Малое предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
4
1.1 История возникновения, понятие и признаки малого и среднего предпринимательств
4
1.2. Малое и среднее предпринимательство в структуре современной рыночной экономики
10
1.3. Механизмы финансового регулирования 14

2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВО В РОССИИ
17
2.1. Особенности и роль малого и среднего предпринимательства в российской экономике
17

2.2. Государственная политика в области малого и среднего бизнеса
21
2.3. Перспективы и потенциал малого и среднего предпринимательства в условиях российской экономики
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макро.docx

— 61.28 Кб (Скачать файл)

  ВВЕДЕНИЕ

 
2

 
1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 
4

 
1.1 История возникновения, понятие  и признаки малого и среднего предпринимательств

 
 
4

 
1.2. Малое и среднее предпринимательство  в структуре современной рыночной  экономики

 
10

1.3. Механизмы финансового регулирования

14 

 
2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВО В РОССИИ

 
17

 
2.1. Особенности и роль малого  и среднего предпринимательства  в российской экономике

 
17 
 

 
2.2. Государственная политика в  области малого и среднего  бизнеса

 
21

 
2.3. Перспективы и потенциал малого  и среднего предпринимательства  в условиях российской экономики

 
24 
 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
28

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
31


 

 

 

 

 

 
ВВЕДЕНИЕ 
Практикой мирового бизнеса доказано, что малое предпринимательство занимает очень важное место в национальной экономике любого государства.  Ведь он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его 40-50 процентов. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры.Гармонично развивающему государству просто необходимо прийти к такому рыночному хозяйству, чтобы высокий уровень развития малого предпринимательства выступал необходимым слагаемым в нем. Раньше в России явное предпочтение отдавалось концентрации производства, но сейчас, когда наша экономика пытается пойти по западному пути, нельзя не признать, что успех этого пути в большей степени возможен благодаря развитию малого предпринимательства. В нашей же стране малое предпринимательство не только не получает от государства достаточной помощи, но зачастую оказывается в железных тисках государственной бюрократической машины.  
Малое предпринимательство как имманентная составляющая современного производства во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.  
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью.  
Актуальность темы. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. 
 
Цель работы: особенности малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике. 
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 
1) определены роль и место малого бизнеса в рыночной экономике; 
2) рассмотрена история возникновения малого предпринимательства; 
3) выявлены особенности малого и среднего предпринимательства в России. 
 
 

