Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:46, курсовая работа
Целью данной работы является Выявление резервов повышения эффективности предпринимательской деятельности ЗАО «Волна».
Исходя из поставленной цели, были определены задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы экономической эффективности предпринимательства;
- определить основные направления повышения эффективности предпринимательской деятельности;
- провести анализ экономических показателей предпринимательской деятельности;
- определить пути повышения эффективности предпринимательской деятельности на микроуровне ЗАО «Волна»;
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.......................................7
Сущность предпринимательства и его роль в экономике России..................................................................................................................7
Факторы влияния на предпринимательскую деятельность.......................................................................................................17
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМА РОСТА.........................................................................................23
2.1. Анализ экономических показателей предпринимательской деятельности......................................................................................................23
2.2. Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности на микроуровне..........................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................37
В последнее время произошли значительные позитивные сдвиги в понимании необходимости формирования предпринимательской этики и морали. Об этом свидетельствует, в частности, разработка проекта Кодекса корпоративного поведения, который содержит унифицированный механизм выстраивания цивилизованных взаимоотношений как внутри предпринимательских структур, так и предпринимателей между собой и с обществом. Некоторые крупные компании, понимая актуальность данной проблемы, начали создавать свои кодексы.
Таким образом, в настоящее время сложилась вполне благоприятная ситуация для формирования в России социального статуса предпринимателя. Однако решение этой задачи невозможно без разработки социально-экономической концепции роли предпринимательства в российском обществе. Следует отметить, что такие попытки неоднократно предпринимались. Однако все предлагаемые концепции имеют общую слабую сторону, которая заключается в том, что они касаются, в основном, этической стороны предпринимательской деятельности. При всей важности этого обстоятельства сводить задачу формирования социального статуса предпринимателя к разработке только этических норм нельзя. Поэтому, разделяя принципиальную позицию о необходимости нравственных основ для предпринимательства, в работе делается попытка перенести этот процесс в практическую плоскость, рассмотрев его с учетом реалий современной действительности, особенностей становления российского предпринимательства и его роли в социально-экономических процессах.
Основные особенности становления предпринимательства в России обусловлены, прежде всего, социально-экономическими процессами, связанными с переходом к рыночной экономике и оказывающими влияние на формирование внешней и внутренней среды развития предпринимательства. Одним из таких процессов является становление смешанной экономики, специфика которого во многом обусловила особенности структуры и характеристик субъектов рынка, конкурентной среды, количественных и качественных изменений формирующихся товарных и других рынков, организации товаропотоков, состояния платежеспособного спроса и т.д.
В качестве основных институциональных механизмов формирования многосекторного хозяйства применялись:
- приватизация государственных
предприятий, целями которой было
формирование широкого слоя
- либерализация экономики, целями
которой было создание условий
для свободного выбора форм
и типов хозяйства
- управление экономикой путем регулирования денежной массы, находящейся в обороте (монетаризм).
Реальным результатом такого реформирования, по нашему мнению, стало установление в России кейнсианского типа депрессии, при котором сокращающийся доход граждан (снижение конечного спроса) имел следствием сокращение доходов производства и самого производства, зарплаты и дальнейшее сокращение доходов граждан и т.д. (см. табл. 1).
Следует подчеркнуть, что монетаристская политика регулирования экономики полностью провалилась: в январе 1992 г. задолженность государственных предприятий друг другу составляла 39,7 млрд. руб., в то время как задолженность банкам достигала 400 млрд. руб. Через полгода (на 1 июля 1992 г.) задолженность предприятий выросла в 80 раз (3,2 трлн. руб.), в то время как задолженность банкам выросла всего в 3 раза и составила 1,2 трлн. руб. Таким образом, основная часть роста цен была профинансирована с помощью взаимной задолженности4. Проблема неплатежей (особенно работникам бюджетной сферы) до сих пор (2002 г.) представляет предмет забот правительства и президента.
