Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.

Содержание

Введение.....................................................................................................................7

1. Понятие и виды монополистической деятельности. Ограничение конкуренции органами власти......................................................................................10
2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции........................................15
3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции................................................17
4. Государственное регулирование монополистической деятельности
4.1. Государственный антимонопольный контроль............................................20
4.2. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий......................................................................................................................24
4.3. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных
монополий................................................................................................................25
4.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства..29
4.5. Разграничение полномочий органов государственной власти по регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий....................31
4.6. Уведомление антимонопольного органа о сделках и действиях.............37
5. Особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
5.1. Антимонопольное регулирование в области связи.......................................39
5.2. Антимонопольное регулирование энергетики...............................................42
5.3. Антимонопольные требования к торгам........................................................45

Заключение...............................................................................................................49

Библиографический список.....................................

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентное право_Курсовая_ЕрмаковаЮН_412.doc

— 619.00 Кб (Скачать файл)

В то же время не следует забывать об антимонопольных требованиях к торгам, установленных Законом N 135-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

- координация организаторами  торгов, запроса котировок, предложений  или заказчиками деятельности  их участников;

- создание участнику торгов, запроса котировок, предложений  или нескольким участникам торгов, запроса котировок, предложений  преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

- нарушение порядка определения  победителя или победителей торгов, запроса котировок, предложений;

- участие организаторов торгов, запроса котировок, предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, предложений.

Как уже было отмечено выше, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.

Если с порядком определения победителя аукциона все довольно просто, то применительно к конкурсу нередко возникают вопросы. Так, на практике при проведении конкурса в конкурсной документации указываются принципы ранжирования при определении победителя конкурса. Как правило, наиболее ценным является аргумент стоимости предмета конкурса (применительно к договору поставки - стоимости товара). Остальные условия определения победителя конкурса представляются весьма субъективными и при желании их можно оспорить.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок, предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, предложений.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок, предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов, запроса котировок, предложений.

В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением установленных правил, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Кроме того, нарушение положений ст. 17 Закона N 135-ФЗ также является основанием для признания торгов, запроса котировок, предложений и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Таким образом, с иском о признании торгов недействительными могут обратиться:

1) заинтересованные лица - организатор, участники торгов, лица, которым отказано в участии  в торгах;

2) антимонопольный орган.

Согласно п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Это касается и случаев нарушения правил (процедуры) проведения торгов.

Если же при проведении торгов нарушены иные нормы права (например, на аукционе продано имущество лицом, не обладающим соответствующим правом распоряжения), торги признаются незаконными, а соответствующие сделки - ничтожными (Постановления Президиума ВАС РФ от 08.10.2002 N 11695/01, от 20.05.2003 N 375/03).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Антимонопольное регулирование - одна из форм государственного регулирования экономики, представляющая собой комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации. Антимонопольное регулирование направлено (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Закон о защите конкуренции):

- на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- на пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами власти.

Антимонопольное регулирование в настоящее время осуществляется Законом о защите конкуренции, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа.

Также продолжает действовать статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", дающая определение понятию "аффилированные лица". В свою очередь Закон о защите конкуренции оперирует понятием группы лиц. Данные понятия близки. Однако понятие "аффилированные лица" имеет значение, в первую очередь, для корпоративного законодательства. Закон о защите конкуренции понятие "аффилированные лица" для целей антимонопольного регулирования не использует.

Антимонопольное законодательство распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют:

- российские юридические лица;

- иностранные юридические лица;

- федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

- государственные внебюджетные фонды, ЦБ России;

- физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Под конкуренций подразумевается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Одной из мер антимонопольного регулирования является контроль за экономической концентрацией. Антимонопольный орган предварительно согласовывает сделки и действия (в том числе создание и реорганизацию коммерческих организаций), результатом которых может явиться ограничение конкуренции или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В ряде случаев, установленных законом, юридические лица уведомляют антимонопольный орган после совершении соответствующих сделок и действий.

Следствием нарушения указанного порядка может быть, в частности, ликвидация созданной организации или ее реорганизация, признание сделок недействительными в судебном порядке (ч.ч. 1-5 ст. 34 Закона о защите конкуренции).

Выполняя поставленные перед ним цели, Закон о защите конкуренции запрещает:

1. Действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Примерами таких действий могут быть навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 3 и п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, см. также постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 14746/12).

Доминирующим положением признается положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке, дающее им возможность (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции):

- оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;

- устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

- затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

2. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов. Примером являются соглашения, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок или наценок (ч.ч. 1 - 5 ст. 11, ч.ч. 1 - 3 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции, см. также постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 9966/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2013 N Ф02-853/13 ).

3. Действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Этот запрет носит общий характер и применяется вне зависимости от организатора или участников таких процедур. Нарушение запрета является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Нарушение требований антимонопольного законодательства может явиться основанием для привлечения к административной ответственности, в частности по ст.ст. 14.31-14.33, 14.40, ч. 3 и ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ. К административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 14.31-14.33 КоАП РФ, может быть привлечен любой участник группы лиц, получивший доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").

Подводя итоги проведенного исследования, хотелось бы отметить, что антимонопольное законодательство появилось как механизм ограничения предпринимательской деятельности, осуществляемой во вред конкретному лицу или рынку. Несмотря на многочисленные споры о его цели, о том, защищает ли оно конкуренцию в целом или отдельного конкурента или конкурентов, и, как следствие, колебания правоприменения от защиты прав потребителей к защите только рынка в целом как элемента публичного порядка, оно так и не утратило эту изначальную защитную функцию. Функция развития конкуренции является лишь следствием первоначального намерения законодателей - идентифицировать пределы реализации гражданских прав и обеспечить соблюдение этих пределов участниками гражданского оборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СПС "КонсультантПлюс". 2014.

2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" // "КонсультантПлюс". 2014.

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" // "КонсультантПлюс". 2014.

4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // "КонсультантПлюс". 2014.

5. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // "КонсультантПлюс". 2014.

6. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" // "КонсультантПлюс". 2014.

7. Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" // "КонсультантПлюс". 2014.

8. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "КонсультантПлюс". 2014.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" // "КонсультантПлюс". 2014.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" //"КонсультантПлюс". 2014.

11. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1288 "О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ" // "КонсультантПлюс". 2014.

12. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" // "КонсультантПлюс". 2014..

13 Приказ ФСТ РФ от 5 июня 2012 г. N 137-т/3 "Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России" // "КонсультантПлюс". 2014.

14. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "КонсультантПлюс". 2014.

15. Кушнарев Ф.А. Менеджмент  энергетических предприятий. М.: МЭИ, 2002.

16. Пудров Ю.А. Проблемы публично-правовых основ ценообразования // Правоведение. 2000. N 4.

 

Информация о работе Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства