Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций

Краткое описание

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции рпп.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

- юридических  лиц, в уставном капитале которых  доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").

2. Собственники  государственного и муниципального  имущества - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

- ежегодно  утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества  на соответствующий год;

- издает  нормативные правовые акты по  вопросам приватизации;

- руководит  работой федеральных органов  исполнительной власти по вопросам  приватизации федерального имущества;

- принимает  решения об условиях приватизации  федерального имущества;

- осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т.д.;

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

- подготавливает  и представляет в Правительство  РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества  на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

- осуществляет  мероприятия по подготовке объектов  к приватизации и передает  их для продажи Российскому  фонду федерального имущества;

- обеспечивает  публикацию решений об условиях  приватизации федерального имущества и т.д.;

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 "О Российском фонде федерального имущества" и выполняет следующие функции:

- осуществляет  от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

- обеспечивает  оценку федерального имущества;

- заключает  договоры купли-продажи федерального  имущества;

- ведет  статистическую и бухгалтерскую  отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества, и др.;

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления.

 

14.3. Порядок  приватизации государственного

и муниципального имущества

 

Порядок приватизации - предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. При разработке  прогнозного плана (программы) приватизации  федерального имущества учитываются  предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Решение  о приватизации имущества принимается  Правительством РФ в соответствии  с прогнозным планом приватизации  федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

- наименование  имущества и иные позволяющие  его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

- способ  приватизации имущества;

- нормативная цена;

- срок рассрочки  платежа (в случае ее предоставления);

- иные необходимые  для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона "О приватизации  государственного и муниципального  имущества").

3. Приватизация  федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества":

- преобразование  унитарного предприятия в открытое  акционерное общество;

- продажа  государственного или муниципального  имущества на аукционе;

- продажа  акций открытых акционерных обществ  на специализированном аукционе;

- продажа  государственного или муниципального  имущества на конкурсе;

- продажа  за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

- продажа  акций открытых акционерных обществ  через организатора торговли  на рынке ценных бумаг;

- продажа  государственного или муниципального  имущества посредством публичного предложения;

- продажа  государственного или муниципального  имущества без объявления цены;

- внесение  государственного или муниципального  имущества в качестве вклада  в уставные капиталы открытых  акционерных обществ;

- продажа  акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление  Правительством РФ отчета о  выполнении плана приватизации  федерального имущества за прошедший  год в Государственную Думу  РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

 

 

Тема 15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ПРИВАТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

 

15.1. Порядок  преобразования государственного

и муниципального унитарного предприятия в

открытое акционерное общество

 

Преобразование государственного и муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество является разновидностью реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником унитарного предприятия.

Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, который формируется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.

Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственную собственность и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами (на специализированном аукционе и др.).

Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества:

а) закрепление в государственной собственности 100% акций акционерных обществ;

б) закрепление в государственной собственности определенного числа (менее 100%) акций открытого акционерного общества;

в) использование специального права ("золотая акция").

Специальное право "золотая акция" используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества.

Специальное право "золотая акция" используется в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Решение об использовании специального права ("золотой акции") может быть принято Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

Российская Федерация и субъекты РФ не могут одновременно использовать в отношении одного и того же открытого акционерного общества специальное право ("золотую акцию"). Субъекты РФ также не могут использовать специальное право ("золотую акцию") в отношении открытого акционерного общества, созданного путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности.

Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Представителем Российской Федерации, субъекта РФ может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов РФ.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

- о внесении  изменений и дополнений в устав  открытого акционерного общества  или об утверждении устава  в новой редакции;

- о реорганизации  открытого акционерного общества;

- о ликвидации  открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

- об изменении  уставного капитала открытого  акционерного общества;

- о совершении  открытым акционерным обществом  крупных сделок и сделок, в  совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества. Места представителей РФ, субъектов РФ в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.

 

15.2. Основания  и порядок проведения аукциона  и конкурса

 

Аукцион - это способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. При этом от его покупателей не требуется выполнить какие-либо условия в отношении приватизируемого имущества.

По составу участников аукцион всегда является открытым. Проведение закрытых аукционов не допускается.

По форме подачи предложений о цене различают:

- закрытые  аукционы, на которых предложения  о цене государственного или  муниципального имущества подаются  участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене);

- открытые  аукционы, на которых предложения  о цене заявляются открыто  в ходе проведения торгов (открытая  форма подачи предложений о  цене).

Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем 25 дней.

Для участия в аукционе необходимо внести задаток в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества, но не более чем 4,5 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.

Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

- представленные  документы не подтверждают право  претендента быть покупателем  в соответствии с законодательством  РФ;

- представлены  не все документы в соответствии  с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ;

- заявка  подана лицом, не уполномоченным  претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено  поступление в установленный  срок задатка на счета, указанные  в информационном сообщении (п. 8 ст. 18 Федерального закона "О приватизации  государственного и муниципального  имущества").

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"