Показатель |
Индекс, % | ||||||
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
ВВП |
-5 |
-14,5 |
-8,7 |
-12,6 |
-4 |
-5,6 |
0,4 |
Потребительские цены (разы) |
2,6 |
26,1 |
9,4 |
3,2 |
2,3 |
|
|
Цены производителя (разы) |
2,4 |
20,5 |
9,9 |
5,1 |
3,4 |
||
Сальдо госбюджета (% от ВВП) |
-17 |
-20 |
-8 |
-10,5 |
-4 |
-4,2 |
-2 |
Объем промышленного производства |
-8 |
-18 |
-14 |
-21 |
-3 |
-4 |
1,9 |
Занятость в промышленности |
-2 |
-5 |
-3 |
-11 |
-8 |
-5 |
-1,5 |
Реальная зарплата |
-3 |
-23 |
0,4 |
-8 |
-26 |
6 |
20 |
Инвестиции |
-15 |
-40 |
-12 |
-24,5 |
-9 |
-8 |
-7,5 |
Антиинфляционная политика правительства привела к установлению инфляции на уровне 20–30% в год (в 1992-93 гг. уровень инфляции достигал 20–30% в месяц). Реальная средняя заработная плата в 1993-95 гг. была на уровне 50% от уровня 1991 г. Объем инвестиций в 1992 г. упал до 55% от уровня 1991 г. Зарегистрированная безработица в стране оставалась на уровне 1-3% от численности экономически активного населения, однако скрытая безработица по предприятиям со значительной долей государственного участия доходила до 30 – 50%6.
В результате в первые годы реформы рост негосударственного сектора в ВВП не сопровождался ростом эффективности производства в формирующемся секторе экономики. В какой-то мере об этом свидетельствуют данные таблицы 3.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в негосударственном секторе, многие экономисты справедливо отмечали его слабости, проявляющиеся в следующем. В 1995 году негосударственный сектор охватывал от 70 до 90% предприятий в зависимости от отрасли промышленности, от 63 до 99% объема производства и от 65 до 97% численности занятых в соответствующих отраслях. Уже к началу 1995 г. доля предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, приватизированных в соответствии с программой малой приватизации, составила 75,2%; в том числе предприятий торговли – 71,7%, общественного питания – 78,3%, бытового обслуживания – 80,6%. С другой стороны, более 6000 самых крупных предприятий из общего числа 25 тыс. вновь созданных акционерных обществ имели долю государства в акционерном капитале. В результате либерализации экономики деление предприятий на государственные и негосударственные во многом вообще потеряло свое значение, поскольку вызванная либерализацией ситуация в производстве привела к глубокому кризису, охватившему все предприятия, независимо от их принадлежности. При этом государственную поддержку и льготы получили лишь избранные отрасли, главным образом, экспортной ориентации.
Выход России из экономического и системного кризиса и формирование долгосрочного потенциала для динамичного роста экономики невозможны без активизации роли производственного предпринимательства. Сейчас это мнение разделяют многие политики, экономисты и практики. Тем не менее, проблеме повышения роли производственного предпринимательства и в теории, и на практике уделяется недостаточно внимания. Анализ публикаций и официальных документов, посвященных проблемам перспективного развития России, структурной перестройки экономики, налаживанию производственных связей, решению социальных проблем и т.д., показал, что признание стратегического значения предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики по-прежнему недооценивается.
Не случайно, поэтому в последнее время ученые, политики и промышленники поднимают вопрос о необходимости возрождения индустриального и научно-технического потенциала России.
Большую и даже лидирующую роль в этом может сыграть производственное предпринимательство. Исходя из приоритетных задач экономической стратегии государства7, учитывающей и сочетающей интересы государства, общества и предпринимателей, можно выделить следующие перспективные направления развития российского производственного предпринимательства:
– организация специализированных структур, обеспечивающих разработку, внедрение и распространение инноваций;
– формирование источников и каналов долгосрочных инвестиций;
– производство конкурентоспособной продукции высокой степени переработки на основе инновационных технологий;
– продвижение отечественной продукции на внешние рынки;
– разработка и внедрение перспективных систем управления предпринимательскими структурами в сфере материального производства;
– развитие систем информационного обеспечения для инновационных разработок и производства;
– участие в формировании отраслей "новой экономики".
