Шпаргалки по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:59, шпаргалка

Краткое описание

1) Объект, предмет,структура и функции политологии.Объект: политическая сфера жизни общества, процессы и явления происходящие в ней и участники этих процессов. в составе об.выдел 5 осн напр иссл-я1)изуч механизмов достиж власти и спос ее риализ.2)анализ струк и полном орган гос управ3)исслед роли и функ полит партий и организ.4)оценка роли полит лидер.5)выявлен причин полит конфлик и способ их урегулиров.ПРЕДМЕТ:поиск законов и закономерности разсития полит процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.54 Кб (Скачать файл)

1) Объект, предмет,структура и функции политологии.Объект: политическая сфера жизни общества, процессы и явления происходящие в ней и участники этих процессов. в составе об.выдел 5 осн напр иссл-я1)изуч механизмов достиж власти и спос ее риализ.2)анализ струк и полном орган гос управ3)исслед роли и функ полит партий и организ.4)оценка роли полит лидер.5)выявлен причин полит конфлик и способ их урегулиров.ПРЕДМЕТ:поиск законов и закономерности разсития полит процессов. СТРУКТУРА: в завис от целей и задач исслед в п выдел 3 уров науч знания:1)теорит п. (ц. явл создан един теории политики)2)приклад п.(ц явл сбор инфы о сост того иного эл. Полит.)3) полит инженерия(ц явл примен теор. Заний на практике)как отдел наука п возник в к19в выдел из социолог в состав совр п входит ок 20 относ самостоят науч дсицип полит философ, идр ФУНКЦИИ п.1)познават(накапливан знаний о политике)2)практическая(использование науч знаний в рел полит. Жизни)3)управленческая(испол науч данных для повыш эффек регулир соц. Процессов)4) идеологическая(формир с помощью науки обществен мнения и возможность манипул им)5) прогностич(выработка прогнозов,развит полит процессов).

2) понятие,виды и свойства научного исследования.

Науч исслед-логически обоснованный комплекстприемов и процедур с помощью котор происходит нов. Знания, имеющ теор-ую и практи-ую значимость.ЦЕЛЬ исслед-й:выделен конкретного объекта и всестороннее изучение го связей свойств характер-ик.Исслед-е проходит в 3 этапа:1)подготовительный на к происходит постановка рпоблемы, разработка программы исслед-я, выдвижен науч гипотезы.2)основ отбор инфы.3)заключительный-обработка и анализ получ данных-формир выводов и рекомендац. В завис от степен глубины изучен проблем выделяют 3 вида исслед:1)пилотажное с помощ к изуч частная проблем без определ ее причин2)описательное, изуч частную проблем и определ ее причину.3)аналитическое изуч клмплекс взаимосвяз проблем и выявл их причин. свойства:1)эксплицитность(открытость доказуемость)налич логич объяснен для всех фактов зафиксир в процесс исслед.2)истемность-налич логич связ с_у вывод получ в процесс исслед. 3)универсальность возможность примен результ исслед для объясн сходных событий и явлений4)повторяемостьвозможность повторного получ сходных результ подтверж правльность исслед5)сохранение анонимности, запрет на использ получаемых в исслед данных против используемых

3. Методы политич.исследования.

Метод-науч обоснованный способ сбора инфы об объекте исслед.1.основ методы:1)опрос путем прямого контакта ученого с изуч группой-интервьюер,респондент.опрос-анкета-интервью-телеф опрос-почтовый оп-телевиз –оп-интернет оп-экспертный-оп.достоинства методов явл высокая скоростьполуч инфы и возможность охвата исслед всех слоев населения.едостатки: возможностьискажения получ данных и их относительность2)анализ документов(контекст анализ)получ инфы об изуч. Явлен из текст сообщ.от степен достовер выдел 5 групп док-ов1)внутрен док полит организ2)нормативно правовые акты3)статис данные4)внеш док полит орг5)частые док.Достоинство:большой объем получ инфы,возможность изуч событ в прошлом.Недостат:низкая скорость получ инфы и не всегда достовер.3)наблюдение:способ получ инфы о полит событ путем их визуальн всприят – включ-невключ.Достоин:простота организ и больш объем получ инф.Недостат низкая скорость получ данных и их субъективность2)вспомогательные(частные)1)Моделирование-искус создания какого либо полит явл для опред путей его возмо развития на практике-лабораторное(далек от реальн)-полевое(близ реальн)Дост возмож прогнозир развит полит процессов.НЕдост:низкая точность прогнозиров,огранич возмож а примен методов.2)сравнительный- изуч какого либо явл сравнения его с др похож более изуч-временнной(одно и тоже в разное время)-пространственной(время одно,прост разное)3)структурно функциональный- изуч коллектив участников полит процесса их внутрен устройства и деят.Дост:возмож изуч струк и функ полит орган. Недост:огранич возможност примен метода.

