Личностные качества предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является выявление значимых личностных качеств предпринимателей. В соответствии с указанными целями ставятся и решаются следующие задачи:
- установление взаимосвязи предпринимательского успеха и личностных качеств;
- структурирование модели личности предпринимателя;
- анализ психологического портрета личности предпринимателя;
- классификация значимых качеств личности предпринимателя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА. 4
1.1. Личность в структуре предпринимательского успеха. 4
1.2 Структура личности предпринимателя. 12
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 18
2.1 Психологический портрет личности предпринимателя. 18
2.2 Классификация личностных качеств, способствующих и препятствующих успешной предпринимательской карьере. 25
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Личностные качества предпринимателей.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Результаты  отечественных и зарубежных исследований констатируют, что научить предпринимательству  нельзя, генетические  факторы приблизительно на 50% определяют предприимчивость человека и вероятность того, станет ли он основателем собственного дела. Природной предпосылкой развития способностей являются задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы. Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках, поэтому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей – образований   человека,  формирующих социальный опыт, условия жизни, обучения и воспитания.

Исходя из этого, предпринимательские способности  можно классифицировать по уровню их преобладания среди прочих способностей человека – выраженные и невыраженные способности. Первые могут иметь высокую, среднюю и низкую степень выраженности, вторые – находиться в зачаточном состоянии или отсутствовать. Следовательно, невыраженные предпринимательские способности, находящиеся в зачаточном состоянии, необходимо развивать.

Спорным является вопрос о необходимости высокого уровня образования человека для  осуществления предпринимательской  деятельности. Возможно на начальном этапе предпринимательства уровень образования не имеет решающего значения. По данным представителей малого бизнеса, высокий уровень образования мешает начать свой проект, т.к., во-первых, можно воспользоваться реализованными идеями (открытие парикмахерской, пиццерии и т.д.), во-вторых, за период обучения в вузе человек теряет свободолюбие, инициативность и т.д. По мере развития предпринимательской деятельности уровень образования начинает играть ключевую роль, т.к. в условиях конкуренции все важнее становятся разработка и внедрение новых предпринимательских идей для получения дополнительной прибыли. Данную гипотезу подтверждают исследования американских специалистов, которые проанализировали биографические данные 400 самых богатых людей планеты, входящих в список журнала Forbes.

 По данным исследований, среди факторов успеха окончание колледжа не обязательно, но при этом по мере становления и развития человека как предпринимателя необходимо получение степени магистра делового администрирования в Гарварде или Колумбийском университете

В России традиционно предприниматели показывают очень высокий уровень образования. Уровень активности респондентов с высшим образованием превышает средний по выборке в 2 раза. Однако в 2010 году менее 20% предпринимателей оценили свои знания и опыт как достаточные для создания собственного дела, а в 2009 году – около 25%9.

Недостаток узкоспециализированных знаний в области ведения своего дела, а не общий уровень образования влияет на небольшое количество вовлеченных в предпринимательскую деятельность в России.

Итак,   предпринимательский  талант развивается во времени, но для этого важны изначально заложенные характеристики личности и последующее образование, реализующееся в постоянном совершенствовании своего дела.

Таким образом, чтобы человек проявил себя как талантливый и успешный предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно обладать редкими способностями и определенной мотивацией. Необходимы благоприятные условия, способствующие развитию предпринимательства в стране.

1.2 Структура личности  предпринимателя.

 

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры.

Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом  которой являлись генетические, физиологические  и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности. Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них10.

Например, социальная направленность предпринимателя зависит  от его половой принадлежности: у  мужчин-бизнесменов она ориентируется  больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как  у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности: так, у всех успешных предпринимателей независимо от пола и возраста отмечаются такие личностные качества как трудолюбие, настойчивость, активность и пр., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность, понимаемая как совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей.

Эта характеристика личности всегда социально обусловлена  и формируется в процессе индивидуального  развития, под влиянием обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Выделяют три  основных вида направленности личности: личная, общественная и деловая.

Личная  направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

Общественная  направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

 Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для человека не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Среди предпринимателей преобладают люди первой и третьей  группы, причем, хотя вступают на путь предпринимательства чаще люди первой группы, действительно выдающихся успехов в бизнесе достигают лица с преобладанием деловой направленности.

Важную роль в структуре личности предпринимателя  играет мотивационный уровень. В научной литературе понятие мотивации предпринимательства трактуется неоднозначно. В отечественных исследованиях традиционным считается определение мотивации как  «объяснение внутренних факторов или психологического состояния и отношения человека к тому, что должно быть сделано или достигнуто в качестве цели поведения». В зарубежной литературе под мотивацией понимается  «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации»11. Оба этих определения являются недостаточными для объяснения поведения предпринимателя,  поскольку оно чаще всего бывает непредсказуемым, рискованным.

