Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:35, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.
Введение.....................................................................................................................7
1. Понятие и виды монополистической деятельности. Ограничение конкуренции органами власти......................................................................................10
2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции........................................15
3. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции................................................17
4. Государственное регулирование монополистической деятельности
4.1. Государственный антимонопольный контроль............................................20
4.2. Правовое регулирование деятельности субъектов государственных монополий......................................................................................................................24
4.3. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных
монополий................................................................................................................25
4.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства..29
4.5. Разграничение полномочий органов государственной власти по регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий....................31
4.6. Уведомление антимонопольного органа о сделках и действиях.............37
5. Особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
5.1. Антимонопольное регулирование в области связи.......................................39
5.2. Антимонопольное регулирование энергетики...............................................42
5.3. Антимонопольные требования к торгам........................................................45
Заключение...............................................................................................................49
Библиографический список.....................................
Давая оценку существующей системе правового регулирования деятельности по государственному регулированию цен на услуги субъектов естественных монополий и контролю за их применением, хотелось бы еще раз отметить, что в силу указаний Конституции РФ основы ценовой политики являются едиными на территории страны. На сегодня система нормативно-правового регулирования в рассматриваемой области несовершенна. Главный недостаток законодательной базы состоит в отсутствии единого федерального закона, определяющего основы ценовой политики государства. Вследствие этого нарушается принцип единства государственной ценовой политики и ценового регулирования.
Между тем можно заметить позитивную закономерность, состоящую в том, что с течением времени ценовое регулирование все подробнее находит отражение на уровне федеральных законов. Так, Федеральным законом "О теплоснабжении", как ни одним из отраслевых законов, тщательно регламентированы отношения по государственному регулированию тарифов: вопросы распределения полномочий между органами власти различных уровней, система отраслевых тарифов, принципы и методы ценового регулирования. Указанная тенденция свидетельствует о повышении авторитета законодательной власти и способствует стабильности нормативно-правового регулирования в России.
4.6. Уведомление антимонопольного органа о сделках и действиях
С 30 января 2014 года Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 423-ФЗ отменен уведомительный порядок, предусмотренный ст. 30 Федерального закона "О защите конкуренции".
Уведомление о совершении сделок и осуществлении действий, предусмотренных антимонопольным законодательством, подается в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) и ее территориальные органы.
Конкретный орган, в который необходимо обращаться: ФАС России или территориальный орган, установлены:
- п.п. 3.13 - 3.18 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012 N 342 (далее - Регламент по согласованию создания организаций);
- п.п. 3.9 - 3.12 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, утв. приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Регламент по согласованию приобретения акций).
Уведомление подается не позднее чем через сорок пять дней после даты совершения сделки, осуществления действия (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Закон о защите конкуренции).
В случае если сделка, иное действие требуют уведомления антимонопольного органа по нескольким основаниям, предусмотренным Законом о защите конкуренции, подается одно уведомление (ч. 8 ст. 32 Закона о защите конкуренции).
Уведомление оформляется в письменном виде в произвольной форме и подписывается заявителем или его представителем (п. 3.23 Регламента по согласованию создания организаций, п. 3.15 Регламента по согласованию приобретения акций).
Заявителями выступают (п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 32 Закона):
- лицо, которое приобрело акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок;
- при создании коммерческой организации путем слияния или присоединения - образовавшаяся в результате этого коммерческая организация;
- все лица, участвующие в создании коммерческой организации (ч. 6 ст. 32 Закона о защите конкуренции).
Одновременно с уведомлением представляются документы и сведения о видах деятельности заявителя, наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной и реализованной заявителем в течение двух предшествующих лет, и др. (ч. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции). Сведения предоставляются по форме, утвержденной приказом ФАС России от 17.04.2008 N 129.
Требования к предоставлению и оформлению уведомлений, прилагаемых к ним документов и сведений, также установлены п.п. 3.15 - 3.25, п. 3.27 Регламента по согласованию приобретения акций, п.п. 3.23 - 3.25, 3.33 - 3.38 Регламента по согласованию создания организаций.
Уведомление направляется в антимонопольный орган следующими способами:
- доставка заявителем лично;
- доставка курьером под расписку;
- направление заказным письмом с уведомлением о вручении;
- с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций);
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми антимонопольным органом заключено соглашение о взаимодействии.
Коммерческая организация, созданная (в том числе в результате слияния или присоединения) без уведомления антимонопольного органа, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции (ч. 3 ст. 34 Закона о защите конкуренции).
Сделки, осуществленные без последующего уведомления антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки или действия привели или могут привести к ограничению конкуренции (ч. 4 ст. 34 Закона о защите конкуренции).
Непредставление уведомлений, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных порядка и сроков подачи уведомлений может явиться основанием для привлечения к административной ответственности (ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ, см. также п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Ранее срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение уведомительного порядка составлял 1 год и 45 дней с момента совершения сделки или действия (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции в старой редакции).
В связи с отменой обязанности предоставления уведомления, с 30.01.2014 привлечение к административной ответственности невозможно (ч. 2 ст. 1.7 КоАП, см. также Разъяснение ФАС от 24.01.2014 г. "О необходимости подачи в антимонопольный орган уведомлений в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 423-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции").
5. Особенности антимонопольного регулирования в области связи, энергетики и торговли.
5.1. Антимонопольное регулирование в области связи
В настоящее время особую актуальность приобретает антимонопольное регулирование в области связи.
Согласно ст. 4 Закона N 147-ФЗ к сферам действия естественных монополий относятся в числе прочего услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".
Статьей 23 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, во взаимодействии с федеральным антимонопольным органом содействует развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции при оказании услуг почтовой связи.
Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).
Операторы почтовой связи, занимающие доминирующее положение на рынке услуг почтовой связи и совершающие действия, которые имеют либо могут иметь своими последствиями существенные ограничения конкуренции, ущемление интересов других граждан и организаций, создание и поддержание дефицита услуг почтовой связи либо повышение тарифов на них, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Доминирующим положением считается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии со ст. 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на
рынке определенного товара
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением указанных ниже случаев.
Так, доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются одновременно следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50% или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее 80%);
2) в течение длительного периода (не менее одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый
хозяйствующими субъектами
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона N 147-ФЗ).
Субъектом естественной монополии в области общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый оказанием услуг в условиях естественной монополии (например, одним из таких субъектов в области почтовой связи является ФГУП "Почта России").
Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35% (п. 6 ст. 5 Закона N 135-ФЗ).
Доминирующее положение организаций связи на рынке услуг связи не является нарушением антимонопольного законодательства, но служит основанием для осуществления систематического наблюдения за их деятельностью со стороны антимонопольного органа в целях недопущения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставку при наличии возможности его рентабельного производства, а также если сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Информация о работе Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства