Следует подчеркнуть, что в
отличие от Европейского союза
в НАФТА отсутствуют какие-либо
наднациональные структуры и
четкие формы регулирования интеграционного
взаимодействия. [75-84]
В
рамках НАФТА Канада, США и
Мексика сохраняют свое внешнеторговое
законодательство, и создание таможенного
союза не предусмотрено, хотя,
как мы видим, содержание договора
существенно превос-ходит цели
формирования зоны свободной
торговли товарами.
Согласно
многим исследованиям, в результате
либерализации торговли США, Канада
и Мексика смогут повысить
благосостояние за счет выгодного
размещения ресурсов, снижения цен,
снижения издержек по сделкам,
улучшения условий окружающей
среды, повышения активности капиталовложений
и технического прогресса. В
качестве статических эффектов
первых трех лет функционирования
НАФТА выделили общее повышение
экономического благосостояния
в каждой из стран: в США
- 3,6 млрд. $, в Мексике - 2,4 млрд. $, в
Канаде -- 1,6 млрд. $.
В результате устранения части
тарифов общий оборот торговли
США с Канадой и Мексикой
за период 1993-2000 гг. вырос в 2 раза.
Наиболее быстрые темпы роста
наблюдались в экспорте машин,
оборудования и автомобильных
запчастей из Мексики.
Вступление Мексики в североамериканский
интеграционный блок обеспечило
ей стабильный рост экспорта
на рынки США. Другим положительным
эффектом реализации НАФТА является
высокий темп роста инвестиций,
основанных на официальных данных
государственных органов статистики
Канады.
Вместе с тем имеются и противоречивые,
неоднозначные последствия в
деятельности НАФТА. В апреле
1999 г. Комиссия договора о зоне
свободной торговли в Северной
Америке опубликовала данные
о том, что США за 5 лет существования
НАФТА за счет роста экспорта
в страны-партнеры получили 12,8 млн.
новых рабочих мест, в то время
как Мексика -- 2,2 млн., а Канада
--1,3 млн. Многие аналитики считают,
что в США и Канаде исчезают
высокооплачиваемые рабочие места
по мере увеличения объемов
импорта из менее развитых
индустриальных стран, одной из
которых является Мексика.
У Мексики
также есть причины для беспокойства:
американские и канадские ТНК,
проникая в страну, «сметают»
отечественные малые и средние
промышленные предприятия. Таким
образом в рамках НАФТА было
уничтожено 28000 мексиканских малых
предприятий, которые не выдержали
конкуренции со стороны крупных
зарубежных компаний. В Мексике
на грани разорения находятся
200 тыс. крестьянских хозяйств. [с.4-15]
Отрицательным
эффектом НАФТА явилось также
повышение уровня загрязнения
окружающей среды в приграничных
с США районах Мексики. Из 1750
американских компаний, которые
ведут хозяйственную деятельность
в Мексике, лишь единицы соблюдают
мексиканское законодательство
в области охраны окружающей
среды.
Вскоре после вступления Мексики
в НАФТА в стране разразился
тяжелейший валютный кризис. Вашингтон
использовал весь свой вес
в МВФ, чтобы тот предоставил
чрезвычайный заем Мексике, причем
в три раза больший, чем это
обычно практиковалось фондом. В
целом из различных источников
Соединенные Штаты смогли мобилизовать
51 млрд долл. США для стабилизации
финансово-экономического положения
своего южного соседа.
Если
не принимать во внимание тяжелейшие
социальные последствия кризиса,
в результате которого уровень
жизни упал ниже показателя 1980
г., то в плане экономического
роста и динамики внешней торговли
Мексика в 1995 г. восстановилась
относительно быстро. НАФТА действительно
оказалась тем «зонтиком», на
который рассчитывали правящие
круги Мексики, приступая к
переговорам по созданию североамериканской
зоны свободной торговли.[с.4-16]
НАФТА
не только смогла выстоять
в период мексиканского кризиса,
но и в дальнейшем показала
свою жизнеспособность. По оценкам
большинства специалистов, североамериканский
интеграционный процесс к концу
90-х годов обрел необратимый
характер. Об этом свидетельствовали
не только такие показатели, как
динамика внешней торговли и
движение капиталов и услуг.
