Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

1. Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования.
2. Процедура лицензирования предпринимательской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательское право Жуйков А.В..doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Сохранилось лицензирование таких распространенных видов предпринимательской деятельности, как: аудиторская деятельность; оценочная деятельность; заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; производство табачных изделий.

Отдельные виды деятельности, ранее не лицензировавшиеся, теперь, после вступления в силу Закона N 128-ФЗ, будут подлежать лицензированию, например деятельность по продаже прав на клубный отдых (так называемый "таймшер").

В статье 5 Закона N 128-ФЗ прописано, что Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. В связи с этим в настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928., из которого следует, что функции по лицензированию в отношении наиболее распространенных видов деятельности, в частности, осуществляют:

- МВД России - негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;

- Минздрав России - деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность;

- МНС России - производство табачных  изделий;

- Минсельхоз России - деятельность  по разведению племенных животных, а также по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя); деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

- Минтранс России - перевозка морским  и водным транспортом пассажиров  и грузов; перевозка пассажиров  на коммерческой основе легковым  автомобильным транспортом;

- Минтруд России - деятельность  по оказанию протезно-ортопедической  помощи;

- Минфин России - аудиторская деятельность;

- Минэкономразвития России - турагентская  деятельность и деятельность  по продаже прав на клубный  отдых;

- Госкомспорт России - организация  и содержание тотализаторов и  игорных заведений.

Постановлением Правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден Перечень тех видов деятельности, лицензирование которых помимо федеральных органов исполнительной власти находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

- ветеринарная деятельность;

- заготовка, переработка и реализация  лома цветных металлов;

- заготовка, переработка и реализация  лома черных металлов;

- публичный показ аудиовизуальных  произведений, если указанная деятельность  осуществляется в кинозале.

Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то потребуется лицензия на каждый вид.

Для получения лицензии соискатель представляет следующие документы:

1) заявление о предоставлении  лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства  индивидуального предпринимателя, данных документа, удостоверяющего  личность. В заявлении также указывается лицензируемый вид деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять. Бланк заявления можно получить в лицензирующем органе;

2) копию свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве  индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

3) копию свидетельства о постановке  соискателя лицензии на учет  в налоговом органе (с предъявлением  оригинала в случае, если копия  не заверена нотариусом);

4) документ, подтверждающий уплату  лицензионного сбора за рассмотрение  лицензирующим органом заявления  о предоставлении лицензии;

5) сведения о квалификации работников  соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации соискатель лицензии несет ответственность за предоставление недостоверных или искаженных сведений. Все документы должны быть приняты по описи. Лицензирующий орган обязан вручить заявителю копию описи с отметкой о дате приема документов.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб.

Пунктом 2 статьи 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяется, что лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии и необходимых документов. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Вместе с тем сохраняется возможность установления в положении о лицензировании конкретного вида деятельности более коротких сроков принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Если принято положительное решение, соискателю лицензии направляется письменное уведомление с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Это второй обязательный платеж в процессе лицензирования. Его размер составляет 1000 руб.

В течение трех дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, лицензирующий орган выдает документ, подтверждающий наличие лицензии. При этом какая-либо дополнительная плата не взимается.

Федеральный закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

В связи с этим лицензирующий орган не вправе отказать в выдаче лицензии по причине нецелесообразности хозяйственной деятельности, в частности достаточности того или иного вида товаров или услуг на рынке. На практике это будет означать следующее: вам не могут отказать в выдаче лицензии на производство патронов только на том основании, что вы собираетесь выпускать по два патрона в год.

Отказ в выдаче лицензии, а также бездействие лицензирующего органа могут быть обжалованы в судебном и административном порядке.

Отметим, что в некоторых случаях действующие положения о лицензировании не упоминают в качестве соискателей лицензий индивидуальных предпринимателей, что служит основанием для отказа в выдаче им соответствующих разрешений на определенные виды деятельности. Подобная практика ущемляет права предпринимателей и вынуждает их создавать общества с ограниченной ответственностью для того, чтобы получать лицензии уже на эти общества. Это ведет к дополнительным расходам для предпринимателей.

