Крестьянско-фермерские хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта хозяйствования. Исходя из данной цели, определены следующие основные задачи курсовой работы:
1) раскрытие понятия и содержания крестьянского (фермерского) хозяйства, его правового статуса;
2) изучение порядка создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также порядка прекращения его деятельности;
3) определение правового режима имущественных и земельных отношений, возникающих в процессе функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства;
4) изучение возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в историческом аспекте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Обзор литературы…………………………………………………………………5
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и общая характеристика его правового статуса………………………………...……….12
1.1 Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства…….12
1.2 Состав крестьянского (фермерского) хозяйства и порядок его создания…………………………………………………………………………15
1.3 Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

УИРС - К(Ф)Х.docx

— 72.70 Кб (Скачать файл)

В состав имущества фермерского хозяйства включается также имущество созданных ими частных унитарных предприятий. Право фермерских хозяйств на создание унитарных предприятий непосредственно закреплено в ст. 24 Закона № 611-XII. При этом имущество данных унитарных предприятий будет принадлежать фермерскому хозяйству на праве собственности.

Перечень имущества, содержащийся в комментируемой статье, не является исчерпывающим. Фермерское хозяйство может приобретать и другое имущество. ГК Республики Беларусь устанавливает, что в собственности юридического лица может находиться любое имущество, за исключением того имущества, в отношении которого будет установлено, что оно не может находиться в собственности юридического лица [2, ст. 214].

Выступая собственником имущества, фермерское хозяйство обладает правом владения, пользования и распоряжения им. Оно вправе по своему усмотрению совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом [2, ст. 210].

В составе имущества фермерского хозяйства называются также принадлежащие ему имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. Это могут быть права вещные (наряду с правом собственности, например, право постоянного пользования земельным участком, сервитуты и др. (ст. 217 ГК), обязательственные (права требования к обязанному лицу), исключительные права (индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).

Процесс использования имущества нередко связан с возникновением нового имущества - плодов, продукции, доходов, которые входят в число объектов гражданских прав. Под плодами обычно понимаются продукты органического развития как одушевленных (животных), так и неодушевленных (растения) вещей. Они обособляются и становятся самостоятельными объектами прав. Плодами, например, будут считаться: приплод животных, урожай фруктовых деревьев и кустарников, яйца от домашней птицы, полученные шерсть и молоко и т.п. Понятием «продукция» охватывается все то, что получено в результате производительного использования вещи, будь-то готовый продукт, полуфабрикат или материал, предназначенный для последующей обработки. Под доходами понимаются как денежные, так и иные поступления, полученные от участия вещи в гражданском обороте (например, арендная плата, проценты по банковскому вкладу, дивиденды по акциям). Термин «доход» может употребляться и в более широком смысле, охватывая собой и натуральные поступления от вещи, т.е. плоды.

Право собственности фермерского хозяйства на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования его имущества, вытекает из комментируемой статьи и ст. 136 ГК Республики Беларусь [2].

Источниками формирования имущества фермерского хозяйства могут быть:

  1. вклады в уставный фонд фермерского хозяйства;
  2. доходы, полученные от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством;
  3. иные источники, не запрещенные законодательством.

Организации и индивидуальные предприниматели вправе передавать фермерским хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, сельскохозяйственную технику и оборудование в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой начала внесения арендной платы сроком до трех лет.

Закон № 611-XII определяет не только возможный состав имущества фермерского хозяйства, но и источники его формирования.

1) Первоначальным источником  приобретения производственных  фондов и оборотных средств  фермерского хозяйства выступает  уставный капитал, который формируется  за счет собственного имущества  членов в соответствии со ст. 6 Закона № 611-XII.

Следует отметить, что в прежней редакции Закона№ 611-XII за членами и работниками сельскохозяйственных организаций, пожелавшими выйти из их состава (уволиться) с целью создания фермерского хозяйства, закреплялось право на получение доли в стоимости имущества данных предприятий или части прибыли (размер определялся в зависимости от трудового участия), что в дальнейшем могло стать имущественной основой при создании фермерского хозяйства. При этом сельскохозяйственные предприятия могли в счет доли по взаимной договоренности предоставить основные и оборотные средства фермерскому хозяйству, сдать их в аренду, выступить в качестве гаранта при получении банковского кредита либо в пределах суммы доли компенсировать арендную плату или расходы по уплате процентов за пользование ссудой [5].