И в США, и в Канаде, и в
Мексике ни одна из политических
партий, крупных предпринимательских
организаций уже не выступала
против НАФТА.
Даже
принимая во внимание ряд противоречивых
последствий НАФТА для стран-участниц,
общий ее потенциал и значение
трудно переоценить.
Углубление
интеграции дало возможность
всем странам НАФТА с большей
эффективностью использовать свои
сравнительные преимущества. США,
например, увеличили количество
высокооплачиваемых работников
в производстве и сфере услуг.
В результате подписания соглашения
США потеряли некоторое количество
неквалифицированных рабочих мест,
но при этом увеличилось производство
товаров, снизились их цены
благодаря использованию дешевой
мексиканской рабочей силы.[с.26]
2.2 Положительные
и отрицательные стороны интеграции
Главным
положительным эффектом является
высокий темп роста инвестиций.
Вместе с тем имеются и противоречивые,
неоднозначные последствия в
деятельности НАФТА.
В
США и Канаде исчезают высокооплачиваемые
рабочие места по мере увеличения
объемов импорта из менее развитых
индустриальных стран, одной из
которых является Мексика. У
Мексики также есть причины
для беспокойства: американские
и канадские ТНК, проникая в
страну, уничтожают малые и средние
промышленные предприятия. Таким
образом в рамках НАФТА было
уничтожено 28000 мексиканских малых
предприятий, которые не выдержали
конкуренции со стороны крупных
зарубежных компаний.
В
декабре 1994 г. в Мексике разразился
валютный кризис, в связи, с
чем произошёл обвал фондового
рынка, падение курса мексиканского
песо и отток краткосрочных
капиталов. Соединенные Штаты
вынуждены были реагировать на
ситуацию мгновенно. МВФ предоставил
Мексике заём, причём его размеры
были в три раза больше обычных
займов, которые ранее практиковались
фондом. В целом из различных
источников Соединенные Штаты
смогли мобилизовать 51 млрд. долл. США
для стабилизации финансово-экономического
положения своего южного соседа.
НАФТА не только смогла выстоять
в период мексиканского кризиса,
но и в дальнейшем показала
свою жизнеспособность.[с.21-38]
Следует
отметить, что в США НАФТА рассматривается
как структура, выходящая по
своему значению за рамки свободной
торговли между тремя странами-участницами.
В политическом плане предполагается
создание «сообщества демократий
Западного полушария». В торгово-экономическом
плане в Вашингтоне рассчитывают
на то, что НАФТА станет ядром
интеграционного объединения, охватывающего
весь американский континент.
В тексте договора (НАФТА) предусмотрены
перспективы и некоторые механизмы
расширения североамериканской
зоны свободной торговли. [с.45-63]
2.3.Современное
состояние Североамериканского соглашения
Реализация
Североамериканского соглашения о свободной
торговле привело к существенным экономическим
последствиям для всех стран-участниц
— улучшились их макроэкономические показатели:
в первую очередь возросли размеры ВВП,
заметно возрос взаимный товарооборот
(более чем в два раза) и масштабы инвестиционных
потоков. Соглашение способствовало повышению
конкурентных преимуществ американскими
и канадскими корпорациями, а также снижению
издержек производства за счет перевода
производства в Мексику. Для Мексики присоединение
к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического
развития и проведение масштабных экономических
реформ.[2, c.528]
Почему
же страны решают вступить
в НАФТА? Несмотря на неравнозначность
партнеров по НАФТА, как по
уровню экономического развития,
так и по масштабам экономического
потенциала, участники Соглашения
рассчитывали на существенные
экономические преимущества. Социально-экономические
цели создания НАФТА были продиктованы
интересами стран-участниц, и в
первую очередь США, которые
инициировали создание интеграционной
группировки. Американские
корпорации рассчитывали еще более усилить
свои конкурентные преимущества от тесного
взаимодействия с партнерами из Канады
и Мексики. Все предшествующие подписанию
Соглашения десятилетия постоянно имело
место, усиливающееся разделение труда
между тремя странами при естественно
доминирующей роли США, которые стали
главным источником инвестиций для соседних
Канады и Мексики. Фактически, в экономическом
плане образовался «центр» (США) и «периферия»
(Канада и Мексика) Североамериканского
субконтинента, а Канада и Мексика в результате
все более тесного срастания их экономик
с американской стали ее продолжением.
