Этапы создания и формирования структур НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

НАФТА является относительно молодым интеграционным объединением, которое по своей структуре, институциональной основе и ряду других показателей отличается от других объединений. Так, процесс экономической интеграции в рамках НАФТА существенно отличается от интеграции в рамках Европейского Союза, в котором используются средства бюджета этого объединения для подтягивания экономически менее развитых стран, в частности, для развития их инфраструктуры. В рамках НАФТА используется компенсационный механизм асимметрии таможенных тарифов в пользу Мексики. Но нет ни надгосударственного бюджета, ни субсидий Мексике; ей предстоит преодолевать свою отсталость, полагаясь только на себя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Предпосылки и особенности североамериканской интеграции
1.1. Этапы становления НАФТА……………………………………………………...............................3-6
1.2. Структура НАФТА………………………………………………………………………...7-8
1.3. Предшественники НАФТА - мексиканские «Макиалдоры» и канадо- американские кусты………………………………………………………………………… 9-13
Глава II. Современное состояние НАФТА и перспективы развития.
2.1.Результаты и перспективы развития НАФТА………………………………............................................................14-17
2.2. Положительные и отрицательные стороны интеграции……………………………………………………………………...18
2.3. Современное состояние североамериканского соглашения………………..............................................................................19-22
Заключение…………………………………………………………………..23-24
Список использованной литературы…………………………………………………………………...25-26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ЮровУ1.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

         Следует подчеркнуть, что в  отличие от Европейского союза  в НАФТА отсутствуют какие-либо  наднациональные структуры и  четкие формы регулирования интеграционного  взаимодействия. [75-84]

        В  рамках НАФТА Канада, США и  Мексика сохраняют свое внешнеторговое  законодательство, и создание таможенного  союза не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договора  существенно превос-ходит цели  формирования зоны свободной  торговли товарами.

        Согласно  многим исследованиям, в результате  либерализации торговли США, Канада  и Мексика смогут повысить  благосостояние за счет выгодного  размещения ресурсов, снижения цен,  снижения издержек по сделкам,  улучшения условий окружающей  среды, повышения активности капиталовложений  и технического прогресса. В  качестве статических эффектов  первых трех лет функционирования  НАФТА выделили общее повышение  экономического благосостояния  в каждой из стран: в США  - 3,6 млрд. $, в Мексике - 2,4 млрд. $, в  Канаде -- 1,6 млрд. $.

         В результате устранения части  тарифов общий оборот торговли  США с Канадой и Мексикой  за период 1993-2000 гг. вырос в 2 раза. Наиболее быстрые темпы роста  наблюдались в экспорте машин,  оборудования и автомобильных  запчастей из Мексики. 

         Вступление Мексики в североамериканский  интеграционный блок обеспечило  ей стабильный рост экспорта  на рынки США. Другим положительным  эффектом реализации НАФТА является  высокий темп роста инвестиций, основанных на официальных данных  государственных органов статистики  Канады.

         Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в  деятельности НАФТА. В апреле 1999 г. Комиссия договора о зоне  свободной торговли в Северной  Америке опубликовала данные  о том, что США за 5 лет существования  НАФТА за счет роста экспорта  в страны-партнеры получили 12,8 млн.  новых рабочих мест, в то время  как Мексика -- 2,2 млн., а Канада --1,3 млн. Многие аналитики считают,  что в США и Канаде исчезают  высокооплачиваемые рабочие места  по мере увеличения объемов  импорта из менее развитых  индустриальных стран, одной из  которых является Мексика. 

         У Мексики  также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК,  проникая в страну, «сметают»  отечественные малые и средние  промышленные предприятия. Таким  образом в рамках НАФТА было  уничтожено 28000 мексиканских малых  предприятий, которые не выдержали  конкуренции со стороны крупных  зарубежных компаний. В Мексике  на грани разорения находятся  200 тыс. крестьянских хозяйств. [с.4-15]

         Отрицательным  эффектом НАФТА явилось также  повышение уровня загрязнения  окружающей среды в приграничных  с США районах Мексики. Из 1750 американских компаний, которые  ведут хозяйственную деятельность  в Мексике, лишь единицы соблюдают  мексиканское законодательство  в области охраны окружающей  среды. 

