Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:00, лекция
Важным фактором экономического роста Республики Беларусь является развитие малого и среднего предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности играют значительную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуют повышению благосостояния граждан, формированию конкурентной среды, росту производства товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной гибкости и инновационности, поддержанию макроэкономической и социальной стабильности.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Проект
КОНЦЕПЦИЯ
государственной
поддержки малого и среднего
предпринимательства в Республике Беларусь
Важным фактором экономического
роста Республики Беларусь является
развитие малого и среднего предпринимательства.
Субъекты предпринимательской
Государство заинтересовано
в предприимчивых и добросовестных
гражданах, формирующих широкий
инновационно-активный слой предпринимателей.
Модернизация национальной экономики
предполагает формирование благоприятной
институциональной среды для
развития мощного частно-
ГЛАВА 1. Основные положения
Настоящая Концепция основана на положениях Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“, Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“ и Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, одобренных четвертым Всебелорусским народным собранием.
Настоящая Концепция определяет цели и основные направления совершенствования государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
Цель государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь заключается
в обеспечении благоприятных
условий для развития существующих
и вновь созданных субъектов
малого и среднего предпринимательства
на основе эффективных мер
При разработке настоящей
Концепции учтены национальные интересы
Республики Беларусь, в том числе
обеспечение экономической
Для безусловного обеспечения
реализации названных мер предусмотрен
переход на новый качественный уровень
действующей инфраструктуры поддержки
предпринимательства путем
ГЛАВА 2. Развитие и государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе
2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Малое и среднее предпринимательство
в Республике Беларусь в настоящее
время не оказывает столь существенного
влияния на социально-экономическое
развитие, как в ряде зарубежных
стран.
Анализ современного состояния показывает,
что в Республике Беларусь малое и среднее
предпринимательство еще не стало значимым
сектором экономики и его потенциал реализован
не полностью.
По состоянию на 1 января 2012 г. в налоговых органах республики состояло на учете 94 108 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности, их количество увеличилось за пять лет более чем в два раза. Количество действующих индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2006 годом на 14,3 процента.
На протяжении последних
нескольких лет наблюдается положительная
динамика доли занятых в малом
предпринимательстве в общем
количестве занятых в экономике.
Всего в сфере малого бизнеса
по итогам 2011 года работало 18,4 процента
от занятых в экономике,
по итогам 2006 года – 15,4 процента.
Несмотря на поступательный
рост в течение последних лет,
вклад малого предпринимательства
в основные экономические показатели
все еще незначительный. По итогам
2011 года доля субъектов малого предпринимательства
– юридических лиц в валовом
внутреннем продукте составила 15,7 процента,
в объеме промышленного производства
– 11,8 процентов, в экспорте товаров
– 34 процента. В бюджет от субъектов
малого и среднего предпринимательства
в 2011 году поступило 27,8 процента от общего
объема контролируемых налоговыми органами
платежей. Вклад субъектов малого
предпринимательства –
На протяжении последних
лет сохраняется
2.2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
На протяжении ряда лет для оказания государственной финансовой поддержки малому предпринимательству выделялись незначительные объемы денежных средств. В 2006-2009 годах Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и облисполкомами (Минским горисполкомом) оказана поддержка в реализации 402 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму 13 620,5 млн. рублей (в 2006 году – 1 043,4 млн. рублей, в 2007 году – 2 462,7 млн. рублей, в 2008 году – 4 808,9 млн. рублей, в 2009 году – 5 305,5 млн. рублей).
Принятие Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“ способствовало увеличению объемов предоставляемой поддержки и расширению круга ее получателей. В 2010 – 2011 годах оказана финансовая поддержка в реализации 507 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму 67 466,7 млн. рублей, в том числе Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей – в реализации 92 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму 5 569,1 млн. рублей, облисполкомами (Минским горисполкомом) – 415 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 61 897,6 млн. рублей, при этом за счет средств местных бюджетов, размещенных во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, предоставлены льготные банковские кредиты 300 субъектам на общую сумму 58 177,1 млн. рублей.
