Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная экономика характеризуется тем, что права предприни-мателя определяются в общедозволительном (а не разрешительном) порядке, они, по существу, выступают как естественные права членов гражданского общества: право на частную собственность, право на свободную деятельность и т.п. Без уровня, на котором осуществляется саморегулирование рыночной экономики, т.е. проявляется ее суть, бессмысленно говорить об уровне государственного регулирования рыночной экономики, ибо если нет рыночной экономики, то нет и ее государственного регулирования.

Содержание

Тема 1. Правовые формы и инструменты государственного воздействия на предприни¬мательскую деятельность в Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1.Публичная организация предпринимательства……………………………5
2.Лицензирование предпринимательской деятельности…………………….9
3.Государственная поддержка малого предпринимательства……………..13
Тема 2. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
Введение…………………………………………………………………………19
1. Правовые основы защиты предпринимательства…………………………21
2. Защита прав и законных интересов субъектов
предпринимательской деятельности………………………………………….22
2.1. Способы и механизмы защиты прав и законных
Интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Гражданско-правовая защита…………………………………………………22
2.2. Защита прав предпринимателей при их нарушении
незаконными актами государственных органов……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по предпринима.docx

— 58.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский  университет)

Факультет «Подготовки сотрудников правоохранительных органов»

Кафедра «Государственных и гражданско-правовых дисциплин»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Предпринимательское право»

Специальность 030900 – юриспруденция

Вариант № 5

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рег. №____________________

 

 

Выполнил:

Студент группы 301

______________(С. А. Лушников)                                                                                                                                                                                                                                                                             (подпись)                  (расшифровка)

 «30» марта    2014  года

 

Проверил:

                                Д. В. Деккерт

Работа _______________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      (зачтена/незачтена)

______________(___________________)       (подпись)                  (расшифровка)

«___»______________2014 года

 


Сатка, 2014

Содержание

 

Тема 1. Правовые формы и инструменты государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации.

 

Введение ……………………………………………………………………….. 3                                         

 
1.Публичная организация  предпринимательства……………………………5

 
2.Лицензирование предпринимательской  деятельности…………………….9

 
3.Государственная поддержка  малого предпринимательства……………..13

 
Тема 2. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Введение…………………………………………………………………………19

 

1. Правовые основы защиты предпринимательства…………………………21

 

2. Защита прав и законных интересов субъектов

предпринимательской деятельности………………………………………….22

 

2.1. Способы и механизмы защиты прав и законных

Интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Гражданско-правовая защита…………………………………………………22

 

2.2. Защита прав предпринимателей при их нарушении

незаконными актами государственных органов……………………………..24

Заключение……………………………………………………………………..27

 

Библиография…………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Правовые формы и инструменты государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации.

 

Введение 
           Рыночная экономика характеризуется тем, что права предпринимателя определяются в общедозволительном (а не разрешительном) порядке, они, по существу, выступают как естественные права членов гражданского общества: право на частную собственность, право на свободную деятельность и т.п. Без уровня, на котором осуществляется саморегулирование рыночной экономики, т.е. проявляется ее суть, бессмысленно говорить об уровне государственного регулирования рыночной экономики, ибо если нет рыночной экономики, то нет и ее государственного регулирования. 
             Государственное регулирование рыночной экономики связано с необходимыми и достаточными обязательными требованиями, отражающими интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают нормативные правовые и индивидуальные правовые акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество как единственный суверенный источник власти делегирует ее различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют государство и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках.  
            Органы государственной власти осуществляют данную им власть не по собственному усмотрению, не свободно (в отличие от предпринимателей), а в строгом соответствии со своей компетенцией, определенной законодательством. Следовательно, организационно-регулятивная деятельность публичных органов не является самовластной, она строго регламентирована и по своей природе (режиму) является функционально-заданной деятельностью, основанной на принципе «можно только то, что прямо предписано законодательством».

           Таким образом, уровень государственного регулирования рыночной экономики характеризуется тем, что у органов государственной власти, по существу, нет и не может быть каких-либо естественных прав, у них имеются властные функции, строго определенные законодательством для каждого публичного органа, для каждого должностного лица. Орган государственной власти не только не вправе действовать по своему усмотрению, но он не вправе и не исполнять свои властные функции.

             По существу, функции органов государственной власти - это не их права, а их обязанности, а еще точнее - полномочия, которые должны реализоваться тем или иным органом в процессе служения обществу (защиты публичных интересов) в строгом соответствии с их содержанием. Разумеется, обязанность действовать строго определенным образом не исключает вариантов поведения в рамках такой определенности, которые, в свою очередь, также должны быть строго определены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Публичная организация предпринимательства. 
          Безусловно, публичная организация предпринимательства – это властная деятельность. Наличие власти означает, что субъект власти может односторонне определять поведение других лиц, добиваться выполнения заранее определенной цели усилиями других людей, которые подчиняют свою деятельность воле наделенного властью субъекта. В демократическом обществе властная воля воплощается в законе. Реализация же правовых предписаний в жизнь проводится государственными и муниципальными органами. 
           Подчинение властной воле достигается различными методами, сочетание которых является одним из важнейших качественных показателей управления обществом. В то же время не следует забывать о том, что в целом способы и средства целенаправленного воздействия на людей детерминированы объективными условиями жизни общества: состоянием производительных сил, характером производственных отношений, политической обстановкой, конкретными историческими условиями, традициями, культурой.

            Классификация методов публичной организации общества может быть проведена по различным критериям. Большое практическое значение имеет выделение методов прямого и косвенного воздействия на общество, разновидностями которых являются административные и экономические методы воздействия на экономические процессы в обществе. 
            Методы прямого (административного) воздействия необходимы в случаях разрешения кризисных ситуаций, когда требуется обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел и т.п.). Широкое применение этих методов в мирное время пагубно влияет на развитие общества. Достаточно вспомнить практику тотального директивного планирования экономики советского периода. 
          Методы косвенного (экономического) воздействия выражаются в создании ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении через потребности исполнителей. Использование таких методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей и поэтому полученные результаты достаточно прочны. Такое взаимодействие управляющей и управляемой систем со временем обеспечивает устойчивость и развитие системы в целом, достижение стратегических успехов. 
В свободном демократическом обществе методы косвенного воздействия являются преобладающими, а методы прямого воздействия – исключительными. Так в ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определены методы государственного регулирования указанной деятельности. Исходя из принципа либерализации внешнеторговой деятельности, основным методом ее государственного регулирования является таможенно-тарифное регулирование (применение импортных и экспортных таможенных тарифов), в сущности являющееся методом косвенного (экономического) воздействия.     В виде исключения применяются также методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, которые выражаются в количественных ограничениях (квотировании и лицензировании) или даже запретах экспорта и импорта (ст. 15-19). Кроме того, применяются средства планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности.

           Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в целях обеспечения общих (публичных) интересов: обеспечения безопасности общества от возможных неблагоприятных последствий ведения предпринимательской деятельности; обеспечения стабильных макроэкономических процессов; обеспечения конкуренции и защиты прав потребителей и т.п. Для реализации этих целей государство, в частности, использует следующие средства регулирования: 
- государственную регистрацию в сфере предпринимательства; 
- общие ограничения предпринимательской деятельности, включая ее лицензирование; 
- обеспечение конкуренции на товарном рынке, финансовом рынке и рынке ценных бумаг;

- государственную поддержку  малого предпринимательства;

- государственное регулирование  цен на продукцию, работы, услуги;

- государственное регулирование  качества продукции, работ, услуг;

-организацию бухгалтерского  учета и отчетности;

- обязательные платежи  предпринимателей в бюджеты и  внебюджетныефонды; 
- таможенное регулирование предпринимательской деятельности. 
             Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность осуществляется на следующих принципах: свободы предпринимательской деятельности; признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты; поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; законности.  
             Наряду с государственным регулированием формой воздействия является государственный контроль за предпринимательской деятельностью. В зависимости от того или иного избранного критерия различают виды государственного контроля.

             Так, с точки зрения содержания (сферы применения) различают государственный контроль: за состоянием рынка (например, ведется реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, в целях предотвращения злоупотребления таким положением); за безопасностью и качеством производимых товаров (работ, услуг); за соблюдением регулируемых государством цен на товары (работы, услуги); за обеспечением защиты государственных интересов при осуществлении внешнеторговой деятельности (экспортный контроль, валютный контроль); и др. 
              С точки зрения формы различают следующие виды государственною контроля: предварительный (например, за образованием субъектов предпринимательской деятельности в процессе их государственной регистрации), текущий (например, за соблюдением требований в процессе осуществления лицензируемого вида предпринимательской деятельности) и последующий (например, за правильным исчислением и перечислением обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды). 
Большинство членов общества, включая предпринимателей, добровольно подчиняются юридическим нормам, если понимают цели и задачи государства. Это означает, что с помощью мер убеждения государство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них сформировалось необходимое понимание целесообразности юридических предписаний. 
             В определенных случаях государство вынуждено прибегать к мерам принуждения. Это происходит, когда лицо нарушило юридическую норму или законную волю властвующего субъекта. В таком случае государство воздействует на волю правонарушителя, применяет меры принуждения, влекущие для правонарушителя неблагоприятные организационные (например, отказывает в государственной регистрации предпринимателя) или экономические (например, налагает штраф за неуплату налога) последствия. 
           Законодательство закрепляет широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления обществом, включая его экономическую сферу. Так, меры административной ответственности, являясь составной частью административного принуждения, определены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ содержит немало норм об административных правонарушениях и их последствиях в сфере предпринимательства. 
Меры уголовной ответственности предпринимателей содержатся в Уголовном кодексе РФ, в специальном разд. VIII «Преступления в сфере экономики» и, в частности, в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

2. Лицензирование предпринимательской деятельности. 
            Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

           Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переосрормлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. (Ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности») 
Основными принципами осуществления лицензирования являются: 
- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; 
- установление единого перечня лицензированных видов деятельности; 
- установление единого порядка лицензирования на территории РФ; 
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость  лицензирования;

- соблюдения законности  при осуществлении лицензирования. 
             Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности в настоящее время является ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лищнзировании). Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ. Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.  
Лицензирующим органам закон предоставляет весьма широкие права, связанные с их деятельностью. Так, в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и справки; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения; устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. Данным правам лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получившим лицензию. 
              Лицензии выдаются федеральными органами государственной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта Федерации, то она действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Законом о лицензировании вводится уведомительный порядок, согласно которому для осуществления деятельности на территории иного субъекта РФ лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган данного субъекта.

Информация о работе Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности