Этапы создания и формирования структур НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

НАФТА является относительно молодым интеграционным объединением, которое по своей структуре, институциональной основе и ряду других показателей отличается от других объединений. Так, процесс экономической интеграции в рамках НАФТА существенно отличается от интеграции в рамках Европейского Союза, в котором используются средства бюджета этого объединения для подтягивания экономически менее развитых стран, в частности, для развития их инфраструктуры. В рамках НАФТА используется компенсационный механизм асимметрии таможенных тарифов в пользу Мексики. Но нет ни надгосударственного бюджета, ни субсидий Мексике; ей предстоит преодолевать свою отсталость, полагаясь только на себя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Предпосылки и особенности североамериканской интеграции
1.1. Этапы становления НАФТА……………………………………………………...............................3-6
1.2. Структура НАФТА………………………………………………………………………...7-8
1.3. Предшественники НАФТА - мексиканские «Макиалдоры» и канадо- американские кусты………………………………………………………………………… 9-13
Глава II. Современное состояние НАФТА и перспективы развития.
2.1.Результаты и перспективы развития НАФТА………………………………............................................................14-17
2.2. Положительные и отрицательные стороны интеграции……………………………………………………………………...18
2.3. Современное состояние североамериканского соглашения………………..............................................................................19-22
Заключение…………………………………………………………………..23-24
Список использованной литературы…………………………………………………………………...25-26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ЮровУ1.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

        Канада, заключившая с США еще в  1988 г. Соглашение о свободной  торговле — ФТА (вступило в  силу с 1989 г.), предполагало с  помощью как прежнего (ФТА), так  и нового (НАФТА) соглашения расширить  возможности для доступа канадских компаний на рынок США, усилить экспортные возможности канадских экспортеров, получить беспрепятственный доступ канадским капиталам на мексиканский рынок и повысить свои конкурентные преимущества путем вывода туда трудоемких производств. В Канаде полагали, что гораздо более мощная экономика США еще в большей степени станет локомотивом структурных реформ и социально-экономического развития Канады. Во многом эти надежды оправдались.[4, c.16]

        Канада  – это объективно более сильный  член НАФТА, чем Мексика, но  более слабый, чем США. Потому  Канада склонна блокироваться  с Мексикой при отстаивании  своих интересов, для оказания  давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку  Мексики в противодействии протекционистским  акциям Соединенных Штатов. В  свою очередь, Мексика получила  в 1995 поддержку Канады при обращении  к МВФ и МБРР, когда возникла  необходимость срочного вмешательства  для спасения мексиканского песо.[1, c.519]

       Канада  активно выступает за расширение  зоны свободной торговли, считая  первоочередными кандидатами на  вступление в блок прежде всего  Чили, а также Колумбию и Аргентину.  Демонстрируя свою самостоятельность  и решительность, канадцы заявили,  что не станут ждать американцев,  и в 1996 заключили двустороннее  соглашение с Чили о свободной  торговле по образцу НАФТА,  а также два дополнительных  – о регулировании трудовых  отношений и об охране окружающей  среды – по образцу соответствующих  тройственных соглашений 1993 между  Канадой, США и Мексикой. Канада  заключила со многими странами  Латинской Америки различные  двусторонние соглашения по отдельным  вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею  об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом.

Канада самым активным образом включилась в осуществление  плана создания Свободной торговой зоны. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого  соглашения, которое было объявлено  приоритетом канадской политики в регионе. [7]

       Таким  образом, Канада в течение всего  одного десятилетия превратилась  из довольно пассивного наблюдателя  в полноправного и активного  участника многосторонних процессов  и мероприятий стран региона.  При этом канадцы выступают  в традиционной для себя роли  посредника между странами с  разными уровнями экономического  развития и разной идеологической  ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         При оценке НАФТА наиболее  важно не то, будут ли созданы  или уничтожены рабочие места  в процессе либерализации торговли. Важно то, что соглашение бесспорно  способствовало общему повышению  конкурентоспособности стран, а  значит, и отдельных корпораций, которые смогли увеличить эффективность  своей хозяйственной деятельности. Либерализация торговли в Северной  Америке должна способствовать  международной специализации производства, увеличению внешнеторгового оборота,  снижению потребительских цен,  росту выпуска продукции, повышению  уровня занятости, а в конечном  счете и жизненного уровня  населения. Развитие интеграционных  связей должно обеспечивать подтягивание  экономического уровня стран-аутсайдеров  до страны-лидера. С точки зрения  долгосрочной перспективы НАФТА  для США означает возможность  использования в национальной  экономике наиболее квалифицированного  и дорогого труда, а это,  по сути, - социальная реформа  самого высокого уровня.