 
1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 
1.1 Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».  
Впервые научное определение слова «предприниматель» появилось в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной. Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что «предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями». А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства. 
А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность – есть не у всех.  
В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало  негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической старости.  
История развития российского предпринимательства печальна. Прервавшись почти на 70 лет правления Советской власти, оно вряд ли может рассчитывать на возрождение. Надо строить систему нового предпринимательства, соответствующую современной рыночной системе. До начала XVIII века государственной поддержки предпринимательства в России как таковой почти не было.  Однако и тогда можно было встретить интересные моменты. 
С XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет. 
Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли  купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын-Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нем предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары. 
Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии» имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.   
Уже тогда предприниматели сталкивались с рядом проблем: недостаток капиталов создания предприятий, конкуренция со стороны иностранных товаров. Решить их и многие другие проблемы можно с помощью государства. Петром I был издан ряд указов, в которых определялись привилегии купечеству, такие как освобождение от всякой службы государству; беспроцентная денежная ссуда из казны; освобождение от уплаты торговых пошлин; передача земли, казенных строений, оборудования; передача казенных заводов частным компаниям. По мнению Петра, это должно было привлекать купцов к занятиям промышленными делами. Надо заметить, что такие меры и сейчас были бы действенны. 
Основным налогом в то время был промысловый налог, от которого полностью освобождались некоторые категории, такие как, например мелкие кредитные учреждения, товарищества, артели с капиталом меньше 10 тысяч рублей; промыслы, требовавшие покровительства государства, в том числе первичная обработка сельскохозяйственной продукции, крестьянские промыслы  и т.д.  
У прошлого и нынешнего предпринимательства есть два сходства - первое это то, что и раньше и сейчас предпринимательством занимается в основном молодежь, а второе - как «старому», так и «новому» предпринимательству приходилось и приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие государственной бюрократии. 
В России предпринимателями создается всего 10% валового национального продукта страны и это неудивительно, если учесть фактический развал нашей экономики.  
Сложная внутриэкономическая ситуация вынудила российских ученых-экономистов исследовать теории предпринимательства, в результате чего появилась законодательная основа регулирования данной отрасли экономики.   
Стоило задуматься и отметить недопустимый уровень практически монопольного выпуска многих видов энергетического, металлургического, транспортного  и тому подобного оборудования, а также  почти всего выпуска товаров широкого потребления. 
Государственная экономическая политика, направленная на строительство и преимущественное развитие крупных производств, привела  к тому, что значение малых предприятий в экономике страны в течение многих десятилетий недооценивалось.  
Начало развития многоукладной экономики в СССР выпало на конец 80-х годов с появлением экономических субъектов - представителей различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий.  
В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях».  
Новое в развитии малого предпринимательства появилось в 1990 г., с изданием постановление правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных государственных предприятий, перевести их на арендную систему поощрений, кооперативную форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах акционирования. 
В 1990-1991 гг. государственной статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того, сказалось отрицательное отношение населения к кооперативам.  
Тогда же часть малых предприятий была учреждена крупными государственными организациями как дочерние. Доходность таких предприятий достигалась за счет бесплатного или льготного использования площадей, ресурсов, оборудования организаций-учредителей.  
Следующий этап развития малого предпринимательства в 1992 г. обозначился расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не всегда для выкупа трудовыми коллективами предприятий сферы услуг у работников хватало денежных средств. Отсутствие кредита и высокий риск банкротств, связанный с резким падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией в то время население почти 80% доходов тратило на продукты питания) также сыграли свою роль.  
Еще одна примета 1992 г. - кризис, охвативший крупные предприятия тяжелой промышленности. Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования получили развитие в промышленности.  
Чаще всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а посреднических предприятий было меньше в 10 раз, чем строительных, и в 8 раз, чем промышленных.  
Принадлежность предприятий к секторам экономики определяется следующими признаками: численностью работающих, объемом валовой продукции и величиной основных производственных фондов.   
Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определен предельный уровень численности персонала по отраслям, например в  промышленности, строительстве и на транспорте он составляет 100 человек, в науке и научном обслуживании - 60 человек и т.д.  
В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами «малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...». То есть ограничение численности  дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия. 
Многопрофильные предприятия относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации. В проекте  постановления о малых предприятиях было требование наличия главного вида деятельности, который давал бы не менее 50% годового дохода. Скорее всего оно обосновывалось мировым опытом, показывающим,  что для наибольшей эффективности малого предприятия необходимо, чтобы оно было специализировано на определенном виде деятельности, так как неспециализированные предприятия не выдерживают конкуренции. Вот почему государственную поддержку получают мелкие предприятия, стремящиеся к повышению специализации.Выделение какого-либо вида деятельности как доминирующего влечет за собой существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо из направлений деятельности и за его счет расширить другое до требуемых масштабов, однако это не всегда целесообразно. Иногда следует выделить какое-либо направление в самостоятельное малое предприятие.   
