Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 02:33, лекция

Краткое описание

1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства
2. История развития малого предпринимательства в России
3. Роль малого предпринимательства в экономике и причины, тормозящие его развитие
4. Государственная поддержка малого предпринимательства

Вложенные файлы: 1 файл

Малое предпринимательство.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Тема «Малое предпринимательство»

1. Сущность и критерии  определения субъектов малого  предпринимательства

2. История развития малого  предпринимательства в России

3. Роль малого предпринимательства  в экономике и причины, тормозящие его развитие

4. Государственная поддержка малого предпринимательства

 

-1-

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), констатирующим сущность понятия.

В литературе под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наиболее часто применяемые критерии, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса): средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот и величина активов. В Европейском сообществе к малым предприятиям относятся предприятия, где количество занятых работников не превышает 50 человек, годовой оборот составляет менее 40 млн. евро, а сумма баланса - не более 27 млн.€.

Преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям, гибкость и оперативность в принятии решений, относительно невысокие расходы на управление, более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить изменения в процесс производства в соответствии с требованиями рынков, относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала, широкое использование местных материальных и трудовых ресурсов и др.

Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, дают средства к существованию большому числу наемных работников, способствуют занятости работников, содействуют подготовке профессиональных кадров и т. п.

Малые предприятия производят продукцию небольшими партиями, что невыгодно крупным компаниям. Они эффективны не только как производители товаров, но и как производители отдельных узлов и механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным компаниям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно широко поставить на службу народному хозяйству России.

Препятствия на пути к успеху в крупных компаниях:

- советы директоров крупных  компаний далеки от нужд рынка. Они не в состоянии уследить  за всеми своими товарами и  всем рынками, а поэтому смотрят на любые перемены, как на риск. По мнению высшего руководства, гораздо надежнее приобрести компанию, уже действующую на рынке или располагающую желаемым товарным ассортиментом;

- существует и конфликт временных  масштабов. Иногда компанией все внимание уделяется отчету, в силу чего ей очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через 7—10 лет;

- крупные компании нередко тратят больше денег, чем это фактически необходимо. Предложение о разработке нового товара, как и любое другое, воспринимается системой в общем порядке. Оно получает номер собственного счета в финансовом отделе, и считается, что на него должна распространяться соответствующая доля издержек — и косвенных, и прямых. Бывает, что средств выделяется слишком мало и в этом случае нет возможности привлечь на новый проект достаточно способных людей. Процесс ожидания скорой отдачи начисто лишает их стимулов к действиям;

- управляющие крупных компаний  одобряют и утверждают планы, а не товары. В этих компаниях не вознаграждают за риск;

- системы контроля крупных компаний носят дискриминационный характер по отношению к нововведениям. Крупные компании добиваются успеха благодаря тому, чем они располагают, включая и имеющуюся у них технику. Часто это ставит их в положение защитников уже сделанных капиталовложений. Они преувеличивают степень риска новых начинаний, не обладают тем чутьем, который есть у малых предприятий, стоящих ближе к рынку;

- инновации и перемены даются крупным компаниям труднее. Им сложнее менять свой уклад, технологию, оборудование. Они могут столкнуться с организованным противодействием со стороны профсоюзов, опасающихся сокращения персонала и даже со стороны правительства.

Недостатки субъектов малого предпринимательства: более высокий уровень риска; зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Как показывают опросы в среде малых бизнесменов США, главными причинами неудач деятельности малых предприятий чаще всего называют: некомпетентность; несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

 

 

-2-

Первый этап развития малого предпринимательства наблюдался еще в условиях бывшего СССР (1987—1989гг.). Началом формирования малого предпринимательства следует признать кооперативное движение (кооперативы были прообразом современных малых предприятий). Число занятых в кооперативном секторе в 1989 г. составляло более 5 млн. человек. На данном этапе экономического развития субъектам малого предпринимательства были предоставлены большие льготы, в т.ч. за счет средств госбюджета, обеспечена экономическая стабильность, оказывалась политическая поддержки. Происходит накопление первоначального капитала.

В тоже время через малые предприятия осуществляется перекачка ресурсов государственного сектора в теневую экономику и в полукриминальные предприятия, т.е. закладываются основы нелегальной экономики.