Одновременно
быстрыми темпами возрастала взаимная торговля
между тремя странами Северной Америки,
и в Результате Канада и Мексика превратились
в крупнейших торговых партнеров США.[8,
c.65]
Роль стран в НАФТА
Соединенные
Штаты в результате заключения
этого соглашения получили значительные
выгоды:
- в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;
- перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.
- интеграционные связи, институционально закрепленные, обеспечивают устойчивые поставки в США сырья, материалов и полуфабрикатов из Канады и Мексики.[4, c.18]
- в результате вывода производства в соседние страны, в первую очередь в Мексику, американские корпорации получают возможность значительно снизить издержки производства, используя гораздо более дешевую местную рабочую силу.
- создание НАФТА заметно усилило конкурентные позиции США на фоне интеграционных процессов в других регионах мира, и в первую очередь, расширения и углубления Европейского союза, а также укрепления интеграционных группировок в Азиатско-Тихоокеанском регионе.[1, c.503]
Участие США в региональном
интеграционном процессе превратилось
в мощный фактор долгосрочного
положительного воздействия на
внутриэкономическое развитие.
Общий товарооборот с Мексикой
только за 1993–1997 вырос почти в 2,5
раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой
– почти в 2 раза (с 197 до 364 млрд.).
На обе эти страны приходится треть
внешней торговли США. В начале 2000-х
средний ежегодный прирост товарооборота
с Мексикой составил более 20%, с Канадой
– 10%. Статус беспошлинных товаров распространился
уже на две трети всего американского
экспорта в регионе, и эти возможности
продолжают расширяться. США нуждаются
в такой региональной экономической
интеграции для повышения своей
конкурентоспособности по отношению
к основным экономическим соперникам
– ЕС и Японии. [5, c.15]
Для
Мексики членство в НАФТА означает
гарантированный доступ на американский
рынок, поглощающий ок. 80% всего
мексиканского экспорта, увеличение
притока иностранных инвестиций.
Стремление к экономической интеграции
с США стало стимулом неолиберальных
реформ, предпринятых мексиканским
правительством еще в начале 1980-х,
отказа от импортозамещающей
стратегии развития.
Через региональное объединение
с США Мексика стала постепенно
интегрироваться в глобальную экономику.
Особое значение для нее имело
также положительное решение
вопроса о внешнем долге после
значительных финансовых потерь, понесенных
в 1980-е: мексиканское правительство
добилось крупных кредитов от США
для реализации соглашений по свободной
торговле. Многие иностранные компании
стали переносить свою деятельность
на территорию Мексики с целью
проникновения на американский и
канадский рынки. Прямые иностранные
инвестиции в Мексику только за 1993–1999
выросли вдвое. [3, c.29]
Критики
мексиканского членства в НАФТА
указывают на то, что выгодами
от него пользуется почти исключительно
элита, но не трудящиеся. Привлекательность
Мексики для иностранных предпринимателей
связана во многом с низким
уровнем жизни (низкой оплатой
труда) и низкими экологическими
стандартами. Поэтому США не
проявляют сильной заинтересованности
в улучшении жизненного уровня
мексиканцев.
Участие в НАФТА повернуло
Мексику к такой программе
торговой либерализации и реструктуризации
экономики, которая в будущем
делает отход от нее затруднительным,
а возвращение к экономической
самостоятельности – практически
невозможным.