Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:57, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.
Экономика России сегодня находится в стадии становления.
Существенную роль в формировании государственной политики в отношении малого предпринимательства в 1991-1994 гг. играл Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) (впоследствии Государственный комитет по антимонопольной политике). Комитет участвовал в разработке первой федеральной программы государственной поддержки МП в РФ и рекомендаций по подготовке региональных программ. До своего преобразования комитет принимал участие в формировании правовой базы развития малого предпринимательства, в рассмотрении предпринимательских проектов и создании системы их обоснования/После реорганизации ГКАП его функции в части поддержки малого бизнеса значительно сузились. Комитет сосредоточил свое внимание на преодолении административных барьеров на пути развития предпринимательства.
Важную роль в формировании и реализации финансовой поддержки малого бизнеса призвано играть Министерство финансов. Оно является головной организацией в осуществлении финансовой политики и ее совершенствовании при подготовке ряда нормативных документов, например, проекта постановления правительства РФ по системе гарантий для кредитования и страхования экономической (коммерческой и инвестиционной) активности МП, а также предложений по стимулированию поддержки МП коммерческими банками.
В федеральной программе на 1995-1996 гг. Минфин был головной или одной из ведущих организаций в реализации финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства. Однако позиции Минфина в этом вопросе были довольно жесткими. Практически постоянно урезались и задерживались ассигнования на финансирование основных направлений господдержки МП: программ, институтов, отдельных элементов. Такая позиция министерства обусловлен; объективными причинами: наличием значительного дефицита бюджет. и стремлением его сократить.
На Федеральную службу занятости, которая просуществовала до 1996г., в соответствии с федеральной программой “Занятость”, утвержденной правительством в 1994 г., была возложена функция по организации обучения и поддержки безработных, желающих начать собственно дело, посредством консультаций, профессиональной ориентации, обучения основам предпринимательской деятельности. Кроме того, предполагалось открытие социально-деловых центров и бизнес-инкубаторов (что совпадало с мероприятиями программ поддержки) для поддержки и расширения малого бизнеса и самозанятости населения.
В связи с реализацией Закона от 19 апреля 1991г. “О занятости населения в РФ” при Федеральной службе занятости был создан Государственный фонд занятости, который впоследствии стал существенным источником поддержки малого бизнеса. В расходной части Фонд, занятости немалый удельный вес - более 20% - отводится расходам на создание и сохранение рабочих мест. При этом в 1994 г. такие рас ходы составили 393 млн. руб., а в 1995 г. - 1160 млн. руб. [18]. В их со ставе вложения в создание рабочих мест на МП, по экспертным оценкам, занимали от 5 до 10%. В 1996 г. в связи с упразднением Федеральной службы занятости Государственный фонд занятости перешел в подчинение Министерства труда РФ. Ранее данное министерство в области поддержки малого предпринимательства активно не работало.
В формировании механизма финансового обеспечения МП значительную роль играет Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. В 1993-1995 гг. он работал под эгидой ГКАП. Д( конца 1994 г. деятельность Фонда не имела ясных ориентиров, что было обусловлено отсутствием четкой государственной политики в финансировании предпринимательских проектов. В первое время Фон; наряду с льготным кредитованием использовал и прямые инвестиции В декабре 1995 г. он был преобразован в Федеральный фонд поддержи малого предпринимательства (ФФПМП) и выведен из подчинение ГКАП. В утвержденном в апреле 1996г. правительством уставе Фонд; предусмотрено, что основной целью его деятельности является финансовое обеспечение федеральной программы поддержки предпринимательства. ФФПМП был определен в качестве головного заказчика Федеральной программы. Доходы Фонда образуются за счет ассигнований из федерального бюджета, средств от приватизации, доходов от собственной деятельности, в т.ч. от выпуска и размещения ценных бумаг Фонда, а также доходов, получаемых по процентам по льготным кредитам, предоставляемым на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Уставом Фонда предусмотрено, что доходы от его предпринимательской деятельности, в том числе от выпуска и размещения ценных бумаг и добровольных взносов, остаются в его распоряжении. Таким образом, происходит аккумуляция средств из различных источников для последующего использования их на цели поддержки малого предпринимательства. В 1996г. ФФПМП разработал программу финансово-кредитной поддержки МП через институт уполномоченных региональных фондов.12
В настоящее время ФФПМП наряду с выполнением роли головного заказчика федеральной программы осуществляет функции основного финансового механизма, обеспечивающего ее реализацию. Кроме того, важным направлением деятельности фонда должны стать поручительства или гарантии по кредитам, предоставляемым коммерческими банками субъектам малого предпринимательства, участвующим в реализации федеральной программы поддержки малого предпринимательства. Одновременно предполагается развивать систему поддержки межрегиональных и региональных программ, включающих высокоэффективные проекты, способствующие созданию новых рабочих мест. Создан попечительский совет Фонда, в который вошли представители министерств, ведомств, регионов, общественных организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса. Создание этого органа должно усилить возможности ФФПМП по участию в координации разработки и осуществления госполитики развития МП. Проанализировав ход выполнения первой федеральной программы господдержки малого предпринимательства, попечительский совет рекомендовал расширить функции ФФПМП: проводить организационно-методическую и аналитическую (экспертную) деятельность для контроля за выполнением и эффективностью реализации как отдельных мероприятий, так и программы в целом. С учетом этого Фонду предлагается вносить оперативные корректировки в отдельные программы, включая механизмы финансирования и определение ответственных исполнителей.