Второй этап развитии малого предпринимательства (1990—1991гг.) характеризуется спешным, лихорадочным учреждением различных (зачастую дутых) фирм и компаний: разнообразные частные и полугосударственные торговые структуры, банки, биржи, совместные предприятия и т.д. В ходе этого этапа происходит значительное увеличение оборота капитала в малых структурах. Граждане впервые за многие годы получили возможность самовыражения через предпринимательскую деятельность

Начало третьего этапа (1992—1993гг.) связано с проведением экономических реформ, политикой шоковой терапии и массовой приватизацией и переделом собственности. На этом этапе проводится политика либерализации цен, резко возрастает налоговая нагрузка на предприятия, наблюдается скачок импорта продукции (не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя), в стране имеет место галопирующая инфляция, обесценившая сбережения населения и резко повысившая процентные ставки банковского кредита. Все это в совокупности существенно подорвало финансовую базу малого предпринимательства и привело к кризису в инвестиционной сфере. В тоже время именно эти годы характеризовались наиболее высокими темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них (за 1992 год было создано в 1,4 раза больше малых предприятий чем в 1991г., общее их число составило порядка 190 тысяч ). Наиболее высокие темпы образования малых предприятий приходились на сферу науки и научного обслуживания (3,4 раза); сельского хозяйства как результат фермерского движения (3,1 раза); материально-технического снабжения и коммерческой деятельности - расцвет ларечного, палаточного и челночного бизнеса (2,9 раза); народного образования - частные школы, лицеи, колледжи (2,8 раза).

Характерной чертой третьего этапа является резкое снижение темпов роста числа малых предприятий в производственной сфере (в отличие от непроизводственной сферы), что объясняется следующими причинами:

- как правило, именно  непроизводственная сфера характеризуется  оборотом трудноконтролируемых  наличных средств («черный нал»), что открывает большие возможности  для ухода от налогов;

- в условиях гиперинфляции  чрезвычайно важным оказывается не сбережение обесценивающихся доходов, а вложение их в товар с последующим быстрым оборотом по более высокой цене (как результат развитие челночества, продавцы на рынке с высшим образованием);

- быстрый рост научных, консалтинговых, информационных и других подобных фирм обусловлен как резким снижением государственного финансирования науки, так и состоянием невостребованности многих исследователей;

- высокие темпы роста  частных учебных заведений явились реакцией на недостатки государственного образования и на снижение престижа педагогического труда и окладов педагогов и учителей.

Стоит отметить, что именно малое предпринимательство в условиях острого кризиса позволило выжить значительной части населения через самозанятость, предоставило возможность получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Четвертый постприватизационный этап (1994—1997 гг.) характеризуется уменьшением темпов роста образования новых малых предприятий. Основными причинами этого явилось следующие:

- резкое снижение границ  доходности ряда традиционных  для малого предпринимательства сфер деятельности: исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности; многие научно-консультационные малые фирмы либо диверсифицировались, либо прекратили свое существование; доход на одного занятого в сфере малого предпринимательства приблизился к уровню средней заработной платы по стране;

- не проявил свою силу  такой фактор увеличения числа малых предприятий как рост безработицы за счет банкротства предприятий (до 1996 г. колебался на уровне 2-3% активного трудоспособного населения);

- перерегистрация малых предприятий с учетом новых организационных форм, закрепленных в новом ГК РФ (особенно в форме товариществ). В результате были ликвидированы либо недействующие, либо неэффективные малые предприятия.

Появилась тенденция концентрации и централизации капитала на основе конкурентных начал в сфере малого предпринимательства. Получил развитие процесс поглощения предприятий (в первую очередь наиболее рентабельных малых предприятий). В период 1994-1997гг. опережающими темпами увеличилось число малых предприятий в промышленности, строительстве и на транспорте (на 10% и 11% соответственно); в торговле и сфере общественного питания (на 14%).

Несмотря на стагфляционные процессы (спад производства, кризис неплатежей с продолжающейся инфляцией и т. д.), сдерживающие образование сектора малого предпринимательства, четвертый этап можно охарактеризовать как этап появления элементов цивилизованных отношений в малом предпринимательстве.

Пятый этап (с 1997 г. до настоящего времени) развития малого предпринимательства можно охарактеризовать как период более высокого уровня хозяйственной зрелости малых предприятий, их способности к самоорганизации и созданию новых форм. В это время происходит медленный рост их численности. Финансовый кризис 1998 г. существенно трансформировал условия функционирования малых предприятий и переориентировал их на выпуск импортозаменяющей продукции. Таким образом, возник ощутимый импульс для развития малых предприятий реального сектора.

В этот период малые предприятия нашли свою нишу и успешно конкурировали с крупными предприятиями, решая задачи эффективного производственного и финансового менеджмента, минимизации трансакционных издержек, рационального использования ресурсов, четкой координации их партнерских отношений и деловых связей.

Достигнутый уровень концентрации малых промышленных предприятий на фоне неблагоприятной экономической среды и слабой государственной поддержки создал предпосылки для их активного взаимодействия и, в частности, для кооперации их деятельности.

 

 

-3-

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Именно по уровню развития малого предпринимательства многие специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Развитие малого предпринимательства способствует успешному решению следующих проблем:

1. формирование конкурентных рыночных отношений;

2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;

3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

4. содействие структурной перестройке экономики;

5. привлечение личных средств населения для развития производства;

6. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

7. более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов;

8. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения;

9. формирование социального слоя собственников;

10. активизация научно-технического прогресса;

11. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

Информация о работе Малое предпринимательство