Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 11:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие темы состояния, тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
-Изучить особенности малого предпринимательства;
-Проанализировать развитие малого предпринимательства;
-Найти основные проблемы малого предпринимательства;
-Изучить государственное регулирование малого предпринимательства.
5) наличие или отсутствие
у основателя предприятия
6) налоговое законодательство.
Как свидетельствуют данные официальной статистики, более 10 % малых предприятий республики функционируют в виде обществ с ограниченной ответственностью (ООО), свыше 20% - в форме унитарных предприятий (УП), около 18 % - в виде обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), около 15 % - в форме закрытых акционерных обществ (ЗАО).
Порядок создания и закрытия малых предприятий определяется Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16.11.2000 г. № 22.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения.
Государственная регистрация малых предприятий осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по регистрации местным исполнительным и распорядительным органам. Если малое предприятие создается в свободной экономической зоне, его регистрация производится администрацией СЭЗ. Государственная регистрация производственных предприятий осуществляется также Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Могилевским горисполкомами.
До подачи документов в регистрирующий орган один из учредителей (участников) создаваемого малое предприятие должен согласовать с этим органом наименование предприятия.
Для государственной регистрации малого предприятия учредители представляют в регистрирующий орган:
- заявление;
- анкету установленного образца;
- копию решения о создании предприятия;
- учредительные документы;
- документы, подтверждающие
внесение вклада в уставный фон
- документы, содержащие сведения о собственниках имущества;
- гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение малого предприятия по месту нахождения;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию. Плата за регистрацию создаваемого предприятия составляет 60 евро, за внесение изменений и дополнений в учредительные документы - 15 евро.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов. При необходимости получения дополнительных сведений о собственниках имущества регистрирующий орган вправе продлить срок регистрации до двух месяцев с уведомлением об этом собственников имущества.
Государственная регистрация малого предприятия для их производственной деятельности производится в первоочередном порядке.
Малое предприятие может быть ликвидировано по решению учредителей, хозяйственного суда либо регистрирующего органа.
Хозяйственный суд может принять решение о ликвидации малого предприятия в случаях:
- осуществления последним
деятельности без лицензии
- сокрытия (занижения) прибыли
(доходов) и других объектов
- наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления регистрирующему и налоговому органу сообщений о причинах возникновения убытков;
- наличия задолженности
по платежам в бюджет и
- уменьшения стоимости
чистых активов МП по
Регистрирующий орган может принять решение о ликвидации малого предприятия в случаях:
- нарушения установленных
законодательством сроков
- нарушения сроков и
порядка формирования
- неосуществления
Все работы по закрытию деятельности малого предприятия производит ликвидационная комиссия:
- помещает в газете «Рэспублика» сообщение о ликвидации малого предприятия , в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;
- составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга;
- уведомляет в письменном
виде кредиторов о ликвидации м
- принимает все возможные
меры к выявлению кредиторов
и получению дебиторской
- сосредоточивает денежные средства малого предприятия на единых расчетном и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;
- оценивает имущество малого предприятия;
- рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;
- обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников;
- утверждает смету расходов по ликвидации малого предприятия, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии;
- составляет в установленном
порядке ликвидационный баланс
и представляет его
Малые предприятия как хозяйствующие субъекты обязаны уплачивать установленные налоги и сборы (пошлины), по которым они признаются плательщиками.
Согласно общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления до нежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
В зависимости от характера деятельности, объемов выручки от реализации продукции (работ, услуг) и численности наемных работников малые предприятия могут применять общую или упрощенную систему налогообложения.
Общая система налогообложения предполагает уплату перечня республиканских и местных налогов и сборов, установленных Общей частью Налогового кодекса, Законом о бюджете на очередной финансовый год.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
Упрощенную систему налогообложения могут применять малые предприятие со среднемесячной численностью работников до 15 человек и ежеквартальной выручкой от реализации шаров (работ, услуг) не выше 5000 базовых величин.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
- предприятия, производящие подакцизные товары;
- банки и другие кредитно-
- страховые организации;
- инвестиционные фонды;
- предприятия, производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней;
- предприятия - участники
договора о совместной
- предприятия, занятые организацией
и проведением игорных и
- профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, сборов и неналоговых платежей:
- акцизов;
- налога на доходы;
- налогов (пошлин, сборов), взимаемых таможенными органами (включая налог на добавленную стоимость и акцизы) при ввозе товаров па таможенную территорию Республики Беларусь;
- налога за пользование природными ресурсами (экологический налог) в части платежей за перерасход природных ресурсов и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх утвержденных лимитов;
- государственных пошлин;
- лицензионных и
- обязательных взносов
на государственное и
- налога на приобретение
автотранспортных средств, подлежащих
обязательной регистрации в
Глава 3. Перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
Государственное регулирование предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой - применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах. Правовые акты в данном случае являются юридической формой, в которую облекаются различные методы и средства государственного воздействия.
Главной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности должно являться обеспечение интересов всех участников.
В той или иной степени многие инструменты государственного регулирования могут быть оценены как государственная поддержка. Само понятие «государственная поддержка малого предпринимательства» не дефинируется в литературе, поэтому понятие «государственное регулирование» на практике часто отождествляется с понятием «государственная поддержка».
Согласно ст. 1 Закона N 148-З поддержка малого и среднего предпринимательства - это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
В ст. 8 Закона N 148-З определены направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой государственными органами и иными государственными организациями:
- определение и реализация
государственной политики в
- осуществление защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- разработка и реализация
республиканских, отраслевых и региональных
программ государственной
- содействие развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие развитию
системы имущественной
- формирование и развитие
системы информационной
- содействие формированию
и развитию инфраструктуры
- содействие внешнеторговой
деятельности субъектов малого
и среднего
- содействие созданию
и развитию системы подготовки,
повышения квалификации и
- организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;
- реализация предусмотренных
Законом N 148-З и иными актами
законодательства видов
Следует заметить, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской и отраслевыми программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также региональными программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Республиканская и отраслевые программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, региональные программы - решениями местных Советов депутатов областного и базового территориальных уровней (ст. 9 Закона N 148-З).
Информация о работе Малое предпринимательство в Республики Беларусь