Автоматизация работы специалиста отдела кадров Рыбницкого филиала ПГУ им. Т. Г. Шевченко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:15, дипломная работа

Краткое описание

Основой для учета, контроля и планирования служат всевозможные картотеки, регистрационные журналы, списки и т.д. Они постепенно накапливаются и обновляются. При большом объеме информации поиск и обобщение необходимых сведений, осуществляемых вручную, представляют собой трудоемкий процесс.
С появлением ЭВМ и использованием их для обработки информации появилась возможность автоматизировать решение многих информационно - справочных и расчетных задач.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состав и перспективы развития автоматизированного рабочего места. 6
1.1 Цели проектирования информационной системы 6
1.2 Подходы к проектированию информационных систем 7
1.2.1. Прикладные и предметные БД 7
1.2.2. Структурный и процессный подходы проектирования 9
1.3 Потребности информационных систем 10
1.4 Модели организации СУБД 13
1.5 Функциональная структура объекта автоматизации 25
1.6 Исследование потоков и структуры информации 26
1.7 Обследование документов и документооборота системы управления 27
1.8 Выводы 28
Глава 2. Разработка автоматизированного рабочего места 30
2.1 Постановка задачи 30
2.2 Проектирование структуры БД 31
2.3 Информационно - логическая модель 33
2.4 Проектирование структуры меню приложений 35
2.5 Создание приложения в среде Visual FoxPro 39
2.6 Создание приложения в среде Delphi 43
2.7 Выводы 46
Глава 2. Исследование эффективности обработки задач. 47
3.1 Краткая характеристика программного обеспечения, используемого при создании СУБД 47
3.2 Обоснование выбора программной среды разработки приложения 48
3.3 Преимущества и недостатки разработки приложения в выбранных средах 52
3.4 Тестирование работы приложений 55
3.5 Сравнение и анализ объемов полученных приложений 55
3.6 Занимаемые приложениями ресурсы процессора 56
3.7 Быстродействие обработки данных 59
3.8 Выводы 59
Заключение 60
Список литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

д1.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

Процессный подход к анализу и моделированию бизнес-процессов, а также к последующей разработке требований к информационным системам позволяет оперативно сопровождать (изменять и дорабатывать) описанные рациональные технологии работ, безболезненно (параллельно с эксплуатацией) для пользователей модернизировать информационную систему Компании, наращивать мощность базы данных и поддерживать ее в актуальном состоянии.

 

1.3 Потребности информационных систем

Информационные системы главным образом ориентированы на хранение, выбор и модификацию постоянно существующей информации. Структура информации зачастую очень сложна, и хотя структуры данных различны в разных информационных системах, между ними часто бывает много общего. На начальном этапе использования вычислительной техники для управления информацией проблемы структуризации данных решались индивидуально в каждой информационной системе. Производились необходимые надстройки над файловыми системами (библиотеки программ), подобно тому, как это делается в компиляторах, редакторах и т.д.

Но поскольку информационные системы требуют сложных структур данных, эти дополнительные индивидуальные средства управления данными являлись существенной частью информационных систем и практически повторялись от одной системы к другой. Стремление выделить и обобщить общую часть информационных систем, ответственную за управление сложно структурированными данными, явилось, на наш взгляд, первой побудительной причиной создания СУБД. Очень скоро стало понятно, что невозможно обойтись общей библиотекой программ, реализующей над стандартной базовой файловой системой более сложные методы хранения данных.

Покажем это на примере. Предположим, что мы хотим реализовать простую информационную систему, поддерживающую учет сотрудников. Система должна выполнять следующие действия: выдавать списки сотрудников по отделам, поддерживать возможность перевода сотрудника из одного отдела в другой, приема на работу новых сотрудников и увольнения работающих. Для каждого отдела должна поддерживаться возможность получения имени руководителя этого отдела, общей численности отдела, общей суммы выплаченной в последний раз зарплаты и т.д. Для каждого сотрудника должна поддерживаться возможность выдачи номера удостоверения по полному имени сотрудника, выдачи полного имени по номеру удостоверения, получения информации о текущем соответствии занимаемой должности сотрудника и о размере его зарплаты.

Предположим, что мы решили основывать эту информационную систему на файловой системе и пользоваться при этом одним файлом, расширив базовые возможности файловой системы за счет специальной библиотеки функций. Но вскоре мы увидим, что даже для такой простой системы ее реализация на базе файловой системы, во-первых, требует создания достаточно сложной надстройки для многоключевого доступа к файлам, и, во-вторых, вызывает требование существенной избыточности хранения (для каждого сотрудника одного отдела повторяется имя руководителя) и выполнение массовой выборки и вычислений для получения суммарной информации об отделах.

