Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:46, курс лекций

Краткое описание

Признаки предпринимательской деятельности:
1) эта деятельность осуществляется самостоятельно
Свобода договора, которая может быть ограничена только ФЗ (п.2 ст.1 ГК РФ):
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Понятие предпринимательской деятельности.doc

— 733.50 Кб (Скачать файл)

При установления нарушения справка направляется в налоговый орган по месту учета организации. Налоговая организация выносит решение (на основании документов) о привлечении к административной ответственности по ст.15.1 КоАП (это не налоговые отношения, проверку ведь проводит банк, а решение – налоговый орган).

Решение (о привлечении к административной ответственности) может быть вынесено только на основании результатов  проверки за период не менее 3 месяцев. Нельзя сделать вывод о нарушении  ранее, т.к. в этом случае его решение можно обжаловать.

Особенность расчетов с применением  ККтехники.

ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт»  от 22.05.2003г.

 Субъектный состав: применяется контрольно-кассовая машина. Раньше только при расчетах с населением, а сейчас все обязаны применять ККтехнику (все субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами). Если 2 ЮЛ – сейчас используют векселя.

Понятие ККтехники (расширено по сравнению  с ранее действующим законом): ККМ – 

ККМ, оснащенное фискальной памятью

ЭВМ, в т.ч. персональные и программно-технические  комплексы (получается, что можно  разработать программу для компьютера и тогда не надо покупать ККМ).

Но есть дополнительные условия  для признания соответствующей  техники легитимной:

1) соответствующая техника (либо  программное обеспечение) должна  быть включена в государственный  реестр такой техники (он сейчас  выдается Финансовой налоговой  службой) – будет использоваться несколько программ. Но ведь программы устаревают и из реестра их могут исключить.

2) ККТ должна быть зарегистрирована  организацией в налоговом органе  по месту ее учета. Приобретение  для целей регистрации целесообразно  осуществить у специализированных организаций, которые будут обслуживать эту технику в дальнейшем.

3) ККТ должна быть исправна, опломбирована  в установленном порядке.

4) ККТ должна иметь фискальную  память и эксплуатироваться в  фискальном режиме.

Фискальная память – это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, который обеспечивает неккоретируемую, ежемесячную регистрацию данных и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации в целях полного учета наличных денежных расчетов для правильного исчисления налогов.

Но есть исключение, когда допускается  осуществлять расчеты БЕЗ ККТ:–  сейчас все на уровне закона.

расчеты при оказании услуг населению  с условием выдачи соответствующих  бланков строгой отчетности (квитанция  и др.) – устанавливаются Правительством, но они еще не установлены.

 

29. Государственно-правовое воздействие на экономику в условиях рынка: основания, виды и пределы.

Основание – необходимость упорядочения общественных отношений, возникающих  в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

В РФ гарантируется свобода предпринимательской  деятельности, однако эта свобода  не означает вседозволенность. В рамках защиты прав и интересов граждан, общества и государства возможно осуществление государственного воздействия.

Государственное регулирование предпринимательских отношений проявляется в следующем:

1. Установление нормативных предписаний путем издания законов и подзаконных нормативных актов.

2. Использование экономических рычагов: установление квот, пошлин, лимитов, иных ограничений или поощрений в различных сферах предпринимательской деятельности.

3. Обеспечение строго выполнения правовых предписаний через систему мер контрольно-надзорного характера.

4. Лицензирование отдельных видов деятельности.

5. Стандартизация и сертификация.

6. Антимонопольное регулирование.

7. Государственное регулирование ценообразования.

 

30. Правовые средства антимонопольного регулирования

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий  спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.

Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять такое воздействие.

1. Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа  в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в коммерческие и некоммерческие  организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами. С данным правом корреспондирует обязанность субъектов представлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его деятельности.

2. Право осуществлять отграничение  сфер и объектов антимонопольного  воздействия, в частности определять  территориальные и товарные пределы  рынка, доминирующих на нем  субъектов, производить оценку  балансовой стоимости активов  хозяйствующих субъектов.

3. Государственный контроль за  созданием, реорганизацией, ликвидацией  коммерческих организаций и их  объединений (ст. 17 Закона о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый  антимонопольными органами, может  быть предварительным и последующим.

Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный  орган в случаях, определенных Законом, ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Например, такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров штаты труда. Федеральному антимонопольному органу предоставляется право удовлетворить или отклонить ходатайство. Государственная регистрация или исключение из реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Последующий контроль предполагает уведомление  федерального антимонопольного органа о создании или реорганизации субъекта в 15-дневный срок со дня государственной регистрации. Последующий контроль осуществляется, например, при слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Если федеральный антимонопольный орган придет к выводу, что создание или реорганизация субъекта, о которых его уведомили, могут привести к ограничению конкуренции, он вправе обязать учредителей организации или лиц, принявших решение о реорганизации, принять меры к восстановлению необходимых условий конкуренции. Неисполнение требований антимонопольного органа является основанием для признания государственной регистрации недействительной. Порядок представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений утвержден Приказом МАП России от 13 августа 1999 г.

4. Государственный контроль за  концентрацией капитала. Критериями  для проведения контроля являются:

1) характер совершаемых сделок  или действий. В статье 16 Закона  о конкуренции на рынке финансовых  услуг перечислены случаи осуществления контроля:

приобретение более 20 процентов  акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;

приобретение более 10 процентов  балансовой стоимости активов финансовой организации (п. 3 Постановления Правительства  РФ от 7 марта 2000 г.);

приобретение прав, позволяющих  определять условия осуществления  финансовой организацией ее деятельности или осуществлять функции ее исполнительного  органа;

создание финансовой организации  и изменение ее уставного капитала;

слияние, присоединение финансовых организаций.

2) размер уставного капитала. В  зависимости от размера уставного  капитала организации, активы  или акции (доли в уставном  капитале) которой приобретаются,  контроль может быть предварительным  или последующим.

Предварительное согласие МАП РФ на совершение указанных сделок обязана получить организация, размер уставного капитала которой превышает: 160 млн рублей - в отношении кредитной организации; 10 млн рублей - в отношении страховой организации; 5 млн рублей - в отношении иных финансовых организаций (п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г.). В остальных случаях предусмотрен последующий контроль, заключающийся в уведомлении о совершении сделок.

5. Принудительное разделение (выделение)  хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе принимать решение о принудительном разделении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если они занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, что подтверждается актом антимонопольного органа. Решение может быть принято при наличии совокупности следующих условий:

а) возможность организационного и  территориального обособления структурных  подразделений организации;

б) отсутствие между ее структурными подразделениями тесной технологической  взаимосвязи;

в) возможность для юридических  лиц, образуемых в результате реорганизации, самостоятельно работать на рынке определенного  товара.

Решение о принудительном разделении (выделении) имеет форму предписаний, которые направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев.

6. Направление хозяйствующим субъектам предписаний о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, о прекращении нарушений, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения. Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения. Подача в арбитражный суд заявления о признании недействительным решения (предписания) антимонопольного органа приостанавливает его исполнение.

7. Федеральный антимонопольный  орган вправе давать органам  исполнительной власти и местного  самоуправления предписания об  отмене или изменении принятых  ими неправомерных актов, о  прекращении нарушений, о расторжении  или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; направлять в Правительство РФ, Центральный банк РФ предложения об отмене принятых федеральным органом исполнительной власти, ЦБ РФ противоправных актов или о приостановлении их действия, о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству.

8. Федеральный антимонопольный  орган вправе обращаться а  суд или арбитражный суд с  заявлениями о признании недействительными  полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.

 

 

31. Понятие и правовые основы сертификации

Правовые основы сертификации установлены  Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг". Сертификация - это осуществляемая независимой  от изготовителя и потребителя организацией процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26) определяют цели, принципы сертификации, правовое положение участников сертификации, порядок проведения работ в области сертификации, организационную структуру системы сертификации.

Виды сертификации Сертификация может быть обязательной и добровольной. Перечни товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Номенклатуру продукции, работ, услуг, в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация, определяет Госстандарт России.

Целями осуществления  сертификации являются: создание условий для деятельности предпринимателей на едином товарном рынке РФ, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве, международной торговле; защита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца, исполнителя;

контроль безопасности продукции  для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;

подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Участниками сертификации являются: Госстандарт России. Данный орган формирует и реализует государственную политику в области сертификации; устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и публикует официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, принимаемых в РФ.

центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг). Центральными органами могут быть структурные  подразделения Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иные компетентные организации;

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"