Малое предпринимательство в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие темы состояния, тенденций и перспектив развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
-Изучить особенности малого предпринимательства;
-Проанализировать развитие малого предпринимательства;
-Найти основные проблемы малого предпринимательства;
-Изучить государственное регулирование малого предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач2.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства начиная с 2010 года разрабатываются сроком на три года с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а региональные программы - также с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.

Финансовое обеспечение республиканской, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Государственная поддержка за счет финансовых средств, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства:

- Белорусским фондом финансовой  поддержки предпринимателей (БФФПП);

- областными и Минским  городским исполнительными комитетами;

- банками Республики Беларусь.

Показатели реализации задач Государственной программы приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 Задачи государственной программы на 2010-2012гг.

 

В свою очередь, развитие малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью программ социально-экономического развития Республики Беларусь, в т.ч. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 N 136, где прогнозируется увеличение вклада малого и среднего бизнеса в формирование ВВП в 2015 году до 30% и более, рост производительности труда работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в 1,8 раза, увеличение численности занятых в секторе малого и среднего бизнеса не менее чем до 1,8 млн. человек.

В главе 4 Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 N 216, среди ключевых направлений деятельности Правительства Республики Беларусь в области реализации приоритетов программы социально-экономического развития на 2011 - 2015 годы предусмотрена поддержка предпринимательства. При этом планируется решение следующих задач:

- корректировка законодательства  в целях устранения административных  барьеров, препятствующих ведению  бизнеса;

- обеспечение недискриминационного  доступа субъектов малого и  среднего предпринимательства к  кредитно-финансовым, материально-техническим и земельным ресурсам;

- обеспечение соразмерности  взысканий, налагаемых за нарушения  в сфере предпринимательской  деятельности, степени причиненного  вреда;

- формирование механизмов  государственно-частного партнерства, принятие мер по их законодательной и организационной поддержке и развитию.

Кроме того, в настоящее время вопросы развития малого и среднего предпринимательства включены в такие государственные программы, как:

- Государственная программа устойчивого развития села на 2011 - 2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 01.08.2011 N 342;

- Программа содействия  занятости населения (принимается  ежегодно) и др.

Для выработки рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в целях структурной перестройки экономики, формирования конкурентных отношений функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.1999 N 388 "О Совете по развитию предпринимательства в Республике Беларусь". Совет является консультативным органом, осуществляет свою деятельность на общественных началах, его решения носят рекомендательный характер.

В целях консолидации усилий Совета по развитию предпринимательства, объединений предпринимателей и иных деловых сообществ в области поддержки и развития предпринимательства создано Консультативно-координационное совещание деловых сообществ (ККС).

Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" предписала введение в практику работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности. С принятием этого правового акта процесс учреждения новых общественных и консультативных советов при органах государственной власти активизировался. В 2011 году при Министерстве экономики Республики Беларусь создан общественно-консультативный совет по вопросам развития предпринимательства, инвестиций и инноваций.

Неэффективное государственно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства может стать основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики.

Здесь очень важно, выполняя функцию содействия развитию предпринимательства, не перешагнуть ту грань, после которой вместо создания условий для развития начинается руководство и управление экономикой. Поэтому к выбору инструментов содействия развитию предпринимательства надо относиться весьма осторожно. Необходимо каждый раз продумывать последствия использования соответствующих инструментов (как с точки зрения соответствия их функциям публичной власти, так и с точки зрения их воздействия на конкуренцию и рынок, бюджет, экономическую эффективность и т.д.).

 

Заключение

 

В этой работе охарактеризовано малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.

Основным критерием выделения предприятий в малые является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют трудности, связанные с:

  • Созданием предприятий
  • Наймом рабочей силы
  • Регистрацией собственности
  • Получением кредитов
  • Налогообложением
  • Ведением международной торговли
  • Ликвидацией собственности

Характеристика государственного регулирования  малого предпринимательства в Республике Беларусь позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в Беларуси активно формируется и развивается законодательная база в сфере малого бизнеса, определены общие начала, принципы и основная структура (система) субъектов поддержки малого предпринимательства.

Во-вторых, для реализации направлений государственной поддержки малого предпринимательства создана и постоянно совершенствуется многообразная система государственных органов и организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.

В-третьих, развитие указанного законодательного блока осуществляется в соответствии с международно-правовыми стандартами в области прав человека, торгово-экономических отношений, а также с учетом общепризнанных принципов международного права.

В-четвертых, значение данного законодательства состоит в том, что оно позволяет усилить гарантии реализации конституционных прав граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, способствует укреплению и развитию национальной экономики, усилению социальной стабильности нашего государства.

Необходимость развития и поддержки малого предпринимательства, пожалуй, ни у кого не вызовет сомнений. Также не вызывает сомнений тезис об обязательной поддержке малого предпринимательства со стороны государства - это уже доказано огромным опытом развитых стран.

