Выявление резервов повышения эффективности предпринимательской деятельности ЗАО «Волна»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является Выявление резервов повышения эффективности предпринимательской деятельности ЗАО «Волна».
Исходя из поставленной цели, были определены задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы экономической эффективности предпринимательства;
- определить основные направления повышения эффективности предпринимательской деятельности;
- провести анализ экономических показателей предпринимательской деятельности;
- определить пути повышения эффективности предпринимательской деятельности на микроуровне ЗАО «Волна»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.......................................7
Сущность предпринимательства и его роль в экономике России..................................................................................................................7
Факторы влияния на предпринимательскую деятельность.......................................................................................................17
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМА РОСТА.........................................................................................23
2.1. Анализ экономических показателей предпринимательской деятельности......................................................................................................23
2.2. Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности на микроуровне..........................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Макаревич.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

В последнее время произошли значительные позитивные сдвиги в понимании необходимости формирования предпринимательской этики и морали. Об этом свидетельствует, в частности, разработка проекта Кодекса корпоративного поведения, который содержит унифицированный механизм выстраивания цивилизованных взаимоотношений как внутри предпринимательских структур, так и предпринимателей между собой и с обществом. Некоторые крупные компании, понимая актуальность данной проблемы, начали создавать свои кодексы.

Таким образом, в настоящее время сложилась вполне благоприятная ситуация для формирования в России социального статуса предпринимателя. Однако решение этой задачи невозможно без разработки социально-экономической концепции роли предпринимательства в российском обществе. Следует отметить, что такие попытки неоднократно предпринимались. Однако все предлагаемые концепции имеют общую слабую сторону, которая заключается в том, что они касаются, в основном, этической стороны предпринимательской деятельности. При всей важности этого обстоятельства сводить задачу формирования социального статуса предпринимателя к разработке только этических норм нельзя. Поэтому, разделяя принципиальную позицию о необходимости нравственных основ для предпринимательства, в работе делается попытка перенести этот процесс в практическую плоскость, рассмотрев его с учетом  реалий современной действительности, особенностей становления российского предпринимательства и его роли в социально-экономических процессах.

Основные особенности становления предпринимательства в России обусловлены, прежде всего, социально-экономическими процессами, связанными с переходом к рыночной экономике и оказывающими влияние на формирование внешней и внутренней среды развития предпринимательства. Одним из таких процессов является  становление смешанной экономики, специфика которого во многом обусловила особенности структуры и характеристик субъектов рынка, конкурентной среды, количественных и качественных изменений формирующихся товарных и других рынков, организации товаропотоков, состояния платежеспособного спроса и т.д.

В качестве основных институциональных механизмов формирования многосекторного хозяйства применялись:

- приватизация государственных  предприятий, целями которой  было  формирование широкого слоя эффективных  собственников, повышение экономической эффективности предприятий, демонополизация экономики и создание конкурентной среды;

-  либерализация экономики, целями  которой было создание условий  для свободного выбора форм  и типов хозяйства исключительно  на основе критерия экономической эффективности, равные возможности для функционирования предприятий разных форм собственности;

- управление экономикой  путем регулирования денежной  массы, находящейся в обороте (монетаризм).

Реальным результатом такого реформирования, по нашему мнению, стало установление в России кейнсианского типа депрессии, при котором сокращающийся доход граждан (снижение конечного спроса) имел следствием сокращение доходов производства и самого производства, зарплаты и дальнейшее сокращение доходов граждан и т.д. (см. табл. 1).

Следует подчеркнуть, что монетаристская политика регулирования экономики полностью провалилась: в январе 1992 г. задолженность государственных предприятий друг другу составляла 39,7 млрд. руб., в то время как задолженность банкам достигала 400 млрд. руб. Через полгода (на 1 июля 1992 г.) задолженность предприятий выросла в 80 раз (3,2 трлн. руб.), в то время как задолженность банкам выросла всего в 3 раза и составила 1,2 трлн. руб. Таким образом, основная часть роста цен была профинансирована с помощью взаимной задолженности4. Проблема неплатежей (особенно работникам бюджетной сферы) до сих пор (2002 г.) представляет предмет забот правительства и президента.