         Вскоре после вступления Мексики  в НАФТА в стране разразился  тяжелейший валютный кризис. Вашингтон  использовал весь свой вес  в МВФ, чтобы тот предоставил  чрезвычайный заем Мексике, причем  в три раза больший, чем это  обычно практиковалось фондом. В  целом из различных источников  Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд долл. США для стабилизации  финансово-экономического положения  своего южного соседа.

        Если  не принимать во внимание тяжелейшие  социальные последствия кризиса,  в результате которого уровень  жизни упал ниже показателя 1980 г., то в плане экономического  роста и динамики внешней торговли  Мексика в 1995 г. восстановилась  относительно быстро. НАФТА действительно  оказалась тем «зонтиком», на  который рассчитывали правящие  круги Мексики, приступая к  переговорам по созданию североамериканской  зоны свободной торговли.[с.4-16]

        НАФТА  не только смогла выстоять  в период мексиканского кризиса,  но и в дальнейшем показала  свою жизнеспособность. По оценкам  большинства специалистов, североамериканский  интеграционный процесс к концу  90-х годов обрел необратимый  характер. Об этом свидетельствовали  не только такие показатели, как  динамика внешней торговли и  движение капиталов и услуг.  И в США, и в Канаде, и в  Мексике ни одна из политических  партий, крупных предпринимательских  организаций уже не выступала  против НАФТА.

        Даже  принимая во внимание ряд противоречивых  последствий НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение  трудно переоценить.

        Углубление  интеграции дало возможность  всем странам НАФТА с большей  эффективностью использовать свои  сравнительные преимущества. США,  например, увеличили количество  высокооплачиваемых работников  в производстве и сфере услуг.  В результате подписания соглашения  США потеряли некоторое количество  неквалифицированных рабочих мест, но при этом увеличилось производство  товаров, снизились их цены  благодаря использованию дешевой  мексиканской рабочей силы.[с.26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Положительные  и отрицательные стороны интеграции

        Главным  положительным эффектом является  высокий темп роста инвестиций. Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в  деятельности НАФТА.

        В  США и Канаде исчезают высокооплачиваемые  рабочие места по мере увеличения  объемов импорта из менее развитых  индустриальных стран, одной из  которых является Мексика. У  Мексики также есть причины  для беспокойства: американские  и канадские ТНК, проникая в  страну, уничтожают малые и средние  промышленные предприятия. Таким  образом в рамках НАФТА было  уничтожено 28000 мексиканских малых  предприятий, которые не выдержали  конкуренции со стороны крупных  зарубежных компаний.

        В  декабре 1994 г. в Мексике разразился  валютный кризис, в связи, с  чем произошёл обвал фондового  рынка, падение курса мексиканского  песо и отток краткосрочных  капиталов. Соединенные Штаты  вынуждены были реагировать на  ситуацию мгновенно. МВФ предоставил  Мексике заём, причём его размеры  были в три раза больше обычных  займов, которые ранее практиковались  фондом. В целом из различных  источников Соединенные Штаты  смогли мобилизовать 51 млрд. долл. США  для стабилизации финансово-экономического  положения своего южного соседа. НАФТА не только смогла выстоять  в период мексиканского кризиса,  но и в дальнейшем показала  свою жизнеспособность.[с.21-38]

        Следует  отметить, что в США НАФТА рассматривается  как структура, выходящая по  своему значению за рамки свободной  торговли между тремя странами-участницами.  В политическом плане предполагается  создание «сообщества демократий  Западного полушария». В торгово-экономическом  плане в Вашингтоне рассчитывают  на то, что НАФТА станет ядром  интеграционного объединения, охватывающего  весь американский континент.  В тексте договора (НАФТА) предусмотрены  перспективы и некоторые механизмы  расширения североамериканской  зоны свободной торговли. [с.45-63]

 

 

 

