Малое предринимательство в современной рыночной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.
Экономика России сегодня находится в стадии становления.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая микроэкономика 2.docx

— 87.71 Кб (Скачать файл)

За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий  увеличилось  на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям  в  2002  г. относительно аналогичного периода предыдущего года  зафиксирован  рост,  что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2003 г.

         Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. 2. Особенности малого предпринимательства в России Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом. Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

         Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве. Отношения представителей малого бизнеса с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме. Заключение Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей. Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии. Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.

 

Глава II. Взаимодействие малого бизнеса и государства

 

2.1. Малый бизнес и государственная политика

Малый  бизнес   без   поддержки   государства   и   без   собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно  противостоять  в конкурентной  борьбе  крупному  капиталу,  отстаивать  свои   экономические, политические и социальные интересы.  К определению целей  и  задач  государственной  политики  в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход,  который обусловлен   таким   же   утилитарным   пониманием    места    и    значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается  лишь как один  из  возможных  дополнительных  факторов,  влияющих  на  сокращение безработицы,  активизацию  инновационных  процессов,  развитие  конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е.  как инструмент   решения   тех   или   иных    социально-экономических    задач, использование, которого зависит  от  множества  объективных  факторов  и  не является обязательным.

В России  прослеживается  опасная  тенденция.  Экономическая  политика продолжает ориентироваться  на  поддержку  крупных  государственных  и  пост государственных хозяйственных структур и их объединений,  в  первую  очередь финансово-промышленных   групп.    В    формирующейся    государственно    - монополистической хозяйственной  системе  малые  предприятия  представляются как некое инородное тело, а их  существование  допускается  в  основном  для заполнения  ниш,  непривлекательных  для  крупного  капитала,   установления финансовой зависимости или интегрирования  в структуру  крупного  капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций. Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам,  крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к  кредитным  ресурсам и  возможности  получения  более  льготных  кредитов  банков,   учредителями которых они являются. Новой малой фирме  зачастую  невозможно  вырваться  на давно  уже  поделенный   монополизированный  рынок,   получить   доступ   к государственным заказам, а также  к  средствам,  идущим  на  так  называемую "поддержку   отраслей   народного    хозяйства".    Руководителю    крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него  административное решение, особенно на местном уровне.

Наличие  и  значимость  такого  потенциально  мощного  и   динамичного социально-экономического феномена, как  малое  частное  предпринимательство, предполагает  формирование   и   реализацию   определённой   государственной политики,  обеспечивающей  благоприятные   условия   для   развития   малого предпринимательства  и  включающей  правовое  регулирование,   налоговое   и финансово-кредитное стимулирование, специальные  государственные  институты, обеспечивающие  проведение  в  жизнь  такой  политики.

В  настоящее   время государственная  политика  по  отношению  к  малому  бизнесу  в   Российской Федерации только формируется, определяются ее цели,  направления,  механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные  и  последовательные  шаги на  пути  формирования  целостной  политики  поддержки  и  развития   малого предпринимательства  и  создания  механизмов  её  реализации.  Многие   меры государственного  регулирования   деятельности   малых   предприятий   носят противоречивый  характер.  Например,  в  области  налогообложения  продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим  повышением  как  федеральных, так и местных налогов, а введение  упрощенной  системы  налогообложения  для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот  для  малого предпринимательства.9

Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят  свою  деятельность,  исходя  из потребностей и возможностей насыщения местного  рынка,  объема  и  структуры локального  спроса.  Они  предоставляют   новые   рабочие   места   местному населению. В  условиях  развития  хозяйственной  самостоятельности  регионов малый  бизнес  может  рассматриваться  как   важное   средство   оптимизации структуры региональной экономики.

Государственная   политика   в   отношении    и    предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности  может  быть  эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним  вектором  развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не  может  быть ничем  иным,  как   именно   поддержкой   процесса   саморазвития   бизнеса, направленной   на   смягчение   или   устранение   препятствий   для   этого саморазвития, с использованием широкого набора  инструментов  и  стимулов  в достижении  тех  общих   социально-экономических   целей,   которые   каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.

С точки зрения предпринимателя государство должно создать  условия,  в которых  он  сможет  эффективно  достигать   своих   целей,   прежде   всего экономических (максимизация прибыли, эффективность  инвестиций,  собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).

С  точки  зрения  государства   предприниматель   призван   обеспечить реализацию целей и  интересов  более  высокого  порядка.  Именно  в  области пересечения целей и интересов государства  и  бизнеса  может  осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать  создание  преимущественно  экономических  и  правовых  условий нормального  ведения  рыночного  хозяйствования.  Государственная  поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий,  стимулов для  саморазвития  и  конкурентоспособности  малых  предприятий   с   учетом отраслевых,  географических,  национальных,  исторических   особенностей   и традиций,  а  также  зарубежного  опыта.  Важнейшие  задачи  государственной поддержки  малого  бизнеса  заключаются  в  том,  чтобы   обеспечить   малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв  в  условиях  хозяйственных возможностей между малыми и  более  крупными  предприятиями  в  конкурентном рыночном    соревновании,     создать     равные     возможности     ведения предпринимательской  деятельности  в  условиях  свободы  выбора  ее  форм  и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической  воли  государства   сформировать   благоприятные   социальные, экономические,  правовые,  политические  и  другие  условия,  поддержание  и укрепление  которых,  в  свою   очередь,   обеспечивается   широкомасштабным развитием малого бизнеса.

 

 

2.2. Институты поддержки на федеральном и региональном уровнях

Федеральный уровень. Реализация политики поддержки МП связана с формированием специальных институтов на федеральном и региональном уровнях. Создание таких институтов на различных этапах развития малого бизнеса отражало и состояние государственной политики в этой сфере.В материалах к 1 Всероссийскому съезду представителей малого предпринимательства отмечалось, что структура управления господдержкой на федеральном уровне сформировалась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сфера деятельности и степень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам .

          В начале 90-х годов было предпринято несколько попыток создать орган, координирующий политику по формированию и поддержке малого предпринимательства - первая еще при СССР (1991 г.) и две в РФ - Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства при Госкомимуществе РФ (1992 г.) и Комитет РФ по поддержке малого предпринимательства (март-ноябрь 1992 г.). Не располагая ни законодательной, ни организационной базой для работы, эти органы прекратили существование, так и не начав своей деятельности.Впоследствии вопросы поддержки малого бизнеса нашли отражение в положениях ряда министерств и ведомств - Минэкономики, Минфина, Миннауки, МВЭС, Минтруда, Минюста, ГКАП, Госкомимущества, Минпрома. В федеральных программах поддержки малого предпринимательства эти органы являлись исполнителями мероприятий, соответствующих их профилю10.

           В середине 1993 г. правительство РФ возложило функции по координации политики господдержки в сфере малого бизнеса на Министерство экономики. Под его руководством была разработана первая федеральная программа поддержки МП, а также рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. Функции координатора госполитики в сфере малого бизнеса осуществлялись Минэкономики и в последующие годы. В частности, министерство координировало разработку нормативных актов в этой области. Роль головной организации (координатора) при подготовке ряда нормативно-правовых актов сохранилась за Минэкономики и после образования ГКРП, что зафиксировано в федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997гг.11

Информация о работе Малое предринимательство в современной рыночной экономике России