История предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1: Становление предпринимательства в России……………….4
1.1. Зарождение предпринимательства |конец 9-15 вв.|……….4
1.2. Предпринимательская деятельность во второй половине 15-17 вв…………………………………………...7
1.3. Эпоха Петра – как стремительное развитие предпринимательства……………………………………...12
Глава 2: Развитие предпринимательства в период 19-20 вв………..15
2.1. Реформа 1861 года и ее последствия……………………..15
2.2. Годы НЭПа (1921-1926) – как оживление предпринимательской деятельности……………………..19
Глава 3: Понятие, сущность, функции и проблемы предпринимательства на современном этапе………………………..22
3.1.Понятие предпринимательства в наши дни………………22
3.2. Сущность и функции предпринимательства…………….24
3.3. Проблемы предпринимательства…………………………29
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по истории предпринимательства.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Чем эффективнее функционируют  предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства  является организаторская, которая  проявляется в принятии предпринимателями  самостоятельного решения об организации  собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства  наиболее комплексно проявляется в  сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

3.3. Проблемы предпринимательства.

Развитию предпринимательства в нашей стране придается огромное значение, так как оно способствует: 
• изменению отраслевой структуры экономики; 
• переориентации экономических отношений и формированию рынка; 
• разгосударствлению и приватизации имущества предприятий; 
• созданию новых мест; 
• расширению потребительского рынка; 
• повышению экспортного потенциала страны; 
• лучшему использованию местных сырьевых ресурсов; 
• повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников; 
• формированию новых ценностей и идеалов; 
• развитию благотворительной деятельности в России.

В настоящее время перед предпринимательством в России стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы  глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить. 
1. Недостаточная ресурсная база — материально-техническая и финансовая: причина — создание сектора предпринимательства на пустом месте; пути решения — льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики. 
2. Несовершенство законодательной базы: причина — нет единой законодательной основы; отсутствие законопослушания; пути решения — совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением. 
3. Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий: причина — нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности; пути решения — разработка методик по диагностированию деятельности предприятий. 
4. Слабое материально-техническое обеспечение: причина — ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование; nymu решения — распространение передового опыта. 
5. Кадры: причина — низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства; пути решения — их обучение и социальная дифференциация. 
6. Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую: причина — отсутствие финансовых возможностей на эти цели; nymu решения — развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание технополисов. 
7. Слабая государственная поддержка: причина — бюджетные ограничения, бюрократическая волокита; пути решения – разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.

Как крупная мировая держава  Россия обладает рядом очевидных  конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие проекты приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.

Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта.

Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляет сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).

Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности, недогрузки и фактического прекращения технического прогресса в стране.

В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений.

Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к  основному объему тарифных планов, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами – членами этой Организации.

По-иному  прогнозируется перспектива импорта  товаров и услуг. Их растущий допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию  многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Эти  особенности относятся к пищевой, фармацевтической, химической, автомобильной, авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам финансовых услуг и розничной торговле, мелкому и среднему бизнесу. 
Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляет лишь 
10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на помощь отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечении его прав, что в стране пока отсутствует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История российского предпринимательства  охватывает более тысячи лет. 
Его летопись – это, прежде всего, летопись становления русской государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий 
Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями. Русские предприниматели сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности национального сознания и русской культуры.

Еще в Древней Руси вокруг городов  возникало множество торговых и  промысловых поселений. Эти места получили названия погостов. На погостах совершались сделки, заключались договоры, именно здесь зародилась традиция ярмарочной торговли.

Древние купцы не были выведены в отдельное  сословие, поскольку предпринимательством и торговлей в то время занимались все слои населения, в том числе князья и бояре. Однако уже в 11-12 вв. за убийство купца полагалось гораздо более строгое наказание, чем за простого человека: ведь именно торговля приносила городам богатство и процветание. И в первом русском своде законов «Русская Правда» торговой, предпринимательской деятельности было отведено важное место. В «Русской Правде» строго разграничивались понятия отдачи имущества на хранение и займа, простого займа и отдачи денег в рост из определенного условного процента, займа – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда.

В эпоху Ивана Грозного «флагманом»  российского предпринимательства  становится род Строгановых, купеческие корни которого уходят еще в Новгород 
15 века. Особое значение приобрела торговля Строгановых с народами Урала и 
Приуралья, посредством которой, по сути дела, началось активное освоение русскими людьми Урала и Сибири.