2.3.Современное  состояние Североамериканского соглашения

       Реализация Североамериканского соглашения о свободной торговле привело к существенным экономическим последствиям для всех стран-участниц — улучшились их макроэкономические показатели: в первую очередь возросли размеры ВВП, заметно возрос взаимный товарооборот (более чем в два раза) и масштабы инвестиционных потоков. Соглашение способствовало повышению конкурентных преимуществ американскими и канадскими корпорациями, а также снижению издержек производства за счет перевода производства в Мексику. Для Мексики присоединение к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ.[2, c.528]

       Почему  же страны решают вступить  в НАФТА? Несмотря на неравнозначность  партнеров по НАФТА, как по  уровню экономического развития, так и по масштабам экономического  потенциала, участники Соглашения  рассчитывали на существенные  экономические преимущества. Социально-экономические  цели создания НАФТА были продиктованы  интересами стран-участниц, и в  первую очередь США, которые  инициировали создание интеграционной   группировки.   Американские   корпорации  рассчитывали  еще  более усилить свои конкурентные преимущества от тесного взаимодействия с партнерами из Канады и Мексики. Все предшествующие подписанию Соглашения десятилетия постоянно имело место, усиливающееся разделение труда между тремя странами при естественно доминирующей роли США, которые стали главным источником инвестиций для соседних Канады и Мексики. Фактически, в экономическом плане образовался «центр» (США) и «периферия» (Канада и Мексика) Североамериканского субконтинента, а Канада и Мексика в результате все более тесного срастания их экономик с американской стали ее продолжением.


      Одновременно  быстрыми темпами возрастала взаимная торговля между тремя странами Северной Америки, и в Результате Канада и Мексика превратились в крупнейших торговых партнеров США.[8, c.65]

Роль стран в НАФТА

        Соединенные  Штаты в результате заключения  этого соглашения получили значительные  выгоды:

  • в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;
  • перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.
  • интеграционные связи, институционально закрепленные, обеспечивают устойчивые поставки в США сырья, материалов и полуфабрикатов из Канады и Мексики.[4, c.18]
  • в результате вывода производства в соседние страны, в первую очередь в Мексику, американские корпорации получают возможность значительно снизить издержки производства, используя гораздо более дешевую местную рабочую силу.
  • создание НАФТА заметно усилило конкурентные позиции США на фоне интеграционных процессов в других регионах мира, и в первую очередь, расширения и углубления Европейского союза, а также укрепления интеграционных группировок в Азиатско-Тихоокеанском регионе.[1, c.503]

          Участие США в региональном  интеграционном процессе превратилось  в мощный фактор долгосрочного  положительного воздействия на  внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой  – почти в 2 раза (с 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть  внешней торговли США. В начале 2000-х  средний ежегодный прирост товарооборота  с Мексикой составил более 20%, с Канадой  – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился  уже на две трети всего американского  экспорта в регионе, и эти возможности  продолжают расширяться. США нуждаются  в такой региональной экономической  интеграции для повышения своей  конкурентоспособности по отношению  к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии. [5, c.15]

        Для  Мексики членство в НАФТА означает  гарантированный доступ на американский  рынок, поглощающий ок. 80% всего  мексиканского экспорта, увеличение  притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции  с США стало стимулом неолиберальных  реформ, предпринятых мексиканским  правительством еще в начале 1980-х,  отказа от импортозамещающей  стратегии развития.

Через региональное объединение  с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело  также положительное решение  вопроса о внешнем долге после  значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство  добилось крупных кредитов от США  для реализации соглашений по свободной  торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью  проникновения на американский и  канадский рынки. Прямые иностранные  инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое. [3, c.29]

        Критики  мексиканского членства в НАФТА  указывают на то, что выгодами  от него пользуется почти исключительно  элита, но не трудящиеся. Привлекательность  Мексики для иностранных предпринимателей  связана во многом с низким  уровнем жизни (низкой оплатой  труда) и низкими экологическими  стандартами. Поэтому США не  проявляют сильной заинтересованности  в улучшении жизненного уровня  мексиканцев. 

Участие в НАФТА повернуло  Мексику к такой программе  торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем  делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической  самостоятельности – практически  невозможным.  

Информация о работе Этапы создания и формирования структур НАФТА