Таблица 1

Основные экономические показатели5

Показатель

Индекс, %

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

 

ВВП

 

-5

 

-14,5

 

-8,7

 

-12,6

 

-4

 

-5,6

 

0,4

Потребительские цены (разы)

 

2,6

 

26,1

 

9,4

 

3,2

 

2,3

 

 

Цены производителя (разы)

 

2,4

 

20,5

 

9,9

 

5,1

 

3,4

   

Сальдо госбюджета

(%  от ВВП)

 

-17

 

-20

 

-8

 

-10,5

 

-4

 

-4,2

 

-2

Объем промышленного производства

 

-8

 

-18

 

-14

 

-21

 

-3

 

-4

 

1,9

Занятость в промышленности

 

-2

 

-5

 

-3

 

-11

 

-8

 

-5

 

-1,5

 

Реальная зарплата

 

-3

 

-23

 

0,4

 

-8

 

-26

 

6

 

20

 

Инвестиции

 

-15

 

-40

 

-12

 

-24,5

 

-9

 

-8

 

-7,5


Антиинфляционная политика  правительства привела к установлению инфляции на уровне 20–30% в год (в 1992-93 гг. уровень инфляции достигал 20–30% в месяц). Реальная средняя заработная плата в 1993-95 гг. была на уровне 50% от уровня 1991 г. Объем  инвестиций в 1992 г. упал до 55% от уровня 1991 г. Зарегистрированная безработица в стране оставалась на уровне 1-3% от численности экономически активного населения, однако скрытая безработица по предприятиям со значительной долей государственного участия  доходила до 30 – 50%6.

В результате в первые годы реформы рост негосударственного сектора в ВВП не сопровождался ростом эффективности производства в формирующемся секторе экономики. В какой-то мере об этом свидетельствуют данные таблицы 3.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в негосударственном секторе, многие экономисты справедливо отмечали его слабости, проявляющиеся в следующем. В 1995 году негосударственный сектор охватывал от 70 до 90%  предприятий в зависимости от отрасли промышленности, от 63 до 99% объема производства и от  65  до 97% численности занятых в соответствующих отраслях. Уже к началу 1995 г. доля  предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, приватизированных в соответствии с программой малой приватизации, составила 75,2%;  в том числе предприятий торговли – 71,7%, общественного питания – 78,3%, бытового обслуживания – 80,6%.  С другой стороны, более 6000 самых крупных предприятий из общего числа 25 тыс. вновь созданных акционерных обществ имели долю государства в акционерном капитале. В результате либерализации экономики деление предприятий на государственные и негосударственные во многом вообще потеряло свое значение, поскольку вызванная либерализацией ситуация в производстве привела к глубокому кризису, охватившему все предприятия, независимо от их принадлежности. При этом государственную поддержку и льготы получили лишь  избранные отрасли, главным образом, экспортной ориентации.

Выход России из экономического и системного кризиса и формирование  долгосрочного потенциала для динамичного роста экономики невозможны без активизации роли производственного предпринимательства. Сейчас это мнение разделяют многие политики, экономисты и практики. Тем не менее, проблеме повышения роли производственного предпринимательства и в теории, и на практике уделяется недостаточно внимания. Анализ публикаций и официальных документов, посвященных проблемам перспективного развития России, структурной перестройки экономики, налаживанию производственных связей, решению социальных проблем и т.д.,  показал, что признание стратегического значения предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики по-прежнему недооценивается.

Не случайно, поэтому в последнее время ученые, политики и промышленники поднимают вопрос о необходимости возрождения индустриального и научно-технического потенциала России.

Большую и даже лидирующую роль в этом может сыграть производственное предпринимательство. Исходя из приоритетных задач экономической стратегии государства7,  учитывающей и сочетающей интересы  государства, общества и предпринимателей, можно выделить следующие перспективные направления развития российского производственного предпринимательства:

  • развитие производств, способных наладить выпуск конкурентоспособной наукоемкой  продукции и создание новых производств инновационной направленности;

– организация специализированных структур, обеспечивающих разработку, внедрение и распространение инноваций;

– формирование источников и каналов долгосрочных инвестиций;

– производство конкурентоспособной продукции высокой степени переработки на основе инновационных технологий;

– продвижение отечественной продукции на внешние рынки;

– разработка и внедрение перспективных систем управления предпринимательскими структурами в сфере материального производства;

– развитие систем информационного обеспечения для инновационных разработок и производства;

– участие в формировании отраслей "новой экономики".