Уже в 16-17 вв. Россия обладала сильно развитой торговой сетью. 
Именно в то время начался интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны – своего рода прообраз всероссийского рынка. В 17 веке из 
Москвы брали начало шесть основных торговых путей – Беломорский 
(Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и 
Украинский, - составлявших экономическую инфраструктуру страны.

Развитие  предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный  характер. Три четверти купеческих родов, не достигших ста лет, возникли в середине – второй половине 18 века и действовали вплоть до конца столетия. Все эти фамилии перешли в 19 век. В общем их всех купцов, которые дожили до 1917 года, большая часть имела предпринимательские корни в 17 веке, а то и глубже.

К середине 17 века торговые связи приобрели  государственный характер. 
Усилилась связь купеческого капитала с внутренним промышленным и сельскохозяйственным производством. Иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю. Таким образом, торговые уставы ограждали русских торговцев от иностранной конкуренции и одновременно увеличивали размер поступлений в казну от сбора пошлин.

Сын царя Алексея Михайловича, великий  реформатор Петр 1 впервые открыл дорогу индустриальному предпринимательству. На этот путь вполне естественно вступили выходцы из тех самых трудовых низов, которые получили свою подготовку в области так называемых «народных» ремесленно-кустарных промыслов Московской Руси. Вот почему большая часть русских предпринимателей петровского времени вышла, как и в более поздний период, из крестьян или посадских людей, тогда как в западноевропейских – из дворян. И это прежде всего самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей – Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Зимины, Коншины, 
Балины, Горбуновы. По сути, промышленность в России «выросла» из торговли.

Поддерживание народной инициативы и предприимчивости в 18 веке шло по пути отмены ограничений. Если при Петре еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II упраздняется получение «разрешительных указов на открытие нового предприятия и устройство всякого рода промышленных заведений объявлено совершенно свободным для всех». Одновременно было объявлено об уничтожении монополий («за вредни») и введении полной свободы торговли. Этот период был отмечен исключительной яркостью по необычайной интенсивности процесса индустриализации и по роли в нем частного предпринимательства. Купцы были разделены на гильдии с соответствующими привилегиями. Опора на лучшие качества русского предпринимателя и работника, использование инициативы и предприимчивости дали поразительные результаты, которые с полным основание можно назвать промышленной революцией. Количество промышленных предприятий только за 18 век увеличилось в 10-12 раз. По ряду экономических показателей 
Россия вышла на самые передовые рубежи. Прежде всего, это относится к металлургической промышленности. В промышленности сложилось своего рода разделение сфер предпринимательства – с одной стороны, развитие крупной промышленности; с другой стороны – бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремесленной промышленности.

Особый  этап развития российского предпринимательства  приходится на конец 19-20 вв. он связан с  коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного потенциала. В стране наблюдается подъем созидательного энтузиазма. Происходит обновление предпринимательства. 
Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельскохозяйственных продуктов и т.д.) к фабрикантам передовых технологий – машиностроения и металлообработки. Наблюдается гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Русские предприниматели осуществляют коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления в конце 19 
- начале 20 века составляла 15-20% национального дохода. Капитальные вложения в промышленность росли гигантскими темпами. Ускоренными темпами механизировалось производство. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. Иностранцы, как правило, допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия еще побаивалась вкладывать свои капиталы. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы.

На  современном этапе положение  российского предпринимательства  изменилось. Русский рубль уже  не является устойчивой конвертируемой валютой, отечественная продукция  не выдерживает иностранной конкуренции. 
Чтобы российское предпринимательство опять поднялось на тот же уровень, что в 19-20 вв. нужно усовершенствовать законодательство и усилить контроль за его выполнением, развить формы сотрудничества в деловом мире, установить льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики, разработать муниципальные программы по развитию предпринимательства.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. Бовыкин В.И., Журавлев В.В.,Петров  Ю.А. Сорокин А.К. Предпринимательство  и предприниматели России: От  истоков до начала 20 века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997 
2. Под ред. Лапусты М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: «Инфра-М»,

2000 
3. Поткина И.В. История предпринимательства России. – М.: 1992 
4. Радионова Н.В., Читанава О.О., Алексий П.В., Агапеев В.Е.

Предпринимательство: Социально экономическое управление. – М.:

«Единство», 2002 
5. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. – М.: «Новая школа», 1993 
6. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в 19 веке. – М.: 1990.


Информация о работе История предпринимательства в России