Как показывает мировой опыт, наиболее рациональными формами производственного предпринимательства, позволяющими эффективно решать перечисленные выше задачи, являются организационные структуры для скоординированного взаимодействия малого и корпоративного предпринимательства.
В нашей стране, как уже отмечалось, малое предпринимательство в сфере производства еще не получило должного развития. Так, по данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства, в 2000 г. число малых предприятий в России составило 876 тыс. На них было занято 7,6 млн. человек, которые произвели продукции общей стоимостью в 12% ВВП. При этом доля малого предпринимательства в общем объеме промышленной продукции составила 4,3%, хотя в некоторых отраслях (лесной, пищевой, легкой) она доходила до 7–9% 8 (здесь следует подчеркнуть, что в этих отраслях более распространен малый бизнес, а не инновационное предпринимательство).
Факторы можно разделить на экономические, технологические, политико-правовые, институциональные, социо-культурные, демографические и природные факторы. Каждый из них влияет на распространенность всевозможных ресурсов и определенных качеств индивидов и общества в целом, которые важны для реализации предпринимательской деятельности.
К многочисленным экономическим факторам относятся: масштаб рынков и уровень их развития, величина и распределение доходов населения, уровень платежеспособного спроса и интенсивность конкуренции в отраслях, устойчивость национальной валюты, делающая возможными перспективные проекты с большими горизонтами реализации, наличие сбережений у населения и его готовность вкладывать их в национальную экономику, доступность кредитов для реального сектора экономики, состояние основных фондов и многое другое, что влияет на входные барьеры в отраслевой бизнес и деловые риски, а в конечном итоге на предпринимательскую инициативу.
Технологические факторы включают уровень развития национальной науки, техники и технологий. Вместе с социо-культурными факторами (уровнем образования в стране, социальным и психологическим климатом предпринимательства) они определяют возможности реализации предпринимательской инициативы на мировом уровне (мировой уровень новизны и качества исполнения), выхода предпринимательства за пределы национальных границ и, в конечном итоге, превращения национальной экономики в равноправного субъекта мировой хозяйственной системы.
Оценки наличия в разных странах прорывных технологий будущего показали, что мировое разделение труда продолжает концентрироваться в 5-6 странах. Специалисты по-разному определяют эти технологии, и, по разным оценкам, их число составляет 50-60 технологий во всем мире. В России имеется 7-8 технологий, способных вывести ее в разряд передовых стран на мировом рынке. Среди них разработки в области атомной энергетики, композитных материалов, биотехнологий и ряд других. Естественно, что эти направления должны получать всемерную поддержку со стороны государства. Однако экономическую модель такой поддержки еще предстоит разрабатывать.
Политические и правовые факторы определяют стабильность отношения общества и государства, механизмы государственного управления и процедуры принятия общественно значимых решений, развитость отношений собственности, уровень развития гражданского права и правосознания в стране, механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов и их арбитраж и т.п. Все это обеспечивает надежность правовой среды предпринимательства на длительную перспективу, что позволяет накапливать сбережения, привлекать кредиты для обеспечения потребностей предпринимательского проекта в ресурсах, а также гарантирует справедливое распределение дивидендов от реализованного проекта9.
Институциональные факторы характеризуют степень развитости инфраструктуры рынка – банковской системы, системы страхования, распределительной системы (фондовой биржи для перемещения капиталов и товарных бирж, оптовой торговли продукцией, сырьем и материалами), системы рыночных посредников, обеспечивающих юридические, консультационные, рекламные и другие услуги, а также единого информационного поля, обеспечивающего своевременное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Эти факторы снижают барьеры вхождения в бизнес и уровень риска предпринимательства.