Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Становление предпринимательства в России……………….4
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….4
1.2. Предпринимательская деятельность во второй половине 15-17 вв…………………………………………...7
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие предпринимательства……………………………………...12
Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв………..15
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………..15
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление предпринимательской деятельности……………………..19
Глава 3: Понятие, сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе………………………..22
3.1.Понятие предпринимательства в наши дни………………22
3.2. Сущность и функции предпринимательства…………….24
3.3. Проблемы предпринимательства…………………………29
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………….35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Становление
1.1. Зарождение
1.2. Предпринимательская
1.3. Эпоха Петра – как стремительное
развитие предпринимательства……………………………
Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв………..15
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия…………………….
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление
предпринимательской деятельнос
Глава 3: Понятие, сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе………………………..22
3.1.Понятие
3.2. Сущность и функции
3.3. Проблемы предпринимательства……
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Становление и развитие предпринимательской
деятельности в России связано с
коренным преобразованием сложившихся
социально-экономических
Важная и трудноразрешимая проблема построения рыночных отношений в российской экономике – проведение структурных преобразований ее отраслевого хозяйства, прежде ориентированного на индустрию производства, а не на человека, как теперь. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобы устранить этот камень преткновения на пути к цивилизованному рынку.
Целью курсовой работы является изучение
истории российского
В главе первой рассказывается о
зарождении российского
Рассматривается период Ивана Грозного,
когда преобладало купечество, и период
Петра 1 с его инвестиционным стимулированием
промышленности и новыми экономическими
реформами.
Во второй главе изложена суть реформы
1861 года, когда отменили крепостное
право, и ее последствия для предпринимател
В третьей главе я попыталась раскрыть понятие и проблемы предпринимательства на современном этапе, показать сущность и функции предпринимательства.
ГЛАВА 1: Становление
1. Зарождение
Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.
Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества излишков.
Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.
Таким образом, складывался своего
рода замкнутый круг: неблагоприятные
погодные условия приводили к
низким урожаям; низкие урожаи порождали
нищету; из-за нищеты не было достаточного
количества покупателей сельскохозяйственн
Древнерусском государстве.
Для понимания специфики развития
деловых отношений следует
В конце 9 в. наряду с товарообменом,
возникли денежные отношения.
Главными торговцами выступали киевское
правительство, князь и бояре. К торговому
каравану судов князя и бояр приставлялись
купеческие лодки, хозяева которых стремились
заручиться вооруженной и обеспечить
безопасности товаров.
Внешнеполитическая
Дона, перетаскивая затем суда по суше
волоком до Волги. Посредническую роль
в налаживании торговли с соседними народами
на северо-востоке и северо- западе играли
волжские булгары.
Об усложнении хозяйственного организма Киевской Руси свидетельствует и включение в выдающийся памятник права 11 в. - Русскую Правду - положений о купле-продаже, личном найме, хранении, поручении. В этом документе определялся порядок взимания долгов с несостоятельного должника. Достаточно четко различались и виды кредитного оборота. Относительно предпринимательского кредита следует отметить, что он вызывал неоднозначное отношение городских низов. В 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, взимавшее огромные проценты и занимавшиеся скупкой и перепродажей товаров широкого потребления по спекулятивным ценам.
В 11-13 вв. сформировались межобластные
хлебные рынки в Очной, Юго-
Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной
Руси. Южная, Юго-Западная и
Северо-Восточная Русь обеспечивали свои
потребности в зерне за счет собственного
производства, а его излишки сбывали в
Северо-Западной Руси, где неурожайные
годы случались гораздо чаще.
Характерной особенностью хлеботорговли было то, что основная масса зерна поступала в города из феодальных вотчин, а не из крестьянских хозяйств, которые не имели больших излишков. В хлеботорговле в пределах своих владений активно участвовали бояре, а операциями с зерном обычно занимались профессиональные купцы, имевшие обширные связи с различными землями. Торговцы-оптовики получили с 14 в. прозвище "житопродавцы".
Власть с конца 15 в. начала ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений, освобождая от уплаты пошлин лишь перевозимые в монастыри продукты для их вотчинного хозяйства, но не купленные для перепродажи товары.
Со второй половины 16 в., центром
Северо-Восточной Руси становится
Москва. Оживление предпринимательской
деятельности наиболее ярко отразилось
на развитии внешнеторговых связей. В
16 в. первое место по доходности занял
Крымский торговый путь. Не случайно именно
купцы, торговавшие с Крымом в городе Суроже
(ныне - Судак) отлившись своим богатством,
они именовались гостями - сурожанами.
Корпорация гостей - сурожан организовывала
торговые предприятия.
Сопровождаемые внушительной охраной
караваны возглавлялись "головным гостем"
- представителем богатейшей прослойки.
Остальные сурожане называли друг друга
"товарищами" или "складниками".
Их главным товаром были меха соболя, горностая,
рыси, куницы, белки. Большой редкостью
в караванах являлись охотничьи птицы,
моржовая кость. В Москву из Крыма привозились
ткани, пряности, вина, ювелирные изделия,
галантерейные товары.