 

Список используемой литературы

 

  1. Балашевич, М.И. Малый бизнес – отечественный и зарубежный опыт / М.И. Балашевич. – Минск, 2006. − 224 с.
  2. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон РБ, 28 мая 1991 г.,

№813-XII // Режим доступа: http: // www.president

  1. Плотницкий, М.И. Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебн. пособие для подготовки к экзаменам / Ю.В. Латов. – Минск, 2007. − 192 с.
  2. Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / В.М. Власовой [и др.]; под общ. ред. В.М. Власовой. – Минск: Финансы и статистика, 2005. – 128 с.
  3. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента РБ, 21 мая 2009 г., №255 // Режим доступа: http: // www.president.by
  4. Предпринимательство: Учебник /Лапуста, М.Г. [и др.]; под общ. ред. М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2006. − 287 с.
  5. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов / Горфинкеля, В.Я. [и др.]; под общ. ред. В.Я. Горфинкеля. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. − 430 с.
  6. Мальгина, И. Малое предпринимательство и инфраструктура его поддержки в Беларуси / И. Мальгина // Белорусский банковский бюллетень. -2008. -24. – С. 49–55.
  7. Науменко, Б.Н. Малый бизнес: теория и практика развития / Б.Н.Науменко. - Минск: ООО "Мисанта", 2009. - С. 13.
  8. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 11 апр. 2011 г., N 136 // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2011.

11. Об утверждении Программы  деятельности Правительства Республики  Беларусь на 2011 - 2015 годы: постановление  Совета Министров Республики Беларусь, 18 февр. 2011 г., N 216 // ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2011.

  1. О Государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 дек. 2009 г., N 1721.

13. Тур, А.Н. Развитие системы  либерализации экономики Республики  Беларусь в условиях экономического  кризиса / А.Н.Тур // Проблемы управления. - 2009. - N 1. - С. 30 - 35.

14. Тур, А. Время перемен  для малого бизнеса / А.Тур // Экономика Беларуси. - 2009. - N 1. - С. 42 - 46.

  1. Червяков, А. Фактор экономического роста / А.Червяков // Экономика Беларуси. - 2011. - N 2. - С. 44 - 45.

 

 

Приложение А

 

 

Период развития субъектов    
малого предпринимательства  

Характеристика периода         

1. Период (1988 - 1991 годы)    
перестроечных процессов в       
экономике Советского Союза как  
этап становления субъектов      
малого предпринимательства    

Субъекты малого предпринимательства       
выступали в экономике Беларуси в качестве 
кооперативов, где основой являлся принцип 
коллективного самоуправления. В связи со  
льготами, предоставляемыми данным         
субъектам союзным законодательством, а    
также с возможностью получения большого   
дохода посредством посреднической         
деятельности, разницей между              
фиксированной ценой государственных       
предприятий и свободной ценой             
кооперативов происходил рост              
представителей кооперативного движения.   
Данное положение не способствовало        
развитию реального сектора экономики      
Республики Беларусь, подрывало            
устойчивость денежно-кредитной системы    
страны, а самое главное, не оправдывало   
ожиданий, возложенных на данных субъектов 
как реформаторов экономики              

2. Период (1992 - 1995 годы)    
функционирования субъектов      
малого предпринимательства в    
нормативно-правовом поле,       
не адаптированном к данным      
субъектам хозяйствования      

Бурный рост количества субъектов малого   
предпринимательства без долгосрочных      
программ развития. Данные субъекты        
приобретают некоторую самостоятельность   
от государственных структур. Происходит   
ужесточение налогового пресса без учета   
специфики малого предпринимательства,     
следствием чего является разорение        
значительной части предпринимательских    
структур, ориентация на                   
торгово-закупочную деятельность. Положено 
начало переходу субъектов малого          
предпринимательства в "теневую экономику"

3. Период (1996 - 1998 годы)    
формирования специального       
законодательства              

Деятельность субъектов малого             
предпринимательства в период формирования 
законодательства, ориентированного на     
специфичность данного субъекта экономики. 
Период попыток адаптации                  
нормативно-правовой базы к потребностям   
субъектов малого предпринимательства.     
Формируется "вертикаль", призванная к     
координации деятельности всех             
государственных структур, ответственных   
за развитие субъектов малого              
предпринимательства. Основным недостатком 
данного периода является не адаптация     
нормативно-правового законодательства для 
данных субъектов, а периодическое         
изменение подходов к налоговому           
законодательству, разрабатываемому для    
предпринимательства, на существующую в    
Республике Беларусь налоговую систему,    
которая требует реформирования          

4. Период (1998 - 2009 годы)    
деятельности субъектов малого   
предпринимательства в рамках    
жесткого государственного       
регулирования                 

Данный период можно охарактеризовать как  
"разрастание" органов государственного    
управления, призванных к проведению       
различного рода проверок и применению     
санкций в отношении субъектов малого      
предпринимательства.                      
Нескоординированность действий            
государственных органов, ужесточение      
налогового законодательства,              
бессистемность принимаемых правовых       
документов приводит к уменьшению стимулов 
к осуществлению предпринимательской       
деятельности. Происходит уменьшение       
здоровой предпринимательской инициативы,  
количества предпринимательских структур и 
развитие протекционистских настроений     
среди большинства действующих субъектов   
малого предпринимательства              

Информация о работе Малое предпринимательство в Республики Беларусь