Необходимо также помнить, что в ряде случаев - в зависимости от целей - два традиционных признака (размерный и финансовый) должны дополняться и другими качественными характеристиками. 
На территории России малым считается предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений, (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25% вновь созданной, а также на смешанной форме собственности, не запрещенное законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм,  удовлетворяющие требованиям Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 
Разработана соответствующая программа, с помощью которой можно определить принадлежность предприятий к разряду малых, учитывая следующие соображения: 
-       относить предприятия к разряду малых на основании их отчетных данных; 
-       при выборе оценочных показателей исходить из эффективности работы предприятия; 
-       для получения льгот малым предприятиям предоставлять в налоговую инспекцию расчеты среднемесячной численности; 
-       чтобы правильно определить, какая численность работающих и какой объем реализации являются для предприятия максимально допустимыми, необходимо верно установить его отраслевую принадлежность;  
-       следует рассматривать соотношение размеров ряда предприятий отраслевой принадлежности. 
Существуют два варианта, при которых предприятие может утратить статус малого:  
1.           При превышении максимально установленную границу среднесписочной численности либо годовой объем хозяйственного оборота;  
2.           При изменении структуры производства, то есть и изменении основных показателей.   
При выходе этих показателей за установленные пределы, предприятие не ликвидируется. Оно лишается права на получение льгот, установленных для малых предприятий и переходит в общий для всех предприятий режим работы, в противном случае оно будет нести ответственность за уклонение от уплаты налогов.  
1.2 Малое и среднее предпринимательство в структуре современной рыночной экономике 
Анализируя такой сектор экономики как малое предпринимательство, нельзя не обратить внимание на то, какое огромное место в национальной экономике развитых стран он занимает. Так, например, в США, Японии, Франции к малым относятся больше половины всех предприятий страны.  
В конце 80-х годов в США было отмечено развитие небольших  специализированных предприятий, преимущество которых перед крупными заводами состояло в том, что их техническое перевооружение в случае необходимости представлялось менее капиталоемким делом.  
Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний. 
Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система - комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений, которые позволяют, с одной стороны, монополиям не затрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения его объемов на субподрядчиков. Кроме того, хозяйственная автономия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают и гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.  
У мелких фирм далеко не одинаковы показатели их эффективности. Конечно норма прибыли на капитал мелких фирм опережает крупные компании но по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами. Во-вторых, стоимость капитала более высока для мелких фирм, чем для крупных, т.к. они платят более высокие ставки процента по кредитам. 
Важной функцией малого предпринимательства является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов. 
Необходимым элементом успешной хозяйственной деятельности мелких предприятий является их выход на внешний рынок, так как роль мелких и средних фирм во внешнеэкономических связях возросла в связи с переходом от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.  
В отличие от крупных корпораций, использующих преимущественно прямые капиталовложения и создание филиалов, малые предприятия прибегают к новым формам интернационализации - капиталовложения в развитие сбытовой среды, обмен или продажа лицензий и патентов, ноу-хау, торговых марок.  
Следующим «плюсом» малых компаний является высокая удовлетворенность людей,  рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения, а не заработка. Эффективность предпринимательства всегда зависит от самого предпринимателя. Он должен быть наделен некоторыми деловыми и психологическими качествами: способностью к творчеству, к самостоятельному нестандартному мышлению, а также обладать хорошей управленческой подготовкой, опытом практической работы и обширными связями и контактами в соответствующей сфере.    
Экономисты разных стран все чаще говорят о большой роли малого предпринимательства в научно-технической революции. «Сфера малого предпринимательства стала своеобразным полигоном разработки и испытания новых технических идей, а также быстрого приспособления производства к меняющимся условиям».  
Малые фирмы  почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений по улучшению существующей технологии, так как малому предпринимательству присущи следующие качества: быстрая адаптация к рынкам, эластичность управления, гибкость внутренних коммуникаций. 
Преимущество мелких и средних предприятий состоит и в том, что они ведут разработки в основном на этапах зарождения изобретений,  не требующих больших материальных, кадровых и организационных затрат.  
Следует заметить, что в наше время отличительной чертой развития экономики является противостояние крупного и малого предпринимательства, а их взаимосвязь и взаимодополняемость. Ведь существуют такие примеры, когда крупные предприятия доверяют малым ведение отдельных направлений, частично финансируя идеи и помогая различными консультативными услугами, комплектами конструкторско-технической документации и т.п. 
В малом предпринимательстве сложилась новая система внутрикорпорационного управления и финансирования, оттеснившая традиционные методы административно-бюджетного характера  на второй план. Вместе с этим появился  новый институт рискового, или венчурного, капитала. 
Следующим примером технологических и управленческих новшеств  являются мини-заводы. Их главное преимущество - быстрые сроки строительства и окупаемость затрат.  