Важным шагом в развитии институциональной среды поддержки МП стало создание в соответствии с указом Президента РФ от 6 июня 1995 г. ГКРП. Будучи органом правительства РФ, он отвечает за разработку предложений и реализацию государственной политики в области развития и поддержки МП, межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности федеральных министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации в этой сфере. ГКРП также призван обеспечить формирование инфраструктуры поддержки и развития МП, оказывать консультативную, информационную, финансовую поддержку созданию и деятельности субъектов МП. В функции ГКРП входит обобщение опыта развития МП, взаимодействие с международными коммерческими и общественными организациями в области поддержки этого вида бизнеса, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов.
На ГКРП также возложена координация деятельности ФФПМП Для этого признано целесообразным, чтобы председатель ГКРП являлся председателем попечительского совета Федерального фонда. Таким образом, было обеспечено известное влияние ГКРП на деятельность Фонда, что впоследствии привело к размыванию границ между заказчиком и исполнителем федеральных программ. Заметное место в деятельности комитета заняла организация и проведение 1 Всероссийского съезда представителей малого бизнеса в феврале 1996 г., который собрал как самих предпринимателей, так и представителей структур, занятых его проблемами. Одним из важных итогов работы съезда стал указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. “О первоочередных мерах господдержки малого предпринимательства в РФ”.
Вместе с тем ГКРП пока не удалось оказать заметное влияние на повышение действенности государственной политики в отношении развития малого бизнеса и усиления его роли в экономике страны. Наблюдается стремление Комитета ужесточить политику в части финансовой поддержки малого предпринимательства, подменить методическую помощь региональным структурам субъектов Федерации контрольно-административными мерами. Для получения кредита на реализацию программ представителям регионов необходимо заручиться визами нескольких чиновников ГКРП. На наш взгляд, нецелесообразно и выступление ГКРП в качестве заказчика федеральных программ наряду с ФФПМП.
Происходившие на протяжении последних шести лет реорганизации в структурах управления на федеральном уровне не способствовали заметному улучшению системы государственного регулирования и координации деятельности министерств и ведомств по поддержке малого бизнеса. Усложняли ситуацию и частые изменения в организации финансирования и кредитования региональных программ, постоянно меняющиеся условия предоставления кредитов регионам.
Отсутствие уверенности в надежности “правил игры” у рядового предпринимателя и структур, поддерживающих его на региональном уровне, явилось одной из причин замедления темпов формирования МП. Кроме того, практически для всех федеральных органов проблемы малого бизнеса имеют второстепенное значение, выделение ресурсов осуществляется по остаточному принципу. Ориентированный на целенаправленную поддержку малого предпринимательства ГКРП не внес заметных позитивных изменений в эту ситуацию. Ее усугубляет соперничество между комитетом и Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства по поводу того, кто будет играть приоритетную роль в финансировании малого бизнеса.13
Региональный уровень. В отдельных случаях институциональное развитие на региональном уровне опережало создание федеральных структур. Формы и состав органов поддержки малого предпринимательства определялись региональными особенностями, отношением органов исполнительной власти к малому бизнесу и к реформированию экономики в целом.