Но это еще не все, что обычно требуют от СУБД. Во-первых, даже в нашем примере неудобно реализовывать такие запросы как "выдать общую численность отдела, в котором работает Петр Иванович Сидоров". Было бы гораздо проще, если бы СУБД позволяла сформулировать такой запрос на близком пользователям языке. Такие языки называются языками запросов к базам данных. Таким образом, при формулировании запроса СУБД позволит не задумываться о том, как будет выполняться этот запрос.

Наконец, представим себе, что мы хотим обеспечить параллельную (например, многотерминальную) работу с базой данных сотрудников. Если опираться только на использование файлов, то для обеспечения корректности на все время модификации любого из двух файлов доступ других пользователей к этому файлу будет блокирован (вспомните возможности файловых систем для синхронизации параллельного доступа). Таким образом, зачисление на работу Петра Ивановича Сидорова существенно затормозит получение информации о сотруднике Иване Сидоровиче Петрове, даже если они будут работать в разных отделах. Настоящие СУБД обеспечивают гораздо более тонкую синхронизацию параллельного доступа к данным.

Понятие согласованности данных является ключевым понятием баз данных. Фактически, если информационная система (даже такая простая, как в нашем примере) поддерживает согласованное хранение информации в нескольких файлах, можно говорить о том, что она поддерживает базу данных. Если же некоторая вспомогательная система управления данными позволяет работать с несколькими файлами, обеспечивая их согласованность, можно назвать ее системой управления базами данных. Уже только требование поддержания согласованности данных в нескольких файлах не позволяет обойтись библиотекой функций: такая система должна иметь некоторые собственные данные (метаданные) и даже знания, определяющие целостность данных.

Таким образом, СУБД решают множество проблем, которые затруднительно или вообще невозможно решить при использовании файловых систем.

 

1.4 Модели организации СУБД

Сложность современной технологии баз данных явилась результатом развития в течении нескольких десятилетий способов обработки данных и управления информацией. Подталкиваемая, с одной стороны, нуждами и требованиями менеджмента и ограниченная, с другой стороны, возможностями технологии, обработка данных развивалась от примитивных методов пятидесятых годов к сложным интегрированным системам сегодняшнего дня. В настоящее время процесс создания максимально мощных систем управления базами данных идет полным ходом. За несколько десятилетий последовательно появились системы, основанные на трех базовых моделях данных. Перечислим эти три модели: дореляционные, реляционные и постреляционные.

Начнем с некоторых наиболее общих характеристик ранних(дореляционных) систем:

  1. Эти системы активно использовались в течение многих лет, дольше, чем используется какая-либо из реляционных СУБД. На самом деле некоторые из ранних систем используются даже в наше время, накоплены громадные базы данных, и одной из актуальных проблем информационных систем является использование этих систем совместно с современными системами.
  2. Все ранние системы не основывались на каких-либо абстрактных моделях. Как мы упоминали, понятие модели данных фактически вошло в обиход специалистов в области БД только вместе с реляционным подходом. Абстрактные представления ранних систем появились позже на основе анализа и выявления общих признаков у различных конкретных систем.
  3. В ранних системах доступ к БД производился на уровне записей. Пользователи этих систем осуществляли явную навигацию в БД, используя языки программирования, расширенные функциями СУБД. Интерактивный доступ к БД поддерживался только путем создания соответствующих прикладных программ с собственным интерфейсом.
  4. Можно считать, что уровень средств ранних СУБД соотносится с уровнем файловых систем примерно так же, как уровень языка Кобол соотносится с уровнем языка Ассемблера. Заметим, что при таком взгляде уровень реляционных систем соответствует уровню языков Ада или APL.
  5. Навигационная природа ранних систем и доступ к данным на уровне записей заставляли пользователя самого производить всю оптимизацию доступа к БД, без какой-либо поддержки системы.
  6. После появления реляционных систем большинство ранних систем было оснащено "реляционными" интерфейсами. Однако в большинстве случаев это не сделало их по-настоящему реляционными системами, поскольку оставалась возможность манипулировать данными в естественном для них режиме.

Сильные места ранних СУБД:

  • Развитые средства управления данными во внешней памяти на низком уровне;
  • Возможность построения вручную эффективных прикладных систем;
  • Возможность экономии памяти за счет разделения подобъектов (в сетевых системах).

Недостатки:

  • Слишком сложно пользоваться;
  • Фактически необходимы знания о физической организации;
  • Прикладные системы зависят от этой организации;
  • Их логика перегружена деталями организации доступа к БД.