После получения документа, подтверждающего наличие лицензии, индивидуальный предприниматель вправе осуществлять указанный в этом документе вид деятельности. При этом передача лицензиатом своих прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением лицензируемой деятельности, не допускается.

Лицензия - срочный документ. В соответствии со статьей 8 Закона N 158-ФЗ срок действия лицензии должен был устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не мог быть менее 3 лет. При этом федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности мог устанавливаться бессрочный характер действия лицензий.4

Статьей 8 Закона о лицензировании определяется, что срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Таким образом, принятым Законом подтверждается норма о том, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Вместе с тем из нового Закона исключено положение о том, что по заявлению соискателя лицензия может быть выдана на срок меньше предусмотренного положением о лицензировании того или иного вида деятельности.

При определенных обстоятельствах, например в случаях изменения имени и места жительства индивидуального предпринимателя либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение пятнадцати дней подать заявление о переоформлении соответствующего документа (не позднее чем через 15 дней) с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Одновременно лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий. Переоформление осуществляется за плату в размере 100 руб. в течение 10 дней со дня получения заявления лицензиата.

Каким документом может быть подтверждена утрата документа о наличии лицензии, в Законе не указано. Представляется, что осуществление соответствующей деятельности без переоформления документа о наличии лицензии в случае его утраты не может рассматриваться как занятие данной деятельностью без лицензии. Отказ в переоформлении документа Законом не предусмотрен.

Лицензия теряет юридическую силу в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует также отметить, что лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии. Эта мера применяется в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Новым Федеральным законом предусмотрена возможность аннулирования лицензии по решению лицензирующего органа или суда. В основном этот вопрос отнесен к ведению суда. Единственный случай, когда лицензирующий орган может принять решение об аннулировании лицензии, - это неуплата в течение трех месяцев лицензионного сбора. В иных случаях лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, по следующим основаниям:

- если нарушение лицензиатом  лицензионных требований и условий  повлекло за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны  и безопасности государства, культурному  наследию народов Российской Федерации;

- если лицензиат в установленный  срок не устранил нарушения, повлекшие  за собой приостановление действия  лицензии.

По своей юридической природе приостановление лицензии и аннулирование лицензии близки к мерам административного принуждения. Как известно, эти меры подразделяются на административно-предупредительные, меры административного пресечения и меры административной ответственности. В связи с существующими противоречиями в законодательстве невозможно однозначно ответить на вопрос, к какому виду административного принуждения следует относить приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.

Так, по Таможенному кодексу отзыв лицензии, выданной таможенным органом РФ на осуществление определенного вида деятельности, рассматривается в качестве самостоятельного взыскания. Это взыскание может применяться как дополнительное взыскание к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам или специалистам по таможенному оформлению за нарушение ими таможенных правил, если эти правонарушения совершены в связи с осуществлением указанными лицами деятельности, предусмотренной лицензией.

С точки зрения Кодекса об административных правонарушениях приостановление действия лицензии нельзя рассматривать как административное взыскание. В статье 3.2 Кодекса содержится исчерпывающий перечень административных наказаний, и приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии там не упомянуты.

Однако некоторые авторы, определяя юридическую природу приостановления и аннулирования лицензии, рассматривая эти понятия как административно-правовую санкцию, указывают все же на подпункты 5 пункта 1 статьи 3.2 и статьи 3.8 Кодекса, где среди видов административных взысканий предусмотрено лишение специального права на срок до двух лет.

В юридической литературе приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии нередко относят к мерам административного пресечения. Суть таких мер состоит в принудительном прекращении действий, которые могут повлечь возникновение противоправных событий или состояний.

Существующая практика свидетельствует о том, что деятельность хозяйствующих субъектов без лицензии или с нарушением условий лицензирования является весьма распространенной. Естественно, это препятствует нормальному ходу экономических отношений, а для нарушителей могут наступить неблагоприятные последствия в виде ответственности: гражданско-правовой, административной либо уголовной.5

3. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий.

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности