Ядерная проблема КНДР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Ядерная проблема КНДР существует и, по моему мнению, будет существовать вечно. В самом факте переговоров или факте стремления к переговорам Пхеньян видит гарантии безопасности режима, а в той экономической помощи, которую он получает за участие в переговорах (от Пекина) или в моменты ослабления напряженности (от мирового сообщества), - источник своего хозяйственного выживания. КНДР манипулирует миром, заставляя его жить по ее правилам. Вопрос только в том, насколько это серьезно, и могут ли, на первый взгляд, такие достаточно привычные «выходки» Северной Кореи действительно превратится в реальную угрозу всему человечеству.

Вложенные файлы: 1 файл

ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР.docx

— 34.74 Кб (Скачать файл)

 

января 2003 года внеочередная сессия СУ МАГАТЭ консенсусом приняла резолюцию, в которой содержится призыв к КНДР продолжать сотрудничество с Агентством, восстановить функционирование оборудования по мониторингу и обеспечить возвращение в страну инспекторов МАГАТЭ. Важно также, что в резолюции отмечается необходимость урегулирования возникшей ситуации мирным путем.

 

-12 января состоялись неофициальные  контакты губернатора штата Нью-Мексико  У. Ричардсона и зам. постпреда  КНДР при ООН Хан Сон Ера,  где им было отфиксировано  стремление корейцев продемонстрировать  готовность к обсуждению ядерной  программы в формате переговоров.

 

января 2003 года КНДР официально уведомила Председателя Совета безопасности ООН и все страны-участники  ДНЯО о выходе из договора. Можно  считать, что с 11 апреля 2003 года Северная Корея де-факто находится вне  рамок Договора о нераспространении  ядерного оружия.

 

апреля 2003 года Центральное  телеграфное агентство КНДР опубликовало заявление Министерства иностранных  дел, в котором говорилось, что  КНДР «успешно перерабатывает более 8000 облученных топливных элементов… после  возобновления нашей ядерной  деятельности в декабре прошлого года».

 

февраля 2005 года Министерство иностранных дел КНДР выступило  с заявлением, в котором говорится, что Северная Корея обладает ядерным  оружием, и что страна будет «наращивать  свой ядерный арсенал ради защиты выбранных нашим народом идей, строя, свободы и демократии». Это  заявление было сделано в ответ  на «враждебную политику США в  отношении КНДР», которая «требует того, чтобы наша страна обладала ядерным  сдерживанием».

 

2. Современное состояние  Северо-Корейской ядерной проблемы. Пути ее решения

 

ядерный оружие программа переговоры

 

Из первой главы нам  стало известно, что Северная Корея  боится, в буквальном смысле этого  слова, США и основная причина  того, зачем она продолжает разработки по созданию ядерного оружия это - стремление обеспечить безопасность собственного режима. США, в свою очередь, не спускают глаз с Пхеньяна в связи с поддержкой им террористической деятельности, что  послужило основанием для применения Вашингтоном экономических санкций  против Северной Кореи. Наблюдая последствия  войн в Афганистане и Ираке, Пхеньян  допускает, что может стать следующей  мишенью для атаки со стороны  США. Поэтому Северная Корея стремится  к созданию ядерного оружия, надеясь, что это поможет удержать США  от применения военной силы. Вторая причина состоит в том, что  обладание ядерным оружием создает  для Пхеньяна преимущества на переговорах. Безопасности северокорейского режима можно добиться просто путем улучшения  отношений с Соединенными Штатами. Северная Корея считает, что обладание  ею ядерным оружием побудит Вашингтон  к улучшению с ней отношений. Вот почему Северная Корея убеждена, что наличие у нее собственной  ядерной программы - эффективный  способ усадить США за стол переговоров  и обеспечить собственную безопасность. Помимо этого Пхеньян рассчитывает извлечь экономические выгоды, в  частности, в рамках программ оказания помощи. Также наличие причин невоенного характера. Важной целью Пхеньяна, по мнению большинства экспертов, является политическое и физическое выживание  существующего режима, и именно в  этом контексте следует рассматривать  задачи ядерной программы КНДР в  невоенной сфере. Такими задачами являются: выход из тяжелого экономического положения, чего можно добиться, получив гуманитарную помощь в обмен на свертывание  ядерной программы, привлечение  инвестиций и решение проблемы нехватки энергии. Демонстративное развитие ядерной программы, позволяющее  в течение длительного времени  обеспечивать мобилизацию общества, его лояльность и преданность, может  быть также использовано для укрепления правящего режима. Для этого Пхеньян  создает образ врага и поддерживает миф о непобедимости северокорейских  вооруженных сил. Поэтому вполне можно сказать, что осуществление  ядерной программы - важная часть  национальной стратегии Северной Кореи.