Реляционные базы данных и системы управления реляционными базами данных являются наиболее распространенными в настоящее время, хотя наряду с общепризнанными достоинствами обладают и рядом недостатков. В настоящее время основным предметом критики постреляционных систем является не их недостаточная эффективность, а присущая этим системам некоторая ограниченность (прямое следствие простоты) при использовании в нетрадиционных областях, в которых требуются предельно сложные структуры данных. Другим, часто отмечаемым недостатком реляционных баз данных, является невозможность адекватного отражения семантики предметной области. Поэтому современные исследования в области постреляционных систем, главным образом, посвящены устранению именно этих недостатков, и во многом требования к этим системам означают просто необходимость реализации свойств, отсутствующих в большинстве текущих реляционных СУБД. В их число, например, входит полнота системы типов, поддержка иерархии и наследования типов, возможность управления сложными объектами и т.д. Таким образом постреляционные системы, сохраняя основные свойства реяционных СУБД, в то же время имеют свои, отличные от других, возможности.

Так, например СУБД POSTGRES поддерживает темпоральную модель хранения и доступа к данным. То есть для любого объекта данных, созданного в момент времени t1 и уничтоженного в момент времени t2, в БД сохраняются (и доступны пользователям) все его состояния во временном интервале (t1,t2). Обычные же БД хранят мгновенный снимок модели предметной области, и любое изменение в момент времени t некоторого объекта приводит к недоступности этого объекта в предыдущий момент времени. Хотя, на самом деле, в большинстве развитых СУБД предыдущее состояние объекта сохраняется в журнале изменений, но осуществления доступа со стороны пользователя нет.

Рассмотрим основные направления исследований и разработок в области так называемых постреляционных систем, т.е. систем, относящихся к следующему поколению (хотя термин "next-generation DBMS" зарезервирован для некоторого подкласса современных систем).

Хотя отнесение СУБД к тому или иному классу в настоящее время может быть выполнено только условно (например, иногда объектно-ориентированную СУБД O2 относят к системам следующего поколения), можно отметить три направления в области СУБД следующего поколения. Чтобы не изобретать названий, будем обозначать их именами наиболее характерных СУБД. 

  1. Направление Postgres. Основная характеристика: максимальное следование (насколько это возможно с учетом новых требований) известным принципам организации СУБД (если не считать коренной переделки системы управления внешней памятью).

  2. Направление Exodus/Genesis. Основная характеристика: создание собственно не системы, а генератора систем, наиболее полно соответствующих потребностям приложений. Решение достигается путем создания наборов модулей со стандартизованными интерфейсами, причем идея распространяется вплоть до самых базисовых слоев системы.

  3. Направление Starburst. Основная  характеристика: достижение расширяемости  системы и ее приспосабливаемости  к нуждам конкретных приложений  путем использования стандартного  механизма управления правилами. По сути дела, система представляет собой некоторый интерпретатор системы правил и набор модулей-действий, вызываемых в соответствии с этими правилами. Можно изменять наборы правил (существует специальный язык задания правил) или изменять действия, подставляя другие модули с тем же интерфейсом.

В целом можно сказать, что СУБД следующего поколения - это прямые наследники реляционных систем. Тем не менее, различные направления систем третьего поколения стоит рассмотреть отдельно, поскольку они обладают некоторыми разными характеристиками.

Развитие объектно-ориентированного программирования привело к разработке объектно-ориентированных СУБД. Направление объектно-ориентированных баз данных (ООБД) возникло сравнительно давно. Публикации появлялись уже в середине 1980-х. Однако наиболее активно это направление развивается в последние годы. С каждым годом увеличивается число публикаций и реализованных коммерческих и экспериментальных систем.

Возникновение направления ООБД определяется прежде всего потребностями практики: необходимостью разработки сложных информационных прикладных систем, для которых технология предшествующих систем БД не была вполне удовлетворительной.

Конечно, ООБД возникли не на пустом месте. Соответствующий базис обеспечивают как предыдущие работы в области БД, так и давно развивающиеся направления языков программирования с абстрактными типами данных и объектно-ориентированных языков программирования.

Что касается связи с предыдущими работами в области БД, то наиболее сильное влияние на работы в области ООБД оказывают проработки реляционных СУБД и следующее хронологически за ними семейство БД, в которых поддерживается управление сложными объектами. Кроме того, исключительное влияние на идеи и концепции ООБД и, как кажется, всего объектно-ориентированного подхода оказал подход к семантическому моделированию данных. Достаточное влияние оказывают также развивающиеся параллельно с ООБД направления дедуктивных и активных БД.

Среди языков и систем программирования наибольшее первичное влияние на ООБД оказал Smalltalk. Этот язык сам по себе не является полностью пионерским, хотя в нем была введена новая терминология, являющаяся теперь наиболее распространенной в объектно-ориентированном программировании. На самом деле, Smalltalk основан на ряде ранее выдвинутых концепций.

Информация о работе Автоматизация работы специалиста отдела кадров Рыбницкого филиала ПГУ им. Т. Г. Шевченко