Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 04:13, лекция
Предпринимательское законодательство является частью частного права, а поэтому представляется целесообразным рассматривать данный раздел как логическое юридико-техническое продолжение гражданского права, отягощенного предпринимательским элементом;
Предпринимательская деятельность закрепляется как совокупность трех социальных факторов: отношения между субъектами предпринимательской деятельности; между предпринимателями и другими хозяйствующими субъектами; между предпринимателями и государством.
Раздел I. Отрасли предпринимательского законодательства, подлежащие кодификации
Стр. 2 - 12
А. Общая часть
Стр. 2 - 7
Б. Особенная часть
Стр. 7 - 12
Раздел II. Концепция Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 13 - 23
Раздел III. Техническое задание для написания текста Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 24 - 33
I. Основание разработки проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 24 - 25
II. Перечень документов, подлежащих разработке
Стр. 25 - 31
III. Примерная структура законопроекта
Стр. 31 - 32
IV. Виды, этапы и сроки работы
Стр. 32 - 33
IV. Порядок финансирования и смета расходов
Стр. 33 - 33
Раздел IV. План (оглавление) разделов проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Стр. 34 - 52
Общая часть
Стр. 34 - 45
Особенная часть
Стр. 46 - 52
Раздел V. Краткое изложение промежуточного отчета по подготовке проекта концепции Предпринимательского кодекса Российской Федерации (ПК РФ)
Стр. 53
Следует подчеркнуть, что Предпринимательский кодекс Российской Федерации при всем желании не сможет вместить в себя все нормы права, регулирующие предпринимательские отношения, поэтому отдельные законодательные акты, развивающие его отдельные положения логичного необходимы. Кроме того, отсылочные нормы позволят создать кодифицированный акт более гибкий и приспосабливаемый к меняющейся политико-экономической обстановке.
Можно сказать, что Предпринимательский кодекс Российской Федерации должен явиться центральным документом экономической сферы правового регулирования.
VII. Общая характеристика и оценка правового регулирования общественных отношений в сфере предпринимательской деятельности.
Анализ действия основных федеральных законов в данной сфере показывает мозаичность правового регулирования предпринимательской деятельности. Правовые нормы разбросаны в законодательных актах различной направленности и разных периодов времени. Данное обстоятельство усиливается различным понятийным аппаратом, используемым в этих федеральных законах.
Кроме того, использование исключительно Гражданского и Земельного кодексов в качестве основных юридических документов, определяющих развитие предпринимательского законодательства, представляется неоправданным. Гражданское законодательство действительно является основой правовой регламентации жизни общества, определяющей развитие гражданского общества в экономической сфере в целом. Однако предпринимательство, представляя собой самобытное социально-экономическое явление, нуждается в специальном государственном регулировании, которое развивает данное общественное явление в позитивном для общества в целом направлении.
Пробелы и противоречия в действующем законодательстве можно показать на множестве примеров. Так законодательство об общественных объединениях не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации и законодательству о некоммерческих организациях в вопросах организационно-правовых форм.
Акционерное законодательство и законодательство об обществах с ограниченной ответственностью противоречит нормам Гражданского кодекса.
Законодательство о
государственной регистрации
Одновременно существует неразвитое законодательство в сфере интеллектуальной собственности, опосредующее промышленное и инновационное развитие экономики. Электронная торговля и электронные платежи не имеют под собой никакой, сколько бы то ни было внятной правовой регламентации.
Таких примеров достаточно много, сложившееся отраслевое предпринимательское законодательство представляет собой лоскутное одеяло с множеством накладок и нестыковок одновременно. Устранить противоречия и пробелы в российском федеральном предпринимательском законодательстве призван Предпринимательский кодекс Российской Федерации.
Устаревшие нормы правового регулирования можно найти во множестве российских законов, принятых до Конституции Российской Федерации 1993 года. Указанное обстоятельство объясняется разницей современной правовой системы и фактически еще советской правовой модели, существующей до Конституции 1993 года. Поскольку Конституция как акт высшей юридической силы определяет философию всего права и формирует вектор развития отраслевого законодательства, законодательные акты, регулирующие банковскую деятельность, биржевую торговлю и др., используют иной понятийный аппарат и имеют иную социальную направленность.
Неэффективные положения, не имеющие должного механизма реализации можно обнаружить во множестве норм, регулирующих антимонопольную деятельность, определяющих защиту прав акционеров и участников хозяйственных обществ. Отсутствие санкций в федеральных законах вызвано неэффективной законодательной техникой. Примером может явиться антимонопольное законодательство и законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Как правило, санкции законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, носят бланкетный характер и должны содержаться в административном и уголовном законодательстве. Однако такая работа проводится не всегда, а потому неработающих безсанкционных правовых норм в предпринимательском законодательстве немало.
Способом устранения указанных недостатков и должен явиться Предпринимательский кодекс Российской Федерации как единый нормативный правовой акт.
Анализ российской и зарубежной правоприменительной практики показывает наличие предпринимательского права как самостоятельной отрасли права и отрасли законодательства в большинстве развитых государств континентальной правовой системы.
Системы дуалистической цивилистической модели существуют в Европе, Азии, Латинской Америке. Торговые кодексы существуют наравне с гражданскими и направлены на регулирование именно предпринимательских отношений. Во исполнение торговых кодексов принимаются отдельные нормативные правовые акты, которые гармонично сочетаются с понятийным аппаратом и нормами данных кодексов.
Императорский период развития законодательства свидетельствует о признании торгового (предпринимательского) законодательства в качестве самостоятельной отрасли права. Были приняты и действовали соответствующие торговые уставы.
Советский период был в основном нерыночным, а потому не может являться примером развития законодательства в экономической сфере.
Современное российское законодательство являет собой пример исторически уникальный. В Российской Федерации кодифицировано арбитражное процессуальное законодательство, то есть опосредующее судебные споры в сфере предпринимательской деятельности, но не кодифицировано предпринимательское законодательство в целом. Решение указанной проблемы предлагается в данной концепции Предпринимательского кодекса Российской Федерации.
Результаты статистических, социологических и политологических исследований показывают одобрение обществом идеи кодификации законодательства и принятия ясных законодательных актов, определяющих права и обязанности участников социальных отношений.
Предпринимательское сообщество
в целом позитивно относится
к идее кодификации
VIII. Прогноз реализации Предпринимательского кодекса Российской Федерации.
Анализ социально-экономических последствий принятия Предпринимательского кодекса Российской Федерации показывает следующее:
Политическими последствиями принятия Предпринимательского кодекса Российской Федерации станет унификация российской правовой модели с развитыми государствами мира, в первую очередь с такими нашими геополитическими стратегическими партнерами как Германия, Франция и Япония.
Кроме того, развитие предпринимательского
законодательства позволит более эффективно
взаимодействовать с
Юридические последствия принятия Предпринимательского кодекса связаны с укреплением кодификационной техники в российской законодательной практике в целом. Более того, принятие Предпринимательского кодекса явится не менее значимым событием в российской законодательной практики, чем принятие Гражданского и Налогового кодексов.
Краткие выводы
Концепция Предпринимательского кодекса Российской Федерации подготовлена на основе «Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года № 576.
Предпринимательский кодекс Российской Федерации явится стержнем правовой системы экономического блока и логическим продолжением Гражданского кодекса Российской Федерации.
Развитие федерального предпринимательского законодательства получит определенные рамки развития и определит приоритеты законопроектной деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации.
Раздел III. Техническое задание для написания текста Предпринимательского кодекса Российской Федерации
I. Основание разработки проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации
Основанием разработки законопроекта может являться решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о включении проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации в план законопроектной работы Правительства Российской Федерации.
Учитывая характер и важность разрабатываемого документа, полагаем необходимым в качестве заказчика указать именно Правительство Российской Федерации как субъект права законодательной инициативы.
К разработке проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации считаем целесообразным привлечь в качестве исполнителей следующие федеральные органы исполнительной власти:
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (головной исполнитель);
Министерство юстиции Российско
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Министерство транспорта Российской Федерации;
Министерство здравоохранения и социального развития;
Министерство обороны Российско
другие заинтересованные ведомства;
следующие федеральные государственные органы:
Верховный Суд Российской Федерации;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
Генеральную Прокуратуру Российской Федерации;
Счетную Палату Российской Федерации;
и следующие научные организации:
Институт законодательство и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации;
Центр частного права при Администрации Президента Российской Федерации;
Московский государственный университет;
Московскую государственную юридическую академию;
Академию народного
хозяйства при Правительстве Ро
Финансовую Академию;
Российскую экономическую академию;
Санкт-Петербуржский государственный университет;
другие заинтересованные научные и практические организации.
Формой разрабатываемого документа – проект федерального закона.
Вид нормативного правового акта - кодекс Российской Федерации.
Рабочее название документа – проект Предпринимательского кодекса Российской Федерации.
II. Перечень документов, подлежащих разработке
A. Законопроект и пакет законопроектов, подлежащих разработке – проект Предпринимательского кодекса Российской Федерации.
B. Проекты и основное содержание иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта:
Частями Предпринимательского кодекса Российской Федерации могут стать самостоятельные части, каждая из которых явит собой самостоятельный кодифицированный акт (подробности разделов проекта Предпринимательского кодекса – в параграфе 5).
К числу разрабатываемых актов предлагаются:
Указанные кодексы станут одновременно самостоятельными нормативными правовыми актами в форме федеральных законов и составными частями Предпринимательского кодекса Российской Федерации. Такая конструкция обеспечить наибольшую мобильность в принятии и разработке целокупного документа, каким и должен стать Предпринимательский кодекс Российской Федерации.