 

На сегодняшний день существуют, по моему мнению, временно эффективные  меры по урегулированию северокорейской  ядерной проблемы.

 

Это переговоры, будь они  двусторонние, или так называемые «шестисторонние переговоры», куда входят такие страны как: Россия, Китай, Япония, США, Южная и Северная Корея.

 

.1 Шестисторонние переговоры  как путь решения. Предыстория

 

С наступлением 2003 года, начинаются попытки урегулирования ядерного вопроса  в Северной Корее и организовывается встреча с главами делегаций шести стран: КНР, КНДР, РК, РФ, США и Япония. Первые три раунда переговоров не дали особых результатов. Во время проведения этих трех раундов было заметное сильное противостояние КНДР и США. Америка добивалась полного свертывания программы ядерной разработки, КНДР в свою очередь не соглашалась на условия, которые предоставляли Соединенные Штаты. Так с каждым раундом шестисторонних переговоров выдвигались новые условия и предложения по денуклеаризации Корейского полуострова. И только в ходе четвертого раунда встречи «шестерки» были заметны определенные сдвиги в решении ядерной проблемы Корейского полуострова.

 

Четвертый раунд шестисторонних переговоров по ядерной проблеме на Корейском полуострове проходил в два этапа 26 июля - 7 августа и 13 - 19 сентября 2005 года в Пекине. Впервые  за всю историю шестисторонних переговоров  участникам удалось добиться принятия совместного документа. Итоговый документ о принципах денуклеаризации  в форме совместного заявления  был принят 19 сентября 2005 года по завершении переговоров. В Заявлении признается право КНДР на мирную атомную деятельность: «Северокорейская сторона заявляет о своем праве на мирное использование  атомной энергии. Прочие участники  переговоров уважают эту позицию  и соглашаются обсудить вопрос о  предоставлении КНДР легководного реактора в должное время». Кроме того, в документе отмечается, что «северокорейская сторона подтверждает обязательства  отказаться от всего ядерного оружия и осуществляемых ядерных программ, как можно скорее вернуться в  Договор о нераспространении  ядерного оружия, а также под инспекции  МАГАТЭ». КНДР и США заявляют о  намерении уважать суверенитет  друг друга, мирно сосуществовать и  стремиться к нормализации отношений. Помимо этого, в заявлении говорится  о готовности КНДР и Японии «предпринять шаги, направленные на нормализацию двусторонних отношений, в соответствии с Пхеньянской  декларацией на основе преодоления  негативного исторического прошлого и урегулирования остающихся нерешенных проблем». Китай, Япония, Южная Корея, Россия и США заявили о намерении  предоставить КНДР энергетическое содействие. Южная Корея подтвердила свое предложение от 12 июля 2005 года о предоставлении КНДР двух миллионов киловатт электроэнергии.

 

Первый этап пятого раунда прошел в Пекине 9 - 11 ноября 2005 года. С российской стороны в переговорах  приняла участие делегация во главе с заместителем министра иностранных  дел РФ Александром Алексеевым. По итогам первой сессии пятого раунда по согласованию сторон было принято Заявление  Председателя, в котором выражается настроенность стран-участниц на дальнейшую работу на основе укрепления взаимного  доверия и выполнения всех обязательств на различных направлениях и на базе скоординированного и своевременного подхода с учетом обеспечения  баланса интересов и выигрыша для всех. Несмотря на договоренность сторон вернуться за стол переговоров  как можно скорее, Пхеньян прервал  пятый раунд переговоров после  того, как США заморозили зарубежные счета нескольких северокорейских  компаний, обвинив КНДР в отмывании  денег, производстве фальшивых долларов и контрабанде наркотиков.