По действующему законодательству права членов и участников на имущество юридического лица зависят от организационно-правовой формы. Так, например, если речь идет о выходе члена производственного кооператива, ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее паю; участнику хозяйственного товарищества или общества также полагается выплата стоимости части имущества, соответствующая доле этого участника в уставном фонде, а также части прибыли, приходящейся на его долю. Вместе с тем работник организации государственной формы собственности уже не может претендовать на какие-либо выплаты из стоимости имущества, так как никакими правами в отношении имущества данной организации не обладает. Поэтому вышеприведенные положения не нашли отражения в комментируемом Законе, несмотря на их потенциальную значимость для фермерских хозяйств, так как их реализация по действующему законодательству не представляется возможной.

Следующим по значимости источником формирования имущества фермерского хозяйства являются доходы, полученные от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством и не противоречащих уставу фермерского хозяйства. Сюда следует отнести доходы, полученные от несельскохозяйственной деятельности, а также от выполнения работ и оказания услуг.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения средств, затраченных на производство продукции, формирования различных фондов организации. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса и формирование собственных источников финансирования: амортизационных отчислений и прибыли.

Иными источниками формирования имущества фермерского хозяйства могут выступать доходы от ценных бумаг, от учредительства в других организационно-правовых формах юридических лиц, полученные проценты за хранение денежных средств на счетах в банке, безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций и граждан и другие источники, не запрещенные законодательством.

Для становления и развития фермерских хозяйств могут потребоваться значительные денежные вложения. Поэтому важнейшим источником формирования материально-технической базы и организации производственного процесса крестьянских (фермерских) хозяйств выступают кредитные ресурсы и заемные средства, право на получение которых закреплено в ст. 25 Закона № 611-XII. Следует, однако, обратить внимание на то, что законодательством устанавливаются ограничения по использованию привлеченных средств, в том числе полученных по кредитному договору, для формирования уставного [16].

Немаловажное значение для формирования имущества фермерских хозяйств имеют меры государственной поддержки: дотации из бюджета, целевое финансирование, ссуды, льготное кредитование, развитие договора лизинга с участием государства и др.

Порядок отчуждения на возмездной и безвозмездной основе организациями находящихся в республиканской собственности зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и неиспользуемых нежилых помещений, в результате которого они переходят в частную собственность, урегулирован Положением о порядке отчуждения предприятиями, учреждениями, организациями зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и неиспользуемых нежилых помещений республиканской собственности . Порядок передачи пустующих и неиспользуемых помещений организаций частной формы собственности не урегулирован, в силу чего на практике возникают серьезные сложности . В то же время Министерством сельского хозяйства и продовольствия принято распоряжение о проведении в 2005 году инвентаризации помещений, которые пустуют, составлении их списка, а также определении порядка передачи помещений.

Также, необходимо отметить о том, что в процессе реформ, начиная с 1991 г. по настоящее время, в республике было организовано более 6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и около 4 тыс. фермерских хозяйств прекратили свою деятельность.

За 2012 год в республике создано 290 хозяйств, в то время 101 хозяйство прекратило свою деятельность[17].

По состоянию на 1 января 2012 г. в республике насчитывается 2338 крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе в Брестской области – 448 (19% от общего количества К(Ф)Х), Витебской – 342 (15%), Гомельской – 338 (14%), Гродненской – 343 (15%), Минской – 569 (24%) и Могилевской области – 298 хозяйств (13%), за которыми закреплено 144,4 тыс. гектаров земли, из них 127,5 тыс. га сельхозугодий, в том числе 93,4 тыс. га пашни. В среднем на одно фермерское приходится 62 га земли [17].

Процесс развития крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках областей происходит неравномерно.

По площади использования земли фермерские хозяйства группируются следующим образом:

До 5 га –12 %, от 5,1 до 10 га – 14 %, от 10,1 до 20 га –17 %, от 20,1 до 50 га – 29 %, от 50,1 до 100 га – 18%, более 100 га – 10 %.  

Качественный состав глав крестьянских (фермерских) хозяйств характеризуется следующими данными:

высшее образование имеют 36 %, среднее специальное – 43 %, среднее – 19,4 %, неполное среднее – 1,6 процента [17].

По возрастному составу главы крестьянских (фермерских) хозяйств представлены следующим образом: до 30 лет – 5 %, от 30 до 39 лет – 21 %, от 40 до 49 – 47 %, от 50 до 59 – 21 % , 60 и старше – 6 процентов [17].

