Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:47, курс лекций
Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
1) как комплексную отрасль права - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) как науку - совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
3) как учебную дисциплину - совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.
Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.
Должник не вправе совершать также определенные сделки без согласия административного управляющего. К их числу следует отнести сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д. (п. 4 ст. 82 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
9.2. Особенности правового положения
административного управляющего
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Задачи процедуры финансового оздоровления определяют специфику прав и обязанностей административного управляющего.
Административный управляющий вправе:
- требовать
от руководителя должника
- принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения;
- предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего;
- обращаться
в арбитражный суд с
- предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства, и др.
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан:
- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";
- созывать собрания кредиторов;
- рассматривать
отчеты о ходе выполнения
- предоставлять
на рассмотрение собранию (комитету)
кредиторов информацию о ходе
выполнения плана финансового
оздоровления и графика
- осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
- осуществлять
контроль за своевременностью
и полнотой перечисления
- в случае
неисполнения должником
9.3. Порядок
окончания финансового
Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. На основании такого отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое не позднее чем через 10 дней с даты получения отчета должника направляется кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.
В случае если требования кредиторов, включенные в реестр, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или отчет не предоставлен административному управляющему в надлежащий срок, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое вправе принять одно из следующих решений:
1) об обращении
в арбитражный суд с
2) об обращении
в арбитражный суд с
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
1) определение
о прекращении производства по
делу о банкротстве, если непогашенная
задолженность отсутствует и
жалобы кредиторов признаны
2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3) решение
о признании должника
Досрочное окончание финансового оздоровления возможно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока финансового оздоровления.
Тема 10. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ
10.1. Порядок
и последствия введения
Внешнее управление представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Внешнее управление применяется только в отношении юридических лиц и крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов. Однако арбитражный суд имеет право принять решение о введении внешнего управления вопреки решению собрания кредиторов, когда имеются достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п. 1 ст. 92 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев, причем по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.
С момента введения внешнего управления наступают следующие правовые последствия:
1) прекращаются
полномочия руководителя
2) прекращаются
полномочия органов управления
должника и собственника
3) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
4) аресты
на имущество должника и иные
ограничения по распоряжению
должником принадлежащим ему
имуществом могут быть
5) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Мораторий не распространяется на денежные обязательства, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, а также на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (п. 5 ст. 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
10.2. Особенности правового положения внешнего управляющего
Одновременно с введением внешнего управления арбитражный суд выносит определение об утверждении внешнего управляющего. Внешний управляющий в отличие от временного или административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе и по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность или влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст. 101 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Полномочия внешнего управляющего можно разделить на две группы:
1) полномочия,
осуществляемые внешним
- распоряжение имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;
- проведение инвентаризации;
- ведение бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности и т.д.;
2) полномочия,
связанные с выполнением
- разработка
плана внешнего управления и
представление его для
- ведение реестра требований кредиторов;
- отказ
от исполнения договоров
- договор
не исполнен сторонами
- исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
- договор
препятствует восстановлению
- заключение от имени должника мирового соглашения;
- информирование
комитета кредиторов о
- представление
собранию кредиторов отчета об
итогах реализации плана
10.3. Порядок
прекращения внешнего
По результатам проведения внешнего управления внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет. Собрание кредиторов созывается не позднее чем за месяц до даты истечения установленного срока внешнего управления. Внешний управляющий обязан предоставить кредиторам возможность предварительного ознакомления с отчетом не менее чем за 45 дней до истечения установленного срока внешнего управления или не менее чем за 10 дней до установленной даты созыва собрания кредиторов.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:
1) об обращении
в арбитражный суд с
2) об обращении
в арбитражный суд с
3) об обращении
в арбитражный суд с
Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом, по результатам которого арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
1) о прекращении
производства по делу о
2) о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника с указанием срока окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения соответствующего определения. Расчеты производятся внешним управляющим в порядке очередности, установленной ст. 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". После удовлетворения требований кредиторов арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. Если же в установленный срок расчеты с кредиторами не произведены, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
3) о продлении
срока внешнего управления в
случае удовлетворения
4) об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего, если будет выявлено, что:
- требования кредиторов, включенные в реестр, не удовлетворены;
- отсутствуют
признаки восстановления
- имеются обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения.
Тема 11. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА
11.1. Основания и последствия введения
конкурсного производства
Конкурсное производство - конечная стадия в процессе несостоятельности (банкротства). В результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.
Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Конкурсное производство вводится сроком на год, который может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.