4) Сущность политики     1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами     2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса 
     3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин).. 
     4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть     5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией     Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ. 
4.3. Функции политики и ее виды. Структура политики

  • Итак, назначение (функции) политики заключается в следующем:
    • политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;
    • политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда4;
    • политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития. Инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития;
    • политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.

5) . Политическая система общества

Политическая система  общества представляет собой упорядоченную  на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных  органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Система в политологии  – все действия и структуры, так  или иначе влияющие на процесс  принятия и осуществления политических решений.

Любая система общества, в  том числе и политическая система, представляет собой целостное, упорядоченное  множество элементов, взаимодействие которых порождает качественно  новое свойство, не присущее ее отдельным  частям.

Политическая система  регулирует производство и распределение  благ между социальными общностями на основе использования государственной  власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы:

– политическая организация общества, включающая в себя государство;

– политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;

– политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

– социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

– политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

– политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Функции политической системы:

1) обеспечение власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (управляющая политическая система включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (включает организаторскую работу, людские, материальные и духовные ресурсы для решения многих поставленных целей и задач);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (селекция, четкое определение и выражение на политическом уровне данных интересов);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества;

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;

7) политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида;

8) легитимация политической власти (т. е. обоснование ее существования).

 

6) Власть как политическое явление. 
1. Политическая власть. Понятие, функции, происхождение. 
2. Субъекты политики и социального компонента власти, их ха-рактеристика. 
3. Политическая власть в РБ.


Политика и власть тесно связаны и идет рядом. Главнаое содержание - борьба за заваевание и удержание власти. 
Борьба за власть - естественное состояние политической жизни любо-го государства и не считается общественным злом, а способом решения политических противоречий в обществе, но власть не должа быть само-целью, а средством для проведения преобразований на благо общества. 
Власть - особый вид общественных отношений, присущих всем этапам человеческого развития. 
Власть - выражение объективной потребности каждой социальной общности, самоорганизации, саморегуляции людей. Это связано с инте-ресами людей, которые не совпадают. Возникает необходимость устра-нять конфликты, которые возникают в обществе. 
Власть имеет два аспекта: 
1. Канфликтный - содержит механизм обоствения/сглаживания соци-альных норм. Особые механизмы сглаживания конфликтов. 
2. Целевой - включает организацию групп, новых действий для достижения цели. 
Управление - целенаправленное воздействие на социальные системы для обеспечения оптимального функционирования стабильности. Взаи-модействие субъекта управления и объекта несут в себе отношение вла-сти, отношение господства и подчинения. 
Сущность власти - власть этоволевое отношение, наложение своей во-ли на волю объектов - это реальная способность возможность личности осуществить свою волю по отношениям к другим личностям. 
На определенных этапах развития неполитическая власть переходит в политическую. 
Политическая власть - тоже волевое отношение между большими группами людей. Это способность людей одного класса или социальной группы проводить волю в политике. ПВ - это сила воли класса, социаль-ной группы. 
Общественное содержание ПВ: 
Способность одного класса, социальной группы или личности через центры принуждения навязать свою волю другим политическим группам, реализуя свои интересы. 
1. Волевое воздействие носит санкционный правовой характер, т.е. реализуется через конституцию, правовые нормы, законы. 
2. Организованное принуждение - основа осуществления власти. Хотя политические господствующие силы применяют тактику убеждений и компромиссов.

Конечным субъектом политики являютяся господствующие классы, правящие элиты. Но политика и государственная власть не равны. 
ПВ приводит к возникновению государства. ГВ - это ПВ, которая реа-лизуется посредством специального аппарата, т.е. княжеское вече, суд, президент, парламент. 
ПВ а ГВ связано с работой лиц, которые обладают властью, т.е. это аппарат управления. В связи с наличием территории на которой осущест-вляется государственная власть. В связи с возможностью применять си-ловые структуры. 
ГВ - высшее выражение ПВ.

Функции власти. 
1. Господство - подчинение одних групп другим. 
2. Руководство - определение и законодательственное закрепление стратегии развития правящих сил. 
3. Управление - принятие решений. 
4. Контроль - обеспечение соблюдения всех дедуктивных заданий.

 

7. Причины образования  государства.1)теологич т. гос-во понимается как результат проявлен божеств воли.2)патриархальная т.  гос-ворассматривается как следствие роста и укрупнения семьи.3)договорная т. 17 век.Д.Локк Томас Гобс гос-во следствие добровольного согласия му людьми.4)т. завоеваний Шарль Монтескье. Причина образ гос-во войны.5)эконом т. К. Маркс.причин образ гос-ва появл частной собственнлсти неравенства и классов.6)с к.19в. Географич т. гос-во как результ воздейств на обществ жизнь природ и климат факторов.7)синтетическая т. объедин в себе переыдущ т. рассмат образ гос-во как многофактор процесс.

 

8. Признаки и функции  гос-ва.1)налич территор, географ простран на котор распростран власть 8. Признаки и функции гос-ва.2)отделен публич власти общества и появлен особого слоя людей профессионально занимающ управ.3)организ обществен жизни на правовых началах4)наличие института гражданства по отношен к любой др власти в стране и его независимость в отнош с друг странами.6)единоличное право легального применнения насилия и принуждения. 7)исключит право взимания налогов иных сборов с населения.ФУНКЦИИ гос-ва Внутренние:1) разработка и принятие нормативных актов, регулир все стороны жизни общества2)контроль за исполнен законов3)применение санкций к их правонаруш4)обеспечен понотой соц прав и свобод гражлан5)эконом установлен режима деятельности хозяйствен субъект и определ приоритета отраслев развития экономики.6)идеологическая формиров определ типа обществ сознания и лояльного отнош общест к власти7) экологич обеспеч права граждан на здоровую среду обитания.Внешние:1)поддержание обороно способности страны2)установ взаимовыгодных отнош с др гос-ми3)участие в деят-ти междунар организац.

 

9. Формы гос.устройства.форма правления-монархия-республика.монархия(господство одного)форма гос-ва в котор вся власть или какая либо из ее частей получ и передается по наследству членами одной семьи.Признаки:-наследственность васти-бессрочность власти.Монрахия абсолютная(неограниченная)в котор вся власть принадлежит монарху.отсут выборные органы власти.Династическая М. в котор  существ выборные органы но их полномочия существенно огранич властью монарха. Ограниченная(конституц)монархия в котор большинство властных полномоч принадлежат выборному органу. Республика- форма гос-ва, в котор органы власти формир выборным путем на установлен срок-выдвижение-срочность.(испания,швеция)Президентская республика котор сущест 2 независим системы выборов-парламентские-президентские. Главой гос-ва явл президент формир и возглав исполнит власть ответ только перед ним. В управ. Применяется система стдержек и противовесов.(США)Парламентская республ. В котор существует 1 система выборов только в парламент. Партия набравшая большинство голосов на выборах получает право формир правит. Лидер партии станов главой гос0ва премьер министром. Функции президента не значит.2)степень централиз системы управления1)унитарное гос-во  имеет един систему управ, предпологающ отсут у нижестоящ органов собствен полномоч2)федеративное гос-во имеет 2ух уровневую систему управления –наделение нижестоящ орган собствен полномоч-территориальные-национальные-смешанная (россия 83 суб59территор,24 нац)Конфедерация –временный добровольный союз нескольких гос-тв для совместного решения общих гос соц эконом и др вопросов.

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"