 Основным направлением  специализации крестьянских (фермерских) хозяйств является отрасль растениеводства (80 %). При этом в 40 % хозяйств профилирующим является производство зерна, 31 % занимается в основном возделыванием овощей и картофеля, 5 % основным видом деятельности избрало плодоводство.  

Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства основных видов сельхозпродукции по республике составляет чуть более одного процента, в том числе 1,3 процента по зерну, 3,1 процента по картофелю, 12,8 процента по овощам, 1,3 процента по сахарной свекле, 0,2 по молоку, 0,5 по реализации скота и птицы, 0,04 процента по яйцам. 

В 2011 году посевная площадь фермерских хозяйств составляла 84,4 тыс. га, или 112,2 % к уровню 2010 года, в том числе под зерновыми и зернобобовыми –38,8 тыс. гектаров (103,4 %), картофелем — 12 тыс. га (137,7 %), овощами – 10,4 тыс. га (154,9%), кормовыми культурами – 17,4 тыс. га (103,8%).

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами республики в 2011 году собрано 106,9 тыс. тонн зерна (112,2% к 2010 году), картофеля – 240,5 тыс. тонн (156,5%), овощей – 254,2 тыс. тонн (179,1%), сахарной свеклы 60,7 тыс. тонн(116,5%), кормовых корнеплодов 2,2 тыс. тонн (264,3%), молока – 13,3 тыс. тонн (95,6%), яиц – 1,6 млн. штук (99,9%) и реализовано скота и птицы на убой в живом весе 7,9 тыс. тонн (105,8%).

В крестьянских хозяйствах по состоянию на 01.01.2012 содержится 11,4 тыс. голов крупного рогатого скота (110,5% к 2010 году), в том числе 3,7 тыс. коров (99,5%), 36,2 тыс. голов свиней (100,4%), 5,1 тыс. голов овец и коз (103,7%), 0,6 тыс. голов лошадей (100,7%) и 139,2 млн. голов птицы (110,1%).

Около 60 % фермерских хозяйств не содержит крупного рогатого скота, 46% – свиней, 88% – лошадей, 36% – не имеют тракторов, 64% – грузовых автомобилей [17].

 

Фермерским хозяйствам оказываться государственная поддержка на условиях, предусмотренных для сельскохозяйственных организаций, также они имеют право наравне с иными производителями сельскохозяйственной продукции получать кредитные и заемные средства, поставлять товары для государственных нужд. 

Фермерским хозяйствам предоставлен особый режим налогообложения в соответствии с налоговым законодательством. В течение трех лет со дня государственной регистрации фермерское хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. За фермерскими хозяйствами также сохранено право перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

Ряд фермерских хозяйств задействованы в государственных отраслевых программах (по племделу, рыбоводству, картофелеводству, плодоводству, овощеводству, фитопрепаратам и др.)

В республике функционируют крупнотоварные фермерские хозяйства, присоединившие и взявшие в аренду сельскохозяйственные организации. В стране осуществляют производственную деятельность 9 таких хозяйств, в том числе: Витебской — 5, Гомельской, Гродненской и Могилевской областях по 2.

Витебская область:  К(Ф)Х «Дубрава» (глава хозяйства – Рощинский В.М.;  К(Ф)Х «Красника В.В.» (Красник В.В.);   К(Ф)Х «Поземщина» (Гамзюк П.З.);  К(Ф)Х «Родник» (Семенов Ю.В.);  К(Ф)Х «Озимка» (Левицкий А.В.); 

Гомельская область:  КХ Шруба М.Г.» (Шруб М.Г.); 

Гродненская область: К(Ф)Х «Роса-агро» (Савко М.П.); 

Могилевская область:  К(Ф)Х «Крапивня» (МалюгаИ.Е)  К(Ф)Х «Прогресс» (Цмугунов В.П.).  

Во всех областях созданы областные общественные объединения и ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Достижение прогнозных параметров производственной деятельности фермерских хозяйств в каждом конкретном случае предполагает эффективное их функционирование в условиях экономической нестабильности и либерализации экономических отношений.

          Эффективное функционирование фермерского хозяйства – это осуществление сельскохозяйственной и иной предпринимательской деятельности, направленной на увеличение доходов, прирост размеров собственного капитала, достижение максимальной окупаемости ресурсов, платежеспособности, мотивации труда при оптимальных расходах и обязательствах хозяйства.

Информация о работе Крестьянско-фермерские хозяйства