Рассмотренный анализ деятельности малых и средних предприятий убеждает в их высокой эффективности, Поэтому с уверенностью можно сказать, что малые и средние предприятия имеют следующие преимущества. 
Гибкость, позволяющая вовремя перераспределять людские и материальные ресурсы и своевременно реагировать на изменения спроса. 
Малое предпринимательство является важным социальным инструментом в борьбе с безработицей, поглощая незанятую рабочую силу.  
Предприятия малого сектора экономики позволяют уменьшить диспропорцию в доходах. 
Позволяют развивать и приспосабливать различные виды новейших технологий. 
Готовят основу для будущего развития промышленности, в виде подготовки квалифицированных и полуквалифицированных работников. 
Раскрывают таланты предпринимателя, способствуя стимуляции экономического развития.   
Повышают мобильность, увеличивая уровень использования природных ресурсов. 
Понимание этих факторов привело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства. 
Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но при этом не стоит забывать, что слепое копирование механизмов воздействия на развитие малого предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям. 
1.3 Механизмы финансового регулирования 
Практически самой трудноразрешимой для малого предпринимательства является проблема нахождения источников финансирования. Это объясняется структурой источников финансирования этих предприятий, а также трудностями их взаимоотношений с российскими банками. 
Существуют два типа финансирования: внутреннее и внешнее. При выборе источника финансирования главными факторами являются доступность денежных средств и выгодные денежные ставки. 
В высокоразвитых странах финансовая поддержка сводится, в основном, к трем видам: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые небольшим фирмам под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке ссудного капитала. 
Прямые займы предоставляются непосредственно мелким предприятиям из государственных источников под определенный процент, колеблющийся вместе с общей ставкой банковского процента. 
Смешанные займы имеют своим источником как государственные, так и частные средства. 
При гарантированных займах кредиторам даются государственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, уменьшая их риск. 
Кроме того, используется целевое бюджетное финансирование: в сметах ряда министерств и ведомств имеется специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий (около 0,3% расходов бюджета).    
Еще один вид финансирования - участие в акционерном капитале малого предприятия путем скупки части его акций, оно помогает сделать кредит более доступным для малых предпринимателей.   
Огромную роль в оказании финансовой помощи играют всевозможные кредитные программы, такие как займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на поддержку местного предпринимательства, а также предпринимателей-инвалидов. 
Венчурное финансирование складывается из личных средств богатых партнеров, входящих в товарищество или пенсионные, благотворительные фонды или организации. Венчурное финансирование – это финансирование предприятий, находящихся на втором и третьем этапах своего развития. 
Следующим видом финансирования является практика привлечения финансовых ресурсов через фондовые биржи. 
В ряде стран (США, Великобритании, Франции и др.) созданы вторичные рынки ценных бумаг для мелких и средних компаний.  
В связи с тем, что любое кредитование малого предпринимательства имеет известную степень риска, банки широко используют такие формы финансирования как лизинг и факторинг. 
Факторинг означает продажу предпринимателем - поставщиком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель - получатель факторинга, помимо процентов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск. 
Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений - предоставление разного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения. 
 Иногда, в предприятиях с хорошо налаженной работой финансирование осуществляется через привлечение средств сотрудников фирмы. Позитивным моментом такого решения является степень мотивации, резко возрастающий интерес к делам "своей" фирмы. 
Следующее направление финансовой поддержки – франчайзинг -   представляет собой соглашение двух экономических агентов о предоставлении права одному из них (франчизи) действовать на рынке сбыта под именем или покровительством другого (франчизор). Франчизор, предоставляя свою марку франчизи, получает возможность расширить свое производство с наименьшими затратами.  А франчизи может открыть дело без подготовительного периода и расходов на рекламу, кроме того, он пользуется правом торговать на льготных условиях.  
Финансовые рычаги используются для перераспределения производительных сил, создания новых малых предприятий в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.  
Государственные финансовые органы используются малыми фирмами не только для получения финансовой поддержки, но и для получения через них бесплатно финансовой информации, используемой для составления финансового бизнес-плана.  
Зарубежный опыт показал, что очень эффективным оказывается создание учреждений по оказанию одновременно финансовой и консультативной помощи.    
На данный момент все крупные банки создали сейчас специальные отделы, занимающиеся финансированием малого предпринимательства. Набор инструментов, используемых для оказания помощи малому предпринимательству, постоянно расширяется.  
Финансовую политику в отношении малого предпринимательства необходимо рассматривать в контексте общей экономической политики  страны. Должна быть четкая направленность на достижение сбалансированности политики и рынка в целом, а не на проведении политики по секторам или применительно к предприятиям определенного размера, что может поставить в особые условия какую-либо одну группу, но в конечном итоге нанести ущерб какой-либо другой группе предприятии. 
Суть налоговых мероприятий для стимулирования развития малого предпринимательства состоит в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия, как указывалось выше, является одним из повсеместно используемых методов налогообложения малого предпринимательства. 
В указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. предусмотрено выделение централизованных кредитных ресурсов и льготное кредитование приоритетных направлений развития производства промышленных товаров, товаров народного потребления и продуктов питания; образование при участии средств федерального бюджета специальных фондов поддержки малого и среднего бизнеса; страхование высокоэффективных программ с высокой степенью риска путем образования государственных страховых фондов и резервов.