Вместе с тем, объемы финансовых средств, выделяемых для оказания государственной поддержки предпринимателей, остаются на достаточно низком уровне. Фактически не выполняется пункт 98 Мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“, которым предусмотрена необходимость финансирования региональных программ поддержки малого предпринимательства в размере не менее 1 процента от доходной части годовых бюджетов областей (г. Минска).
Кроме этого, не обеспечивается полное освоение финансовых средств, запланированных Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 (фактически освоено в 2011 году 42 083,9 млн. рублей, что составляет 93,5 процента от запланированных денежных средств, в 2010 году освоено 24 866,8 млн. рублей, что составляет 77,8 процента от запланированных денежных средств).
По состоянию на 15 июня
2012 г. в Республике Беларусь зарегистрировано
80 центров поддержки
Вместе с тем, центры поддержки
предпринимательства и
Большинство действующих субъектов инфраструктуры имеют очень узкую направленность и оказывают предпринимателям всего один или два вида услуг. Только единичные центры проводят такие виды работ, как маркетинговые исследования и разработку бизнес-планов. Более половины действующих инкубаторов малого предпринимательства не осуществляют иной деятельности, кроме предоставления недвижимого имущества в аренду. Таким образом, значительная часть юридических лиц лишь формально имеет статус субъекта инфраструктуры, практически не выполняя функций поддержки малого и среднего предпринимательства.
ГЛАВА 3. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Для успешного развития бизнеса
необходимо наличие в каждом регионе
полного комплекса услуг
В настоящее время в
Республике Беларусь назрела необходимость
модернизации системы инфраструктуры,
которая в разрезе
Значительную часть функций
в данной области государство
должно принять на себя. Передовой
зарубежный опыт свидетельствует, что
эффективность поддержки
Так, развитая система специализированных
правительственных учреждений и
организаций с государственным
или смешанным капиталом, обеспечивающих
скоординированное выполнение всего
комплекса задач в области
поддержки предпринимательства
существует
в США – Администрация малого бизнеса,
Японии – Агентство малых
и средних предприятий, Южной Корее, ЮАР
и Чехии – государственные корпорации
финансирования малого бизнеса, Германии
– специализированные кредитные учреждения
с государственным капиталом, Бельгии
и Люксембурге – министерства среднего
класса, Польше – Польское агентство развития
предпринимательства (PARP),
Сингапуре – Агентство по развитию предпринимательства
при Министерстве промышленности и торговли
(SPRING), Казахстане – АО ”Фонд развития
предпринимательства ”Даму“, Турции
– Государственная организация по развитию
и поддержке малого и среднего предпринимательства
Турецкой Республики (KOSGEB).
3.1. Национальный фонд поддержки предпринимательства.
Национальный фонд поддержки предпринимательства (далее – Фонд) создается в виде специализированной некоммерческой организации, основной задачей которой является всестороннее содействие развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Деятельность Фонда
Представляется обоснованным создание Фонда путем реорганизации Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, осуществляющего деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136.
В целях обеспечения в
регионах должной поддержки развития
малого предпринимательства
В результате Фонд получит разветвленную
представительскую сеть на уровне регионов,
а местные органы управления и самоуправления
будут заинтересованы в оказании содействия
подразделениям Фонда, расположенных
на подведомственных территориях.
Основной целью деятельности
Фонда должны стать стимулирование
становления и экономического роста
субъектов малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь, повышение
эффективности использования
На основе изложенной основной цели задачами деятельности Фонда должны стать:
реализация мероприятий
республиканской и региональных
программ поддержки малого и среднего
предпринимательства, обеспечение
реализации решений органов
создание, модернизация и методическое руководство субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
оказание комплексной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие в продвижении продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренний и внешний рынки, деятельность по их адаптации к внешнеторговому законодательству зарубежных стран;
содействие коммерциализации объектов промышленной собственности и стимулирование инновационной активности субъектов предпринимательствап посредством предоставления грантов и инновационных ваучеров;