Шпаргалка по правоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на основные вопросы к экзамену по правоведению.

Вложенные файлы: 1 файл

3_kurs_5_semestr_Pravovedenie_Ekzamen_Otvety_k.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

3) Законы принимаются  парламентом и утверждаются монархом.

Республика, в зависимости от особенностей развития современных республик, подразделяется на:

    1. Парламентарные
    2. Президентские

Отличительными чертами  парламентарной республики являются:

  1. Верховенство парламента (при определении)
  2. Ответственность правительства перед парламентом, а не перед президентом.
  3. Избрание главы гос-ва либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом.
  4. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Например Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия.

Президентская республика характеризуется:

  1. Соединением в руках президента полномочий главы гос-ва и правительства.
  2. Отсутствием института парламентской ответственности от ответственности правительством, т.е. правительство подчинено президенту.
  3. Сосредоточение в руках президента политической, военной и социально-экономической власти.
  4. Нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству.

Наиболее типичными  примерами президентской республики являются США и Франция. Президентскую  республику часто именуют дуалистической.

 

            2)Форма гос-го (территориального) устройства

Под формой гос. Устройства понимается территориальная организация гос-й  власти и характер соотношения гос-ва в целом с его составными частями (административно-территориальными единствами)

Гос-е устройства

Унитарные         

 

Федеративные


           

По форме гос-го устройства 2 основные формы:

  1. унитарные
  2. федеративные (федерации)

Основными признаками унитарного гос-ва являются:

  1. Наличие общих для всей страны высших органов гос-й и исполнительной власти.
  2. Единая правовая и судебная системы.
  3. Единая конституция гос-ва.
  4. Наличие централизованной системы нац. Безопасности.

Унитарные гос-ва в настоящее время являются самой распространённой формой (из существующих почти 200 гос-в унитарными являются почти 80%) Например Англия, Дания, Голландия, Китай, Монголия, Япония.

Федеративное гос-во:

  1. Федеративная система выступает как единое гос-во, состоящее из 2х или более относительно самостоятельных гос-х образований, которые имеют своё собственное административно-территориальное деление.
  2. Порядок распределения компетенции между федеральными и местными органами.
  3. Гос-е территориальные образования могут иметь свою конституцию и текущее законодательство.
  4. Территориальные образования могут иметь собственные воинские преобразования.

 

         3)Понятия и виды гос-х режимов

Под гос-м режимом понимается совокупность исполнительных, стоящими у власти классами и соц. Слоями, методов и способов осуществления  госвласти.

Спец. Лит-ра выделяет 2 режима госвласти:

  1. авторитарный (антидемократический)
  2. демократический (либеральный)

Авторитарный режим:

  1. Отсутствие или значительное ограничение прав и свобод граждан.
  2. Запрещение аппозиционных партий и др. организаций.
  3. Сосредоточение властных полномочий в руках главы гос-ва или правительства, т.е. сведение роли парламента до положения сугубофомальных институтов. Примером является фашизм – 30е, 40е гг. 20го века.

Признаки демократического режима:

  1. Конституционное провозглашение экономических и политических прав и их организаций.
  2. Существование ряда политических (в том числе аппозиционных властей) партий.
  3. Официальные признаки и осуществление на практике принципов законности, конституционности, разделение властей.

 

С точки зрения 3х критериев, исходя из вышеизложенного и с  некоторой долей условностей, РФ можно определить как:

1) Россия является Республикой по форме правления.

2) Россия является  Федеративным гос-вом по гос-му (территориальному) устройству.

3) Конституция РФ устанавливает  для России демократический политический  режим госвласти.

 

Понятия и виды правонарушений.

В самом общем понимании правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом. Действующему законодательству установлены признаки правонарушения, позволяющие облегчить правонарушение от др. антиобщественных поступков (например аморальных действий, которые законом не наказываются):

1) В правонарушении  признаётся лишь то деяние, которое  нарушает закон, т.е. запрещено нормами права. Таким образом, важнейшим признаком любого правонарушения является его противоправность, которая выражается в отступлении от предписаний соответствующей нормы права.

2) Правонарушение –  это деяние дееспособных, вменяемых  лиц. Поэтому правонарушение характеризуется  проявлением воли человека, дееспособного  и вменяемого. Поэтому не считается правонарушением деяние, совершённое малолетними и психически больными людьми.

3) Не всякое противоправное  деяние, совершённое дееспособным и вменяемым лицом, может быть признано правонарушением, а только то, которое совершено по вине этого лица. Таким образом, важнейший признак правонарушения – наличие вины, т.е. умысла или неосторожности в совершении неправомерного деяния.

Учитывая вышеизложенное, правонарушение – это виновное противоправное деяние, носящее общественно опасный характер и совершённое лицом, способным отвечать за свои поступки.

Правонарушение может  быть осуществлено:

  1. Путём совершения определённых действий, например хулиганство, кража.
  2. Путём бездействия

Юридическая наука в  понятии «правонарушение» выделяет его объективные и субъективные признаки, которые в своей совокупности образуют понятие состава правонарушения. В состав правонарушения входит 4 элемента:

  1. Субъект правонарушения

Им может быть физическое лицо, дееспособное и вменяемое. А  таже организации (юр-е лица)

  1. Объект правонарушения

Им являются общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом (право собственности).

  1. Объективная сторона правонарушения

Характеризуется пониманием субъекта причинно-следственной связи  между его противоправным деянием  и его общественно вредным последствиям.