 
2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВО В РОССИИ 
2.1 Особенности и роль малого предпринимательства в российской экономике 
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом. 
Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора. 
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. 
При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе. 
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.  
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. 
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. 
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству. 
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. 
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил. 
Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. 
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.  
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. 

 
2.2 Государственная  политика в области малого  и среднего бизнеса 
К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным. 
Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. 
В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно - монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций. 
Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне. 
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства. 
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики. 
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят. 
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска). 
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. 
Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. 
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса. 
2.3 Перспективы и потенциал малого предпринимательства в условиях российской экономики 
Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. 
Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией, перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании. 
 
Таблица 1 - Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2011 г.

 

 

 

 

 
Федеральные округа

 
Объем производства в 2011 г.

 
Справочно: 2010 г. в % к 2009 г.

 
млн. руб.

 
На душу населения, руб.

 
В % к 2010 г.

 
РФ

 
794 286,8

 
5 517,6

 
119,3

 
109,1

 
Центральный

 
248 575,5

 
6 813,7

 
117,8

 
113,6

 
Северо-Западный

 
117 114,3

 
8 213,3

 
133,2

 
97,6

 
Южный

 
78 780,3

 
3 669,1

 
127,9

 
103,6

 
Приволжский

 
159 192,2

 
5 031,1

 
148,8

 
98,3

 
Уральский

 
71 788,0

 
5 733,8

 
82,1

 
204,5

 
Сибирский

 
71 796,5

 
3 495,1

 
103,1

 
110,1

 
Дальневосточный

 
47 040,1

 
6 683,6

 
113,2

 
93,8


 
Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность  за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени. 
Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых и средних предприятий в 2011 году (таблицы 1 и 2) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства. 
В январе-сентябре 2011г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза… 
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.  
Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2011 г.

 
Федеральные округа

 
Объем инвестиций в 2011 г.

 
Справочно: 2010 г. в % к 2009 г.

 
млн. руб.

 
На душу населения, руб.

 
в % к 2010 г.

 
РФ

 
32772,2

 
227,7

 
148,3

 
85,6

 
Центральный

 
10680,6

 
292,8

 
175,9

 
75,8

 
Северо-Западный

 
2804,5

 
196,7

 
67,9

 
122,0

 
Южный

 
3194,1

 
148,8

 
116,8

 
119,7

 
Приволжский

 
9322,9

 
294,6

 
236,2

 
68,4

 
Уральский

 
2373,6

 
189,6

 
199,1

 
47,9

 
Сибирский

 
3265,7

 
159,0

 
101,0

 
110,7

 
Дальневосточный

 
1130,9

 
160,7

 
144,4

 
64,9

Информация о работе Малое предпринимательство в России