-во).

Гос-во обладает суверенитетом  внешним и внутренним. Внешний  суверенитет заключается в независимости  от др. гос-в международных отношений. Внутренний суверенитет характеризуется независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством госвласти по отношению к любым другим организациям страны.

4. Другие признаки гос-ва. Среди пр. признаков гос-ва можно выделить следующие:

- наличие спец. Аппарата принуждения

- только гос-во имеет  право издавать обязательные  для всего общества нормативные  акты (законы, указы, постановления), обязательные для исполнения.

- наличие налогов и  др. обязательных платежей.

- гос-во имеет свою атрибутику – гимн, герб, флаг.

 

Функции государства.

Функции гос-ва




Гос-во не может существовать без осуществления ряда ф-ций  по реализации стоящих перед ним  задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренние функции  гос-ва – главные направления  деятельности гос-ва в пределах территории, которые характеризуют совокупности, внутреннюю политику гос-ва. Внутренние ф-ции подразделяются на охранительные и регулятивные. Охранительные ф-ции предполагают деятельность гос-ва по обеспечению и защите всех закреплённых и регулируемых правом общественных отношений. К этим ф-циям относятся:

  1. Отстаивание прав и свобод граждан, соблюдение закона и прав порядка ( гарантированные конституцией права и свободы: право на жилище, на труд, личную, имущественную неприкосновенность).
  2. Равная защита всех форм собственности (согласно статье 8й конституции РФ в России признаются защищаются равным образом частная, муниципальная, гос-я и иные формы собственности).
  3. Охрана окружающей среды. Ит.д.

Регулятивные функции характеризуют деятельность гос-ва в организации общественного производства в развитии экономики страны и создании условий для формирования личности. К данному виду можно отнести:

  1. Экономическую ф-цию (согл. Ст. 71 конституции РФ, к этой ф-ции относятся установления основ федеральной политики и федеральной программы в области гос-го, экономического, социального, культурного и национального развития РФ. Т.е. речь идёт о выработке гос-й и экономической политики РФ).
  2. Управление гос. Предприятиями и организациями.
  3. Установление правовых основ рынка и ценовой политики (ст. 71 конст. «ж»).
  4. Социальные функции – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 конст. РФ). Для выполнения соц. Ф-ции гос-во охраняет труд и здоровье граждан, устанавливает гарантированный минимальный размер труда, обеспечивает гос-ю поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливает пенсии, пособия, иные гарантии соц. Защиты.
  5. Налогооблажение и взимание налогов (согл. Ст. 57 конст. РФ каждый в России обязан платить законно установленные налоги и сборы).

Внешние ф-ции – проявляются  во внешнеэкономической деятельности гос-ва и в его взаимоотношениях с др. странами. Следует выделить:

  1. Внешнеполитическая деятельность гос-ва (членство в международных организациях ООН, МВФ, ЮНЕСКО). Отношения политического и экономического характера с др. странами.
  2. Ф-ция поддержания обороноспособности гос-ва, обеспечивает адекватный ответ в случае агрессии. (В 1992 году принят закон об обороне, а в 1993 году – указ президента РФ об основных положениях военной доктрины РФ)

 

Понятие государственной  власти и государственный механизм функционирования государственной  власти.

Госвласть определяют как  руководство обществом при помощи госаппарата при опоре на особые отряды вооружённых людей и спец. Принудительные учреждения. В демократических гос-вах всегда существует разделение власти на 3 ветви:

  1. Законодательная (парламент)
  2. Исполнительная
  3. Судебная

Каждая ветвь власти  осуществляет свою власть в пределах законодательно закреплённой компетенции. При этом ни 1 ветвь власти не может подменять др.

Законодательная издаёт общие правила – нормы поведения людей и юридических лиц.

Исполнительная призвана к строгому исполнению законов. Недопустимо, чтобы исполнительная власть подменяла собой законодателей.

Судебная рассматривает только конкретные правовые споры.

 

Механизм функционирования государственной власти.

Госвласть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Это обуславливает создание особого механизма гос-ва, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные ф-ции гос-ва. В механизме любого гос-ва выделяют 4 структурные власти:

  1. Законодательные органы (парламенты, советы, собраия), призванные к установлению основополагающих норм права.
  2. Исполнительные органы (кабинеты министров, министерства, ведомства, федеральные службы), призванные обеспечивать исполнение законов, в том числе путём принятия подзаконных нормативных актов.
  3. Органы юристдикции (суды, арбитраж, прокуратуры, следственные органы), которые следят за законностью, возлагают юридическую ответственность, решают конкретные правовые споры.
  4. Материальные придатки (армия, полиция/милиция, тюрьмы), в задачи которых входят принуждение и проведение карательных мер, а также исполнение наказаний.

 

Основы теории права

Форма гос-ва показывает особенности устройства и функционирования гос-ва.

  1. Особенности устройства и функционирования гос-ва. Форма гос-ва включает в себя 3 взаимосвязанных института (элемента):
  2. Форма правления.
  3. Форма гос-го (территориального) устройства.
  4. Государственный режим.

 

1) Форма правления

Форма правления характеризует состав высших органов госвласти, порядок их образования, организацию и порядок, взаимодействие между собой и населением гос-ва.

Формы правления различаются в зависимости оттого, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. 2 формы:

  1. монархия
  2. республика

Форма правления


 

монархия

республика

дуалистические

 

парламентарные

 

парламентарные

президентские


1 управляет                                      высший

                                                        коллективный

                                                        выборочный 

                                                          орган   

 

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение госвласти между монархом и парламентом. Т.е. исполнительная власть находится в руках монарха, а законодательная у парламента. Однако парламент фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия отличается от дуалистической тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах госвласти, т.е. законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная власть – правительству, которое несёт ответственность перед парламентом (парламентарные монархии также часто именуют конституционными монархиями). Например Англия, Голландия, Швеция.

В парламентарных монархиях:

1) Правительство формируется  партией, получившей во время  всеобщих выборов большинство голосов в парламенте.

2) Власть монарха фактически  ограничена во всех сферах  гос-й сферы (законодат-й, исп-й)

Информация о работе Шпаргалка по правоведение