Отсюда следует, что существуют также побуждения, которые формируются на уровне подсознания  или обусловлены неосознаваемыми  мотивами и влечениями. Это необходимо учитывать при оценке мотивационных  характеристик предпринимательской деятельности,  так как в ней наиболее полно проявляются все психологические особенности человека.

В осознании  мотивации как процесса ключевое место занимает выявление мотивов. Под мотивом понимается  «побуждение  к деятельности,  связанное с удовлетворением определенных потребностей».  Если мотив побуждает к действию, то цель определяет алгоритм деятельности;  следовательно,  мотив относится к потребности,  побуждающей к деятельности,  цель —  к предмету  (объекту),  на который направлена деятельность.

Рассмотрим  наиболее часто встречающиеся в  научной литературе взгляды и подходы к оценке мотивов предпринимательской деятельности. Выделяется три группы мотивов. Первая группа — удовлетворение потребностей; их удовлетворение не составляет смысла экономической деятельности и ее законы к ним неприложимы. К этой группе относятся те предприниматели,  которые мечтают и имеют волю основать свою частную  «империю»,  свою династию.  Потребность в господстве, власти,  влиянии —  вот мотивационный императив их предпринимательской деятельности, поскольку иным путем они не смогли бы осуществить свою мечту и добиться положения в обществе.

Вторая группа мотивов связана с волей к  победе, стремлением к успеху, достигнутому в борьбе с конкурентами и самим  собой. Эту группу мотивов можно условно назвать  «потребностью в достижениях».

Третья группа мотивов связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только здесь становится определяющим моментом в поведении человека, — вектором «мотив-цель»12.

Отмечается, что  если первая группа мотивов предпринимательской деятельности в конечном счете приводит к формированию частной собственности,  которая является существенным показателем эффективности этой деятельности,  то в двух других группах речь идет не столько о собственности,  сколько о тех уточненных способах,  с помощью которых измеряется успех дела, доставляющий радость тому, кто достиг этого успеха.

Это нацеливает на создание в обществе благоприятного климата для проявления творческих способностей человека.  Именно конкретное состояние социальной среды, положение личности в обществе, система потребностей и приоритетов определяют мотивационные принципы предпринимательского дела.

Среди побудителей  предпринимательской деятельности можно выделить осознанные и неосознанные мотивы. Неосознанные мотивы представляют собой побуждения,  которые формируются на уровне подсознания. Их приписывают эффекту пассионарности. 

По способу  самореализации предсказуемые мотивы предпринимательской деятельности разделяют на три основные группы: материальный интерес,  самореализация в форме потребностей в достижениях и чувство удовольствия от ведения собственного дела, ощущение радости творчества.

Можно выделить несколько мотивационных принципов  предпринимательской деятельности.  Основной из них —  принцип потребления. Производство ради потребления соответствует человеческой сущности. Мерой накопления здесь служат материальные блага. При достижении определенного уровня потребления  (установленного либо антимонопольным законодательством,  либо стандартами)  стремление к дальнейшему наращиванию объемов производства снижается, усилия направляются на поддержание и качественное совершенствование достигнутого уровня.

Указанный мотивационный  принцип лежит в основе системы материальных интересов,  которая включает соответствующие мотивы,  такие как максимизация прибыли,  накопление капитала,  расширение рынков сбыта и др. Все мотивы этого порядка объединены одним интересом — материальным,  собственностью во всех ее видах и формах. Это дает основание считать данный принцип базовым. На его основе представляется возможным создать систему мотивов,  которая постоянно будет прирастать, видоизменяться сообразно тому, как будет меняться само производство.

Основываясь на анализе мотивационных концепций, можно предположить еще один интеграционный принцип —  принцип активности. Общим признаком для мотивов этого порядка служит то, что источник мотивации находится в психологии личности, заложен в самом человеке. И, наконец, третьим основополагающим принципом мотивации предпринимательского труда является принцип надежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ  СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1 Психологический портрет личности предпринимателя.

 

В настоящее время ни в  одной стране мира не существует такой профессии – «предприниматель», несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. В результате сотен проведенных социологических исследований и многочисленных публикаций выявлен облик современного предпринимателя.  Большая часть материалов выявляет такое понятие,  как  «дух предпринимательства»,  который,  по нашему общему мнению, отражает лидерские качества современного предпринимателя.

Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невозможно научить. Так, Б. Карлофф пишет,  что «люди,  начиная какое-либо дело,  обнаруживают,  что знания,  полученные в процессе обычной учебы,  оказываются практически бесполезными...  связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствует.  Выпускники школ бизнеса не отличаются более мощными способностями к предпринимательству,  чем прошедшие подготовку по другим дисциплинам»13.

Информация о работе Личностные качества предпринимателей