Шпаргалки по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:59, шпаргалка

Краткое описание

1) Объект, предмет,структура и функции политологии.Объект: политическая сфера жизни общества, процессы и явления происходящие в ней и участники этих процессов. в составе об.выдел 5 осн напр иссл-я1)изуч механизмов достиж власти и спос ее риализ.2)анализ струк и полном орган гос управ3)исслед роли и функ полит партий и организ.4)оценка роли полит лидер.5)выявлен причин полит конфлик и способ их урегулиров.ПРЕДМЕТ:поиск законов и закономерности разсития полит процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.54 Кб (Скачать файл)

10) Понятие политической  партии

Политическая партия –  это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная  идеологической общностью и борющаяся  за политическую власть.

Цели политической партии – преследование определенных целей, достижение решающих позиций в осуществлении  государственной власти, влияние  на политическую жизнь и организацию  общества. В политической системе, как  правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными  слоями, борьбой за преимущества в  осуществлении собственной политики. Сущность партии состоит в объективном  выражении, защите и проведении в  жизнь политических интересов определенных социальных групп и слоев общества, поэтому партия является определенной группой политических интересов.

Структуру политических партий составляют:

– партийный аппарат – организованная группа людей, для которых партийная, политическая деятельность является профессией;

– рядовые члены (партийная масса).

Социальную базу партии составляют ее сторонники, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые  поддерживают ее на протяжении длительного  времени. Избиратели, регулярно отдающие данной партии свои голоса на выборах, составляют ее электорат.

Функции политических партий:

– выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

– активизация и интеграция определенной части людей;

– борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (могут использоваться легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т. д.);

– подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

– разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

– политическое воспитание общества в целом или его части;

– подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Основным способом осуществления  этих функций является выдвижение партией  своих кандидатов на выборах в  законодательные органы государства  и борьба за их избрание. Политические партии развитых демократических стран  являются элементами политической организации  гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей, с тем чтобы, войдя  в государственные структуры, через  своих представителей управлять  государственной и общественной жизнью страны.

Партии и государство  четко разделяют сферы своих  функций. Партии организуют политический процесс, а власть находится у  государства. Политические партии не обладают государственной властью, но, становясь  парламентскими, они частью своих  представителей-депутатов выполняют  государственные функции. При этом партии и государство не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим  противовесом.

Виды политических партий

Классификация политических партий:

1) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (ориентированные на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

2) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;

3) по методам выполнения программы: революционные (направленные на радикальное качественное преобразование общества) и реформаторские (стремящиеся улучшить качество общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

6) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (которые в силу своего юридического статуса могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами – демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (характеризуются немногочисленностью, свободным членством, организационной нестабильностью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, укрепить связи, упрочить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (действующие на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.;

10) по интересам отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции).

Данная классификация  условна, так как одна и та же партия может быть рассмотрена с различных  позиций, классифицирована по разным основаниям. Кроме того, в силу масштабности современных политических процессов, динамики их развития данная классификация  может развиваться и далее.

 

11. Типы партий и партийные  системы.Партийная система представляет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти.В современный период в разных странах действует большое количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.Партийная система складывается в зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий.Данные категории раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или  иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического  сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная  ситуация; расстановка социально-классовых  сил и т. п.

Значительное воздействие  на формирование партийной системы  оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и  избирательные законы.

Типы партийных систем:

1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы:

– демократические — широкие гражданские права и свободы человека;

– авторитарные — непререкаемое подчинение власти;

– тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

– однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

– двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

– многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

– «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

Важнейшими основаниями, по которым оценивается эффективность  той или иной партийной системы, являются:

– восприимчивость к запросам и нуждам общества;

– способность трансформировать их во властные решения;

– возможность обеспечить демократический контроль за деятельностью властных структур.

