Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:57, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.
Экономика России сегодня находится в стадии становления.
За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2003 г.
Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. 2. Особенности малого предпринимательства в России Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом. Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.
Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве. Отношения представителей малого бизнеса с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме. Заключение Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей. Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии. Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.
Глава II. Взаимодействие малого бизнеса и государства
2.1. Малый бизнес и государственная политика
Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным.
В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно - монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций. Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики.
В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.9
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
2.2. Институты поддержки на федеральном и региональном уровнях
Федеральный уровень. Реализация политики поддержки МП связана с формированием специальных институтов на федеральном и региональном уровнях. Создание таких институтов на различных этапах развития малого бизнеса отражало и состояние государственной политики в этой сфере.В материалах к 1 Всероссийскому съезду представителей малого предпринимательства отмечалось, что структура управления господдержкой на федеральном уровне сформировалась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сфера деятельности и степень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам .
В начале 90-х годов было предпринято несколько попыток создать орган, координирующий политику по формированию и поддержке малого предпринимательства - первая еще при СССР (1991 г.) и две в РФ - Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства при Госкомимуществе РФ (1992 г.) и Комитет РФ по поддержке малого предпринимательства (март-ноябрь 1992 г.). Не располагая ни законодательной, ни организационной базой для работы, эти органы прекратили существование, так и не начав своей деятельности.Впоследствии вопросы поддержки малого бизнеса нашли отражение в положениях ряда министерств и ведомств - Минэкономики, Минфина, Миннауки, МВЭС, Минтруда, Минюста, ГКАП, Госкомимущества, Минпрома. В федеральных программах поддержки малого предпринимательства эти органы являлись исполнителями мероприятий, соответствующих их профилю10.
В середине 1993 г. правительство РФ возложило функции по координации политики господдержки в сфере малого бизнеса на Министерство экономики. Под его руководством была разработана первая федеральная программа поддержки МП, а также рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. Функции координатора госполитики в сфере малого бизнеса осуществлялись Минэкономики и в последующие годы. В частности, министерство координировало разработку нормативных актов в этой области. Роль головной организации (координатора) при подготовке ряда нормативно-правовых актов сохранилась за Минэкономики и после образования ГКРП, что зафиксировано в федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997гг.11
Информация о работе Малое предринимательство в современной рыночной экономике России