 

Девятого октября 2006 года КНДР объявила об успешном проведении в стране ядерного испытания, после  чего последовали несколько недель интенсивных дипломатических усилий по урегулированию ситуации. 14 октября 2006 года Советом Безопасности ООН  была единогласно принята резолюция, осуждающая действия Пхеньяна и вводящая против него ограниченные санкции.

 

- 23 декабря 2006 года состоялся  второй этап пятого раунда  шестисторонних переговоров. Он  завершился безрезультатно и  без объявления даты следующего  раунда.

 

Третий этап пятого раунда переговоров прошел 8 - 13 февраля 2007 года в Пекине. В принятом по итогам дискуссий совместном документе  содержится договоренность о первоначальных шагах в целях денуклеаризации  Корейского полуострова в рамках реализации Совместного заявления  от 19 сентября 2005 года. Ее важнейшим  элементом является взятое на себя КНДР обязательство в короткий срок остановить деятельность ядерных объектов в Йонбене, включая реактор и  завод по переработке ОЯТ, а также  допустить на них инспекторов  МАГАТЭ для осуществления необходимых  проверок и мониторинга. В обмен  на это КНДР получит экономическую, энергетическую и гуманитарную помощь в эквиваленте до одного миллиона тонн топочного мазута, включая первые поставки в эквиваленте 50 тысяч тонн. Было также согласовано создание пяти рабочих групп: по денуклеаризации  Корейского полуострова; экономическому и энергетическому сотрудничеству; механизму мира и безопасности в  Северо-Восточной Азии; по нормализации двусторонних отношений КНДР с США  и Японией.

 

- 22 марта 2007 года в Пекине  прошел первый этап шестого  раунда переговоров. Диалог оказался  прерван из-за того, что КНДР  так и не смогла получить 25 млн долларов, которые полтора года были заморожены в банке BDA в рамках односторонних санкций США. Санкции были отменены для решения ядерной проблемы, однако сам банк оказался в «черном списке» Вашингтона.

 

С 27 по 30 сентября 2007 года в  Пекине прошли заседания второго  этапа шестого раунда шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова. Участники  переговоров одобрили совместный документ «О втором этапе осуществления Совместного  заявления» (от 19 сентября 2005 года). Согласно документу, КНДР обязуется до 31 декабря 2007 года вывести из строя свои ядерные  объекты в Йонбене - действующий  ядерный реактор мощностью 5 МВт, радиохимическую лабораторию и  завод по переработке ядерного топлива.

 

- 12 июля 2008 года в Пекине  прошла очередная встреча глав  делегаций на шестисторонних  переговорах по ядерной проблеме  КНДР. В опубликованном по итогам  встречи коммюнике говорилось, что  «стороны согласились в рамках  шестистороннего процесса создать  механизм верификации денуклеаризации  Корейского полуострова, который  включает в себя посещение  объектов, изучение документов, консультации  с техническим персоналом». В  этой работе будут принимать  участие специалисты из всех  шести стран - Китая, России, США,  Японии и обоих корейских государств.

 

Прогресс на переговорах  наметился после того, как Пхеньян 26 июня передал Китаю как стране-хозяйке  переговоров сведения о своих  атомных программах. 27 июня Северная Корея взорвала охладительную башню  ядерного центра в Йонбене.

 

К концу октября 2008 года КНДР обязалась завершить ведущийся  под присмотром инспекторов МАГАТЭ и американских экспертов демонтаж объектов в Йонбене, а остальные  участники процесса - поставить Северной Корее 1 млн. тонн топлива для ТЭЦ и оказать другую экономическую помощь.