 

12. Понятие  и виды  выборов. Принципы избирательного  права и избирательной системы.выборы- процедура формир состава органа управления или наделения полномоч должностного лица,котор производит путем голосования правоуполномоченных лиц.Функции:1)формирование органов управ2)придание должности орган власти законного харак3)отбор полит руководитВиды выборов: 1)очередные и внеочередные20национальные,региональ,местные3)прямые(1ая стадия всеобщ голосов)косвенные 2 и больше этапа США, Понятие избират права имеет объектив смысл оно означ часть законодат регулир  порядок проведвыборов2)субъектив смысл акьтвное 18, пассивное 21-30-352)право граждан учасвтв в выборах. Принципы:1)всеобщность –наделение права участ в выборах всех граждан гос.круг избираетлей огранич систем избират цензов-возраст-гражданство-здоровье-временное поражение в правах, моральное(в рос нет) наркотики,лишенеи род права2) свободное участие в выбисключ возмож давления на избирателей в его волеизъявлен. 3)принцип равенства голосов наделение избиартелей равной силой голосов4)тайность голосов5)принцип альтернативности-наличие хотя бы 2ух кандидатов на каждое из избират мест. 6)непередаваемость голоса запрет на передачу права голосов одного избир др-му.Избирательная истема- прнцип определ победит или распредел мест в органе власти в соот-ии с результат голосов.1) мажоритарная избранным считается кандидат набравший больше всего голосов. Относительная(не важно сколько хотя бы1) абсолютная более 50%.2)пропорциональное представительство кол-во мест получ партий во власти пропор числу избирателей получен на выборах.3)смешанная часть мест в органах власти распределяется в органах власти распред по 1 принципу и часть по 2ому.

 

13. Структура и полномочия  высшего законодательного органа  государственной власти в РФ. Высшим законодат органом в совремн гос-вах явл парламенты.колегеальный орган полностью или частично избираемый населением и имеющий право издания законов и иных нормат актов.Парламент Р.-федеральное собрание. 1)Совет Федерации3) Гос.Дума. Совет федер входит по 2 представит от каждого субъекта федерац(83на2=166) Гос Дума состоит из 450 депутатов избранных в пропорциональной системы (5)Требования: к члену совет федерац граждан РФ.-30лет,проживание не меньше 10лет на террит того суб от котор он назначенТреб к депутат гос думы: гражданин РФ,21г.Одно и тоже лицо не может быть одновременно членом обеих палат.Депутаты раб н настоящ основе и не могут заниматься иной оплачиваемой деят,кроме творческой.Депутат на весь срок наделяется неприкосновенностью.Полномочия совет фед.1)одобрение законопроектов принятых гос думой.2)подтверж указов президента о введение военного и ч.положения.3)объявление даты выборов през.4)решение вопроса об использовании вооруд сил рф за предел террит страны.5)участие в процедуре отреш от должности.Полномочия гос думы.1) разраб,рассмотрен и принятие ФЗ.2)дача согласия през РФ на назначение председат правительства РФ.3)утвреждение проекта фед бюджета и обеспеч отчета его исполнен.4)право амнистии.6)выдвижение обвинений против през для отрешения его от должности.7)право выражения недоверия правит-ву.

 

14. Компетенция главы государства  в РФ.ГГ-должностное лицо,занимающ высшее место в системе органов управ и наделен наиб объем властных полномочий. Юридич формы главы гос-ва:1) единолич монарх получ должность по наследству.2)единолич монарх избранный на должность своей семьей,дествующ монархом.3)Единоличный през избранный всенародной избир компан или парламентом.4)глава правит в парламен республ.5)коллегиальный орган исполн функции главы гос-ва (куба)6) глава гос-ва получ должность незакон путем. Глав гос-ва россии явл през избир всеобщ выборами на 6 лет. През может быть граждан РФ достиг 35 лет и прожив в стране не мен 10 лет.Одно и тоже лицо не может занимать должность през более 2ух сроков подрят.Полномочия през:в сфере законодат власти:-подпис и обнарод законов принят фед собран.-право отлагат вета.-право законодат инициативы.-объявлен выборов в гос думу.-право роспуска гос думы.В сфере исполнит власти- представ гос думы кандидатуры на должность председат правит РФ.-формирование состава правит.—назнач-освобождение на должность фед министров.право отставки правительства,право помилования,формир высших судебных органов власти. Иные полномочия: руководство вооруж силами РФ, формиров состава высшего командован вооруж сил, присовение и вручен гос наград..Досрочное прекращ полномочий през возможно1)по собствен инициативе2)по состоян здоровья3)при отрешении от должности. Одна треть от гос думы выдвигает обвинение две трети состава поддежка обвинения. Верховный Суд РФ-наличие состава преступ, конституц суд РФ, совет фед две шестых отреш от должности.

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"