Вначале действовало много разнообразных управленческих структур, ориентированных на развитие и поддержку предпринимательства. Позднее, с 1995 г., в большинстве регионов в администрациях, правительствах в этих целях создавались специализированные подразделения. В 1996 г. они функционировали более чем в 50 субъектах РФ. Именно эти органы организуют разработку и реализацию региональных программ.
Финансовую поддержку малого бизнеса в регионах осуществляют соответствующие фонды. В первое время фонды имели различный правовой статус - государственных, общественных организаций, акционерных обществ. В большинстве случаев учредителями фондов являются региональные и городские администрации. Объемы финансовых средств, выделяемых фондам, существенно различаются. Особенно сложная ситуация характерна для регионов с дотационным бюджетом, где практически нет внутренних возможностей для финансирования поддержки малого бизнеса.
В то же время в некоторых регионах роль фондов весьма заметна. Наиболее крупными (по масштабам имеющихся в их распоряжении средств) в 1995 г. были фонды Москвы, Нижнего Новгорода, С.-Петербурга. Некоторые фонды пополняли свои средства при поддержке крупных зарубежных банков.
О структуре источников финансирования фондов поддержки малого предпринимательства в регионах можно судить по данным опроса 34 региональных фондов, проведенного ИСАРП в конце 1996 г. [71]. Основным источником средств 30 фондов были названы региональные (местные) бюджеты. В остальных случаях назывались выделяемые также из местного бюджета кредиты областной администрации (Калужская область), уставный капитал, внесенный администрацией (Калининградская и Волгоградская области). В 44% ответов источниками финансирования выступают кредиты (гарантии, гранты) Федерального фонда. Позитивным явлением можно считать заявление 23 фондов о том, что среди прочих источников финансирования они используют доходы от собственной деятельности.
Во многих регионах при органах исполнительной власти создаются общественные советы по поддержке малого предпринимательства, на базе которых организована экспертиза проектов МП для их последующей финансовой поддержки (например, в Москве, Томской области).
На региональном уровне действуют структурные единицы некоторых федеральных органов исполнительной власти. Это региональные центры занятости населения, территориальные управления ГКАП, региональные представительства МВЭС, агентства Госкомимущества и т.д. Такие структуры используются для проведения единой государственной политики и ее координации, согласуют свою деятельность в сфере малого бизнеса с мерами, осуществляемыми региональными органами управления.
В регионах функционируют также структурные единицы ряда общественных организаций, ориентированные на участие в поддержке МП: отделения Торгово-промышленной палаты, Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса и др., которые активно сотрудничают с другими структурами, занятыми этими вопросами. В регионах действуют и объекты информационной инфраструктуры - более 200 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов и 60 учебно-деловых центров Морозовского проекта, осуществляемого Академией менеджмента и рынка, около 40 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.
Наиболее полно институты и инфраструктура поддержки МП представлены в Москве, которая является своего рода полигоном отработки управленческих и организационных решений в отношении малого бизнеса. Среди областей следует выделить Новгородскую, где раньше других развитие малого предпринимательства было признано исполнительной властью одним из важнейших направлений рыночных преобразований. В области создана сеть соответствующих специализированных структур:
отдел развития и поддержки предпринимательства при администрации области в составе экономического комитета, оказывающий консультационную и методическую помощь руководителям МП;
информационно-аналитический центр. Он предоставляет консалтинговые, юридические, организационные услуги, имеет банк данных об инвестиционных проектах, банках и банковской деятельности и др. Объем выполненных работ в 1996 г.- 760 млн. руб.
Новгородская торгово-промышленная палата, в которой в качестве членов состоят 70 организаций. В 1996г. палата предлагала более 30 видов услуг, включая подготовку информационно- аналитических материалов для предпринимателей, помощь во взаимодействии исполнительной власти с иностранными фирмами.АО “Новгородский бизнес-парк”. Функционирует как холдинг, объединяющий ряд компаний, которые оказывают помощь предприятиям в сфере финансовой, технической, консалтинговой, экспертной, маркетинговой поддержки;АОЗТ “Новгородская лизинговая компания”, созданная в 1995 г. в соответствии с пилотным проектом федеральной программы;
Информация о работе Малое предринимательство в современной рыночной экономике России