         Следует учесть, что в США НАФТА  рассматривается как структура,  выходящая по своему значению  за рамки свободной торговли  между тремя странами-участницами,  она является краеугольным камнем  для более широкой интеграции  стран Западного полушария. В  политическом плане предполагается  создание «сообщества демократий  Западного полушария». В торгово-экономическом  плане в Вашингтоне рассчитывают  на то, что НАФТА станет ядром  интеграционного объединения, охватывающего  весь американский континент.  В тексте договора (НАФТА) предусмотрены  перспективы и некоторые механизмы  расширения североамериканской  зоны свободной торговли. Будущее  покажет, оправдает ли НАФТА  эти ожидания. Однако уже сейчас  можно сказать, что соглашение  играет важную роль в процессе  демократизации экономических отношений  на американском континенте.

         Время,  прошедшее  с  момента   заключения  НАФТА  (Североамериканского  Соглашения о свободной торговле) никоим образом не уменьшило  накал  страстей дебатов на  эту тему и не смогло соединить   два  края  пропасти,  разделившей  сторонников НАФТА и его противников  в 1993 году. Это во  многом  обусловлено  тем, что полемика  по поводу  НАФТА, как  раньше  так   и  сейчас  затрагивает гораздо  больший спектр вопросов, чем  просто торговля между  США,  Мексикой  и Канадой. С этим  соглашением многие жители этих  стран  связывают  надежды   и тревоги, имеющие отношение  к глобализации экономики.

         Реализация Североамериканского  соглашения о свободной торговле  привело к существенным экономическим  последствиям для всех стран-участниц  — улучшились их макроэкономические  показатели: в первую очередь возросли размеры ВВП, заметно возрос взаимный товарооборот (более чем в два раза) и масштабы инвестиционных потоков. Соглашение способствовало повышению конкурентных преимуществ американскими и канадскими корпорациями, а также снижению издержек производства за счет перевода производства в Мексику. Для Мексики присоединение к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ.

         Объединяясь страны – участницы  НАФТА руководствовались не только  меркантильными интересами и  экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе единения лежат  также  общая идеология, системы  ценностей и присущее всем  европейским политическим системам  уважение прав и свобод человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авдокушин Е.Ф. Международные  экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ  "Маркетинг", 1999 - 264 с.

2.Бандурин В.В., Рацич Б.Г., Чатич М. Глобализация мировой  экономики и Россия. - М.: Буквица, 1999. - 279 с.

3.Зверев Ю.М. Мировая  экономика и международные экономические  отношения: Учебное пособие / Калинингр.  ун-т. - Калининград, 2000.

4.Макконнелл К.Р., Брю С.Л.  Экономикс: Принципы, проблемы и  политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го  изд. T.I. - М.: Республика, 1992. - 399с.: табл., граф.

5.Якобсон А.Я., Максимов  И.М. Лекции по мировой экономике:  Учебное пособие. - Иркутск: ИрГУПС, 2006. - 87 с.

6.Голунов С.В. Безопасность  американо-мексиканской границы:  опыт пограничной политики США  // США и Канада. - 2008. - №4(460). - С.32 - 47

7.Голунов С.В. Повестка  безопасности американо-канадской  границы: до и после 11 сентября 2001 г. // США и Канада. - 2009. - №4(472). - С.45 - 62

8.Комкова Е.Г. Новый  этап канадо-американской интеграции // США и Канада. - 2008. - №5(461). - С.15 - 30

9.Глинкин А.Н. В поисках компромисса//Латинская Америка.-1997.-№10. -с.6-14

10. Глинкин А.Н. Интеграционные процессы и перспективы создания зоны свободной торговли в Западном полушарии//Латинская Америка.- 2001.- №5. -с.4-17

11. Глинкин А.Н. НАФТА после мексиканского кризиса//Латинская

12. Америка. -1997.- №2. -с.24-34

13. Глинкин А.Н. Соглашение по AJ1KA: за год до финиша// Латинская Америка.- 2004. -№1. -с.4-21

14. Гурриа Х.А. Приоритеты внешней  политики Мексики//Латинская Америка.  — 1997.- №3.- с.46-51

15. Зименков Р.И. Торгово-экономические отношения США со странами Латинской Америки//США Канада: Экономика. Политика. Культура. -2003. -№6. -с.30-45

16. Касымова H.A. НАФТА: предпосылки создания и тенденции развития//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2001. -№9. -с.99

17. Клинов В.Г. Интеграция экономик США и Канады: результаты и перспективы// США Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2006. - № 6. - с. 75-84

18. Клочковский JI.JI. Латинская Америка  в постиндустриальном мире//Латинская  Америка. -2000. -№12. -с.4-15.

19. Клочковский Л.Л. Латинская Америка на рубеже веков: новые тенденции хозяйственной эволюции//Латинская Америка. -2002. -№12. -с.4-16

20. Комкова Е.Г. Канада на переговорах о ФТАА//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2002. -№11. -с.45-63

21. Комкова Е.Г. Канадо мексиканские отношения и НАФТА// США-Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2004. -№9. -с.26// www.worldpolitics.redline.ru/Komkova-Canado.htm

22. Комкова Е.Г. Канадский доллар в контексте североамериканской интеграции//США-Канада: Экономика. Политика. Культура. -2003. №9. -с.21-38

~ ~


Информация о работе Этапы создания и формирования структур НАФТА