  1. Субъективная сторона

Показывает виновность лица (т.е. наличие умысла) и характеризует  его психическое отношение к  его совершённому деянию.

Отсутствие одного из признаков состава правонарушения приводит к тому, что оно не может  считаться правонарушением, следовательно, не влечёт за собой установленную законом ответственность.

Все правонарушения подразделяются на 2 вида:

  1. Преступления – общественно-опасные правонарушения, запрещённые законодательством РФ.
  2. Противоправные проступки, определяемые законодательством.

Противоправными проступками  считаются административные, дисциплинарные, гражданские правонарушения.

 

Понятия и виды юридической ответственности.

Основами возникновения  юридической ответственности является совершение правонарушения. Гос-во устанавливает нормы права, т.е. правила должного поведения, и определяет юридическую ответственность за их несоблюдение.

Основной признак юридической  ответственности – гос-е принуждение  нарушителями к исполнению требования соответствующих норм прав. Гос-е принуждение может выступать как:

  1. Принудительное взыскание причинённого ущерба (убытки, уплата неустоек, возложение обязанности устранить нарушенные права др. лиц).
  2. Карательные меры гос-ва, в которых проявляется гос-е принуждение (лишение свободы, административный штраф дисциплинарного взыскания).

Юридическая ответственность  имеет государственно-принудительный характер. Меры гос-го принуждения устанавливаются  в правовых нормах (в части нормы, которая называется санкция) санкции  – неблагоприятные последствия для лица, совершившего правонарушения. Применяют санкции компетентные гос-е органы (суды).

Различают 4 вида юридической  ответственности:

  1. Уголовная – наступает только за совершение преступления, предусмотренного УКРФ. Единственный гос-й орган управомоченный привлекать к уголовной ответственности, - суд, который своим приговором определяет меру наказания. Прекращается уголовная ответственность по отбытии, осуществляемом мер наказания, а также в случаях помилования (президентом), амнистии.
  2. Административная – наступает за совершение административного проступка и проявляется в применении административных взысканий (предупреждение, штраф, конфискация имущества, лишение спец. прав).
  3. Дисциплинарная – дисциплинарных нарушений, которые влекут за собой соответствующие санкции (замечание, выговор, увольнение с работы, исключение студента из института).
  4. Гражданско-правовая ответственность – имеет имущественный характер и преследует одну цель – восстановление нарушенных имущественных прав.

 

 

Основы конституционного права РФ.

Правовая система РФ представляет собой совокупность самостоятельных  отраслей права (конституционная, гражданская, уголовная, трудовое, семейное). У каждой самостоятельной отрасли права  имеет свой специфический предмет  правового регулирования и метод  правового регулирования. Предметом отрасли права является совокупность общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизнедеятельности общества (по поводу образования семьи, применения труда, применения уголовной ответственности).

 

Конституция РФ. Основной закон государства.

Учреждение, устройство, установление гос-ва – в переводе с лат. –  «конституция». В Древнем Риме так  именовали отдельные акты императорской  власти. Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) являлась конституция США, принятая в 1787г). Первыми писаными европейскими конституциями были конституции Польши и Франции (1791г). В ряде стран действуют так называемые неписаные конституции (например Великобритании). Нет писаного текста как отдельного документа, а действуют отдельные нормативно-правовые акты, закрепляющие конституционное устройство гос-ва.

Правовыми особенностями конституции  РФ, как основного закона гос-ва, являются следующие:

  1. Как основной закон гос-ва и общества конституция РФ в отличае от др. законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она закрепляет основы общественно-экономического строя гос-ва, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему гос-й власти и управления и устанавливает правопорядок и законность.
  2. Конституция – это основной источник российского права, содержащий исходные начала всей системы права РФ. Конституция таким образом представляет собой базу для всего текущего законодательства и определяет характер всей правовой системы РФ.
  3. Конституция обладает высшей юридической силой. Строгое и точное соблюдение конституции является наивысшей нормой поведения для всех граждан, общественных объединений и гос-х органов. Ни один нормативный акт, принимаемый в РФ, не может противоречить конституции РФ.
  4. Конституция РФ, как основной закон, характеризуется стабильностью. Стабильность конституции, как основного закона, обеспечивается особым порядком её принятия и изменения (см. ст. 135 конст. РФ).

 

Основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй  – это такая организация гос-й  и общественной жизни, при которой  гос-во является политической организацией гражданского общества, имеет демократический  правовой характер и признаёт права человека высшей ценностью.

Конституцией РФ (преамбула  и гл. 1) находит выражение целостная  система принципов конституционного строя РФ.

Условно все принципы, содержащиеся в конституции, можно  разбить на 3 группы:

  1. Основы организации гос-й власти, народовластие, федерализм, разделение властей, гос-й суверенитет, принцип, констатирующий, что РФ является частью мирового сообщества.
  2. Основы взаимоотношений гос-ва и человека, правового статуса гражданина, к ним относятся признаки и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. Их защита и соблюдение является главной задачей и обязанностью гос-ва.
  3. Включает основы организации гражданского общества. Можно включить сюда следующие принципы: идеологический и политический плюрализм, светский характер гос-ва, свободу экономической деятельности и принцип, объявляющий РФ социальным гос-вом. (согл. Ст. 7 конст. РФ, Россия является «социальным гос-вом, политика которого направлена на создание условий, обеспечения достойную жизнь и свободное развитие человека»)

Информация о работе Шпаргалка по правоведение