Как показывает мировой опыт, наиболее рациональными формами производственного предпринимательства, позволяющими эффективно решать перечисленные выше задачи, являются организационные структуры для скоординированного взаимодействия малого и корпоративного предпринимательства.

В нашей стране, как уже отмечалось, малое предпринимательство в сфере производства еще не получило должного развития. Так, по данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства, в 2000 г. число малых предприятий в России составило 876 тыс. На них было занято 7,6 млн. человек, которые произвели продукции общей стоимостью в 12% ВВП. При этом доля малого предпринимательства в общем объеме промышленной продукции составила 4,3%, хотя в некоторых отраслях (лесной, пищевой, легкой) она доходила до 7–9% 8  (здесь следует подчеркнуть, что в этих отраслях более распространен малый бизнес, а не инновационное предпринимательство).

 

 

 

    1. Факторы влияния на предпринимательскую деятельность

 

Факторы можно разделить на экономические, технологические, политико-правовые, институциональные, социо-культурные, демографические и природные факторы. Каждый из них влияет на распространенность всевозможных ресурсов и определенных качеств индивидов и общества в целом, которые важны для реализации предпринимательской деятельности.

К многочисленным экономическим факторам относятся: масштаб рынков и уровень их развития, величина и распределение доходов населения, уровень платежеспособного спроса и интенсивность конкуренции в отраслях, устойчивость национальной валюты, делающая возможными перспективные проекты с большими горизонтами реализации, наличие сбережений у населения и его готовность вкладывать их в национальную экономику, доступность кредитов для реального сектора экономики, состояние основных фондов и многое другое, что влияет на входные барьеры в отраслевой бизнес и деловые риски, а  в конечном итоге на предпринимательскую инициативу.

Технологические факторы включают уровень развития национальной науки, техники и технологий. Вместе с социо-культурными факторами (уровнем образования в стране, социальным и психологическим климатом предпринимательства) они определяют возможности реализации предпринимательской инициативы на мировом уровне (мировой уровень новизны и качества исполнения), выхода предпринимательства за пределы национальных границ и, в конечном итоге, превращения национальной экономики в равноправного субъекта  мировой хозяйственной системы.

Оценки наличия в разных странах прорывных технологий будущего показали, что мировое разделение труда продолжает концентрироваться в 5-6 странах. Специалисты по-разному определяют эти технологии, и, по разным оценкам, их число составляет 50-60 технологий во всем мире. В России имеется 7-8 технологий, способных вывести ее в разряд передовых стран на мировом рынке. Среди них разработки в области атомной энергетики, композитных материалов, биотехнологий и ряд других. Естественно, что эти направления должны получать всемерную поддержку со стороны государства. Однако экономическую модель такой поддержки еще предстоит разрабатывать.

Политические и правовые факторы определяют стабильность отношения общества и государства, механизмы государственного управления и процедуры принятия общественно значимых решений, развитость отношений собственности, уровень развития гражданского права и правосознания в стране, механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов и их арбитраж и т.п. Все это обеспечивает надежность правовой среды предпринимательства на длительную перспективу, что позволяет накапливать сбережения, привлекать кредиты для обеспечения потребностей предпринимательского проекта в ресурсах, а также гарантирует справедливое распределение дивидендов от реализованного проекта9.

Институциональные факторы характеризуют степень развитости инфраструктуры рынка – банковской системы, системы страхования, распределительной системы (фондовой биржи для перемещения капиталов и товарных бирж, оптовой торговли продукцией, сырьем и материалами), системы рыночных посредников, обеспечивающих юридические, консультационные, рекламные и другие услуги, а также единого информационного поля, обеспечивающего своевременное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Эти факторы снижают барьеры вхождения в бизнес и уровень риска предпринимательства.

Информация о работе Выявление резервов повышения эффективности предпринимательской деятельности ЗАО «Волна»