Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:46, курс лекций
Признаки предпринимательской деятельности:
1) эта деятельность осуществляется самостоятельно
Свобода договора, которая может быть ограничена только ФЗ (п.2 ст.1 ГК РФ):
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Органы, осуществляющие лицензирование
Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ (например, в Москве создана Московская лицензионная палата). Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. С данными правами лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов. За ведение предпринимательской деятельности с нарушением предусмотренных лицензией условий ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Если же лицензии выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность может вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.
В соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Порядок получения лицензии
Соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии.
копии учредительных
документов и свидетельства о
государственной регистрации в
качестве юридического лица или соответственно
копию свидетельства о
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
документ, подтверждающий
уплату лицензионного сбора за рассмотрение
лицензирующим органом заявлени
сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, необходимость наличия которых установлена соответствующими федеральными законами или принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соискателем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю. При этом в первом случае в уведомлении указываются реквизиты банковского счета и срок оплаты лицензионного сбора, а во втором - причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии может быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в административном и судебном порядке. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в размере 1000 рублей. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.
Потеря лицензией юридической силы
Лицензия теряет юридическую
силу в случае ликвидации юридического
лица или прекращения его
10. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с ГК РФ индивидуальные предприниматели – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, занимающиеся в установленном законом порядке предпринимательской деятельностью.
Лицо должно быть зарегистрировано
(ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и
Предпринимательской деятельностью можно заниматься только по достижении полной дееспособности (хотя напрямую этот вопрос законом не урегулирован). Исключение составляют случаи эмансипации и вступления в брак (поскольку у таких лиц, несмотря на их возраст, наступает полная дееспособность).
Индивидуальные
Государственная регистрация
Сейчас существует упрощённая процедура
Ранее этим вопросом занимались органы местного самоуправления
С принятием ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в 2003 г. ситуация изменилась:
ИП может быть зарегистрирован по месту жительства, представив в регистрирующий орган:
документ, удостоверяющий личность
заявление с просьбой зарегистрировать его в качестве ИП
квитанцию об уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.
Для того чтобы прекратить статус ИП, необходимо подать заявление об этом в орган, зарегистрировавший данное лицо, с приложением квитанции об уплате государственной пошлины в сумме 80 рублей.
Лицо не может быть зарегистрировано в качестве ИП в следующих случаях:
1) если уже имеет такой статус
2) если не прошёл год с момента признания данного физического лица несостоятельным (банкротом), если это состояние связано с бывшим у него ранее статусом ИП.
Государственная регистрация осуществляется в течение 5 дней после поступления в регистрирующий орган полного комплекта документов.
Запись о данном действии включается в Единый реестр, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации.
Государственную регистрацию осуществляет Министерство по налогам и сборам (сейчас – Федеральная служба по налогам и сборам).
ИП обладает общей правоспособностью.
Однако действующее законодательство предусматривает много ограничений в общей правоспособности:
1) прямые ограничения: согласно ФЗ «О Центральном Банке РФ», ФЗ «О статусе судей» и законам о статусе военнослужащих и других государственных служащих – не могут осуществлять предпринимательскую деятельность судьи, работники ЦБ РФ, военнослужащие и гос. служащие (несовместимость статуса)
2) косвенные ограничения:
Законы «О банках и банковской деятельности», «О бирже», «Об организации страхового дела», «Об инвестиционных фондах», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об оружии» и др.
Банковская деятельность может осуществляться только кредитными организациями, которые могут существовать в виде общества с ограниченной ответственностью. Биржа – ЮЛ и т.п.
11. Особенности правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
До принятия части первой ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство признавалось особым видом юридического лица.С 1994 года крестьянское (фермерское) хозяйство перестало считаться юридическим лицом. Все права и обязанности возникают у крестьянского (фермерского) хозяйства через его главу. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обладает статусом индивидуального предпринимателя.
Согласно ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 года № 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п.3 ст.1 ФЗ).
Фермерское хозяйство
Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 г. регламентирует регистрацию индивидуальных предпринимателей как и юридических лиц.
Крестьянское (фермерское) хозяйство образуется на основе договора между его участниками. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (ст.1 ФЗ).
В договоре о создании крестьянского (фермерского) хозяйства должна быть отражена следующая информация (ст.4 ФЗ):
1) о членах фермерского хозяйства
2) о признании главой
полномочиях главы фермерского хозяйства
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства
4) о порядке формирования
пользования, распоряжения этим имуществом
5) о порядке принятия в члены
фермерского хозяйства и
членов фермерского хозяйства
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства
плодов, продукции и доходов.
Полноправным членом крестьянского (фермерского) хозяйства может быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Если контрагент не проинформирован об обратном, считается, что сделка совершена главой для крестьянского (фермерского) хозяйства.
При выходе из крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его участников имущество (земельный участок и средства производства) хозяйства разделу не подлежит, а участник получает денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства (ст.9 ФЗ).
Фермерское хозяйство
Правоспособность – общая с ограничениями.
12. 1. Понятие холдинга, виды холдинговых компаний
Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» утверждено Временное положение «О холдинговых компаниях, создаваемых при приватизации государственных предприятий»
В соответствии с п.1.1 Временного положения холдинговой компанией признаётся предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.
Эти другие предприятия называются дочерними, зависимыми.
Контрольный пакет акций – это такая доля участия в уставном капитале организации, которая позволяет явным образом проводить какие-либо решения или блокировать их принятие. Конкретную цифру определяет в каждом случае Министерство по антимонопольной политике.
Недостатки данного определения:
1) исходя из названия и содержания Указа следует, что данный нормативный акт имеет только узкую сферу своего применения – может быть использован только в процессе приватизации государственных предприятий, в других случаях им руководствоваться нельзя
2) исходя из буквального толкования ст.105, 106 ГК РФ следует, что холдинговой компанией может признаваться только хозяйственное общество либо хозяйственное товарищество (любые другие не подпадают под сферу действия этих статей)
Т.е. исходя из анализа данных статей, зависимым и дочерним может быть только хозяйственное общество и ничто другое
3) исходя из содержания ст.105, 106 ГК РФ следует, что зависимость (организационная и экономическая) возникает в силу ряда причин:
товарищества, поручения, комиссии – исчерпывающего перечня нет + ст.421 ГК РФ)
В литературе понятие «холдинг» используется как в широком, так и в узком смысле слова.
В узком смысле: холдинговая компания – это один субъект (одно лицо), который вправе принимать решения, обязательные для исполнения другим субъектом.
В широком смысле: холдинговая компания – это совокупность активного (материнского) и дочернего (зависимого) субъектов. Т.е. это совокупность двух субъектов, между которыми складываются отношения власти-подчинения.
Холдинг – это состояние, признак определённых отношений, возникающих между субъектами.
Гражданское право – это частное право. Гражданские правоотношения – это отношения между двумя равными субъектами. Однако холдинговые отношения нельзя рассматривать через призму публичного права, т.к. субъект здесь частный.
Согласно ст.105, 106 ГК РФ под дочерними понимаются любые общества, в уставном капитале которых преобладающее участие занимает другой субъект. Зависимыми являются такие хозяйственные общества, где другой субъект имеет более 20% участия.