 

- 11 декабря 2008 года в  Пекине прошел очередной раунд  переговоров глав делегаций «шестерки», главной темой которого стала  верификация сворачивания ядерных  программ КНДР. По информации  сторон, им не удалось сблизить  позиции по обсуждаемому вопросу.  Главная проблема - разногласия Пхеньяна  и Вашингтона относительно конкретных мер по верификации сворачивания ядерных программ КНДР. США настаивают на том, чтобы процесс верификации включал в себя взятие проб на ядерных объектах в научно-исследовательском центре в Йонбене, однако КНДР до настоящего момента заявляла, что не пойдет на этот шаг из-за отсутствия подобного пункта в предыдущих договоренностях. 5 апреля 2009 года КНДР запустила ракету-носитель «Ынха-2» («Млечный путь») для вывода на орбиту экспериментального спутника связи «Кванменсон-2» («Яркая звезда»). Совет безопасности ООН на открытом заседании принял заявление председателя с осуждением запуска северокорейской ракеты. В заявлении отмечается, что запуск противоречит резолюции СБ ООН 1718. В документе также говорится о возможности усиления санкций в отношении Северной Кореи. В ответ 14 апреля Северная Корея объявила о том, что выходит из шестисторонних переговоров по ядерному разоружению и намерена вновь ввести в эксплуатацию объект по производству оружейного плутония. Обидчивые северокорейские власти отреагировали заявлением Министерства иностранных дел: в нем отмечалось, что действия ООН, как и шестисторонние переговоры по ядерным вопросам, являются покушением на суверенитет страны, и КНДР 'более не будет участвовать в переговорах… и не считает себя связанной любыми соглашениями, достигнутыми в ходе шестисторонних переговоров'.

 

В заявлении, распространенном официальным информационным агентством KCNA, также говорилось, что Северная Корея намерена 'всеми способами  развивать ядерные силы сдерживания  в целях самообороны', самым тщательным образом рассмотреть вопрос о  строительстве собственного реактора на легкой воде, 'вновь ввести в эксплуатацию ядерные объекты и отправить  в переработку использованные топливные  стержни'.

 

2.2 Шестисторонние переговоры  на современном этапе. Позиции  участников

 

апреля 2009 - официальная дата прекращения шестисторонних переговоров.

 

Каковы же мнения участников и стоит ли возобновлять данные переговоры?

 

Позиция России:

 

«Мы с сожалением узнали о  том, что Корейская Народно-Демократическая  Республика в одностороннем порядке  вышла из шестисторонних переговоров. Мы полагаем, что это приемлемый формат, хорошо себя зарекомендовавший  в практическом плане. Все-таки с  помощью именно шестисторонних переговоров  нам совсем недавно удалось выйти  на достаточно неплохие, приемлемые для  всех участников этого процесса решения», - сказал Путин.

 

По его словам, нужно  зафиксировать положительные результаты, достигнутые в рамках шестистороннего  формата ранее, и «без всяких эмоций и без всего, что могло бы мешать возобновлению процесса, вернуться  к нему».

 

«В то же время, на мой взгляд, было бы абсолютно неправильным, если бы мы не только повысили эмоциональный  градус восприятия того, что происходит сегодня, но и воспользовались бы этим для того, чтобы дестабилизировать  ситуацию в регионе, либо начать какую-то гонку вооружений. Мне кажется, что  это было бы самой большой ошибкой, которая вообще завела бы ситуацию в тупик», - подчеркнул российский премьер.

 

Он также отметил, что  мир должен стремиться к всеобщему  и полному ядерному разоружению.

 

«Если переходить к осуществлению  этого плана, то он должен быть всеобщим. Одна или две стороны не могут  в одностороннем порядке разоружиться и оставить другие страны на пути наращивания  ядерных вооружений. Это сложный  и долгий процесс, но, как в таких  случаях говорят, дорогу осилит идущий. Нужно начинать это движение», - отметил  Путин.

 

Китай:

 

«Шестисторонние переговоры помогут наладить общение между  участниками, будут способствовать денуклеаризации Корейского полуострова, установлению мира и стабильности в  Северо-Восточной Азии. Китай считает, что необходимо возобновить переговоры как можно раньше, и делает для  этого всё необходимое. Проведённая  в экстренном порядке встреча - это  не возобновление переговоров, а, надеюсь, встреча, которая поможет улучшить условия для возобновления переговоров», - У Давэй.

Информация о работе Ядерная проблема КНДР