Клиентами гостей - сурожан были в основном князья и их окружение, бояре. Представление о размерах капиталов купцов можно получить из документов, в которых зафиксированы случаи разбойных нападений. Наряду с упоминанием о сумме 1364 руб. (это составляла годовой бюджет удельного купечества), встречались и сведения о купеческом капитале, составлявшем около 1 тыс. руб. Для сравнения отметим, что годовой заработок семьи крестьянина без вычета налогов не превышал 1 руб.
Могущество сурожан, авторитет
их корпорации вызывали растущую обеспокоенность
великокняжеской власти, стремившейся
к подчинению себе представителей
торгового сословия. Иван Ш (1440-1505 гг.) нанес
три ощутимых удара по корпорации: стал
переводить в Москву провинциальных торговцев,
которые славились размерами оборотов;
переселил в столицу также часть именитого
новгородского купечества, а часть сурожан
отправил в
Новгород. Настоящим потрясением для сурожан
стало перемещение торговых путей из Сурожа
в Кафу, захваченную турками в 1475 г. Это
стало началом заката корпорации.
Другой привилегированной
- «суконщики», стоявшие на более низкой
ступени социальной лестницы. Об этом
говорит тот факт, что, в отличие от купцов
- сурожан, к ним не употреблялся термин
"гости". Основным предметом торговых
операций являлось сукно. Князь, бояре,
зажиточные горожане предпочитали носить
одежду из дорогого сукна, производимого
в Англии и Фландрии. Менее обеспеченным
слоям населения приходилось довольствоваться
более дешевыми и грубыми шерстяными тканями,
ввозимыми из Германии и Польши.
Эти товары в основном поступали в Северо-Восточную Русь, особую роль играло посредничество ганзейских купцов, продававших оптовыми партиями свой товар москвичам. Помимо сукна, ввозилось серебро, необходимое для чеканки собственных монет, а также изготовления дорогих украшений и парадной великокняжеской утвари.
Купцы неоднократно на себе испытывали бремя обид и унижений. Так, в арсенале средств, использованных в Литве, было взимание завиденных проезжих и торговых пошлин, конфискация товаров под надуманными предлогами, а то и разбойные нападения.
Великокняжеская власть, в свою очередь,
прилагала немало усилий с целью
защиты торговых интересов купечества.
Новгородско-литовский договор
1481 г. содержал статьи, в которых регулировались
условия торговли и пребывания русских
купцов. В договоре с Ганзой (1487г.) западноевропейские
купцы были вынуждены взять на себя ответственность
за компенсации купцам из
России, подвергавшимся нападениям.
Дальнейшее развитие взаимоотношений
с Ганзой привело к конфликтной
ситуации, последствием которой стала
казнь в Ревеле двух русских купцов,
приговоренных к смерти местным судом.
Иван Ш распорядился закрыть
Ганзейский немецкий двор в Новгороде,
арестовать купцов и конфисковать их товар.
Престиж русского купечества удалось поднять на новом этапе развития предпринимательства - в условиях завершения образования централизованного государства.
2. Предпринимательская
15-17 вв.
Собирание Москвой русских земель (14 в.), обретение ими политической независимости (15 в.), складывание централизованного государства оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности.
Во второй половине 15 в. значительно
увеличилась численность
С объединением русских земель Москва
стала не только царской резиденцией,
но и сосредоточием торговли страны. Высшее
столичное купечество приобретало все
больше влияния на политические события.
Характерно и то, что купцы начали активно
субсидировать царскую власть. При помощи
гостей и суконщиков князь Юрий Галицкий
в начале 15 в. сумел расплатиться со своими
многочисленными кредиторами. Удельные
князья становились нередко должниками
купцов и ростовщиков. Богатые московские
гости (В. Ховрин, А. Шихов, Г. Бобыня) неоднократно
снабжали деньгами великих князей. Они
же участвовали в каменном строительстве
15 века. Так, в
1425-1427 гг. на средства московского гостя
Ермолы (родоначальника династии
Ермолиных) сооружался Спасский собор
Андроникова монастыря в Москве.
Во внешнеполитических делах гости
все чаще совершали поездки за
границу с послами, исполняя роль переводчиков
и консультантов по политическим и торговым
делам. Это ставило их в специфические
отношения с аппаратом государственной
власти и выделяло из среды других торговых
людей
Москвы.
В свою очередь, купеческая верхушка использовалась в интересах объединительной политики московских князей. Официально закрепляя за московскими гостями определенные обязанности, правительство превращало их в проводников великокняжеской политики московских князей. Официально закрепляя за московскими гостями определенные обязанности, правительство превращало их в верных проводников великокняжеской политики как внутри государства, так и вне его.
В 16 в. торговля стала принимать все большие размеры. Центром деловой активности русских городов в 15-17 вв. становились гостиные дворы. Здесь останавливались купцы, хранились их товары и производились торговые операции. Гостиный двор представлял собой прямоугольную площадь, обнесенную каменной или деревянной стеной крепостного типа с башнями на углах, и над воротами. По внутренним сторонам стен устанавливались двух-, трехэтажные торговые и складские помещения. Для уплаты таможенных пошлин торговцами строилась таможенная изба. Площадь двора постепенно стала обстраиваться магазинами, выходящими на внутренние и внешние стороны.