Малый бизнес: место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в определении места и роли малого бизнеса в экономике России.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
– провести теоретический анализ литературных источников относительно сущности, места и роли малого бизнеса в экономике России и зарубежных стран;
– определить экономическое значение малого бизнеса для эффективного развития рыночной экономики;
– рассмотреть понятие и причины устойчивости малого бизнеса;
– рассмотреть зарубежный опыт развития поддержки малого бизнеса;
– проанализировать современное состояние и уровень развития малого бизнеса в России;
– определить современные формы сотрудничества;
– проанализировать основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области;
– выявить перспективы малого бизнеса в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины устойчивости малого бизнеса 5
1.2 Зарубежный опыт развития поддержки малого бизнеса 9
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 14
2.1 Проблемы и уровень развития малого бизнеса в России 14
2.2 Современные формы сотрудничества в малом бизнесе 18
2.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области 22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 360148_мал_биз_роль_Росс.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Организационная структура Администрации по делам малого бизнеса, состоит из трех уровней.

1. Штаб-квартира  в Вашингтоне (центральный аппарат), в составе 22 отделов.

2. 10 региональных отделений, осуществляющих выполнение функций  Администрации в нескольких штатах.

3. Около 120 местных отделений, расположенных по всей стране.

Согласно вышеназванному закону поддержка малого бизнеса должна осуществляться всеми государственными органами и институтами во взаимодействии с АМБ по следующим основным направлениям: доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23 % государственного заказа, оказание финансовой, а также консультационной, технической и организационной помощи предприятиям9.

Особенное значение придается развитию инновационного предпринимательства. Так, в 1982 г. был принят федеральный закон «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе», основными целями которого являются:

1) стимулирование технологических инноваций;

2) использование потенциала  малых предприятий для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;

3) содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;

4) помощь частному сектору  в коммерциализации научно-технических  достижений по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;

5) вовлечение малых предприятий  в квалификационный перечень фирм США, работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.

На основе этого закона была разработана программа поддержки инновационного малого бизнеса – The Small Business Innovation Research Program (SBIR). Ее цель – поддержка инновационного бизнеса. Она позволяет получать кредиты на создание малого инновационного предприятия. Чаще всего средства выделяются для внедрения идей, которые разрабатываются в университетах. На первом этапе разработчики получают продукт. Если им это удается, то они получают уже низкопроцентный кредит, который позволяет выйти с товаром на рынок. Если и второй этап проходит успешно, то они получают уже настоящий коммерческий кредит до 5 млн. долл., что дает возможность организовать массовое производство.

В связи с экономическим кризисом в США были предприняты особые меры в помощь малому бизнесу. В соответствии с Законом «Об оздоровлении американской экономики и реинвестировании», принятом в 2009 г., малым предприятиям были выделены дополнительные субсидии на общую сумму в 12,3 млрд. долл. Помимо этого до 2013 г. предполагается дополнительно разместить государственных заказов среди малых предприятий на сумму почти в 98 млрд.долл.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. В ФРГ насчитывается почти 3,5 млн. малых предприятий. 20 млн. человек работают в таких предприятиях, т. е. почти 70 % всего занятого населения страны. В ФРГ основные функции по развитию малого предпринимательства сосредоточены в Промышленно-торговых палатах. В настоящее время их более 80. Членами этих палат должны быть все промышленные малые и средние предприятия. Федеральное и земельное законодательство определяет сферы деятельности и функции палат по вопросам малого бизнеса10.

Основные положения их организационных структур и внутренние правила деятельности отражаются в уставах, которые согласовываются и утверждаются Министерством экономики земель. В 1978 г. в стране принята специальная правительственная программа «Стимулирование накоплений для открытия собственного дела». Частным лицам стали представлять кредиты под очень низкие проценты на длительные сроки с твердой процентной ставкой и погашением по плану, составленному еще до заключения кредитного договора. Каждый гражданин страны, желающий организовать собственный бизнес, может легко получить льготный кредит в размере до 50 тыс. евро.

Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

– кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

– кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

– кредитование малых предприятий, участвующих в развитии отсталых экономических регионов Германии;

– кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

Ежегодно малый бизнес получает льготных кредитов от государства на сумму до 50 млрд. евро. Объем же инвестиций в развитие малого семейного предпринимательства составляет в Германии 51,5 % от всех финансовых вложений страны. У предпринимателей, благодаря дотациям государства, льготному налогообложению и специальным низким расценкам на аренду офисов, издержки на порядок ниже, чем у крупных компаний.

Одна из особенностей малого бизнеса ФРГ – развитие инновационного бизнеса. Поэтому программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства, одной из которых является «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса». На долю малых компаний в Германии приходится до 60–70 % всех зарегистрированных патентов и открытий. Для этого еще в начале 80-х гг. XX в. были созданы консультационные пункты при палате промышленности и торговли, комиссия стимулирования технологического трансферта. 1990-е гг. ознаменовались организацией технопарков, ряда государственных и национальных программ по льготной, а порой и дотационной поддержке малых компаний в сфере НИОКР.

На текущий момент здесь сформирована четкая инфраструктура государственной поддержки малого инновационного бизнеса: технологические центры, исследовательские институты и даже специальная транспортная сеть.

Итак, в данной главе курсовой работы нами было проанализировано экономическое значение малого бизнеса для эффективного развития рыночной экономики. Подводя итог данной главы можно сделать следующий вывод. Малый бизнес является своего рода локомотивом развития экономики, внедрения инноваций. Развитые страны уделяют достаточно пристальное внимание развитию и поддержке малого бизнеса. В России малый бизнес еще недостаточно развит, существуют определенные проблемы и препятствия. В следующей главе курсовой работы проанализируем современное состояние малого бизнеса в России.

 

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

2.1 Проблемы и уровень развития малого бизнеса в России

Как было сказано выше, в России малый бизнес не получил должного развития, чему препятствуют определенные проблемы. В осуществлении своей деятельности и процесса управления предприятия малого бизнеса сталкиваются с огромным количеством проблем. Малое предпринимательство испытывает трудности, решение которых требует как усовершенствования законодательной сферы, увеличения финансовой поддержки бизнеса, повышения результативности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, введения практик эффективного менеджмента малого предприятия. Факторов, тормозящих развитие предприятий малого и среднего бизнеса, несколько.

К первому можно отнести существующую систему взаимоотношений между поставщиком сырья и его переработчиком, которая не предполагает долговременного сотрудничества на заранее определенных условиях. В качестве поставщиков сырья для предприятий малого и среднего бизнеса часто выступают крупные компании, в большинстве случаев являющиеся региональными монополистами. Альтернативные возможности приобретения необходимого сырья, естественно, существуют, но расходы на доставку его к месту переработки делают бизнес бессмысленным. Вторым фактором, тормозящим развитие малого и среднего бизнеса, является то, что из-за вышеперечисленных причин малый и средний бизнес не всегда имеет возможность реализовать свою продукцию крупным предприятиям. Третьим фактором, тормозящим развитие малого и среднего бизнеса, является то обстоятельство, что при существующей системе взаимоотношений нет возможности отстаивать свои интересы на правительственном уровне, а также сообщать в соответствующие инстанции об имеющихся злоупотреблениях11.

К следующему, четвертому фактору можно отнести дефицит оборотных средств. Из-за нехватки оборотных средств предприятия часто не имеют возможности приобрести необходимое сырье и оборудование. Наконец, пятым фактором являются высокие трансакционные издержки предприятий малого и среднего бизнеса, связанные с необходимостью нести затраты на банковские и финансовые услуги, страхование, оптовую и розничную торговлю, содержание служб, отвечающих за текущее обеспечение жизнедеятельности организации, юридическое и экономическое сопровождение заключенных договоров, проведение маркетинговых исследований. В США свыше 45% национального дохода приходится на трансакции, причем за последнее столетие эта цифра выросла на 25%. Это означает, что трансакции с течением времени потребляют все возрастающую долю ресурсов экономики.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что основной проблемой малых и средних предприятий является недостаточность ресурсной базы, как материально-технической, так и финансовой. Отрицательное воздействие на процесс развития предприятий малого бизнеса в области материального производства оказывает неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Отметим, что по указанным причинам возникают проблемы автоматизации и использования ЭВМ на предприятиях малого бизнеса. Отставание малых предприятий в области автоматизации является результатом двустороннего непонимания: разработчики и поставщики оборудования проявляют низкий уровень активность в данном сегменте, потому как это менее «денежный» сектор рынка и здесь меньше возможностей производить продукты и услуги, работающие на добавленную стоимость, а малые предприятия сами пока не интересуются в массе своей комплексными управленческими решениями. Спрос на такие решения пока вызревает, и малые предприятия если и автоматизируют свою деятельность, то предпочитают делать это только с одним, ключевым, бизнес-процессом, например, товарооборотом, процессом продаж или расчетом с абонентами. Многие малые предприятия в основном используют учетные системы типа «1С: Бухгалтерия».

Следующей проблемой является несовершенство законодательной базы, на которую в осуществлении своей деятельности должны опираться предприятия малого бизнеса. В настоящее время законодательная база находится в неудовлетворительном состоянии. Существует достаточно много правовых документов, которые в той или иной степени регулируют деятельность малого бизнеса. Однако не существует единой сводной законодательной основы нынешней деятельности малых предприятий в России. При этом даже отдельные разрозненные установления претворяются в жизнь не полном объеме.

Также среди главных проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, выделяют несовершенство системы налогообложения. В данное время не существует системы проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Еще одной важной проблемой является кадровый состав. В большинстве случаев наблюдается нехватка профессионалов в области управления предприятиями12.

Помимо этого с 2013 г. немаловажной проблемой малого бизнеса стало практически двукратное увеличение страховых взносов. С 1 января 2013 года страховые взносы выросли вдвое – с 13 тыс. до 32 тыс. руб. По этой причине индивидуальные предприниматели массово закрывают свой бизнес. Эксперты отмечают, что повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей (ИП) не принесло государству ощутимых выгод. Бюджет страны, скорее, проиграл – вместо запланированных пятимиллиардных поступлений он уже потерял как минимум 13,5 миллиарда рублей. Рост страховых взносов повлек массовый исход ИП. Всего за три месяца с декабря 2012 года по февраль 2013 года в России закрылось более 300 тысяч индивидуальных предприятий (ИП). Некоторый бизнес сохранил рентабельность, но увеличение взносов привело к тому, что многим предпринимателям проще уйти в тень13.

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства в условиях кризиса. Однако бюджетное финансирование федеральной и региональных программ поддержки предпринимательства проводится нестабильно. Отметим также, что немаловажной проблемой развития малого бизнеса является неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков предприятий.

К обстоятельствам, осложняющим процесс развития предпринимательства, по мнению некоторых авторов, также относятся:

− низкая доходность большинства предприятий, не позволяющая вкладывать средства в развитие, обновление;

− сложная структура финансово-статистической отчетности;

− давление теневой экономики на результативность предпринимательской деятельности;

− высокая степень отстраненности государства от проблем бизнеса.

В процессе развития предпринимательства значительная роль принадлежит региональной системе регулирования и поддержки малого бизнеса. Методы и формы реализации региональной политики относительно малого бизнеса исходят, с одной стороны, из мер, которые принимаются на государственном уровне, с другой – обусловливаются задачами развития и спецификой каждого определенного региона.

Сформировавшаяся типология регионов по количеству занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в структуре Федеральных округов РФ говорит о высокой степени неравномерности. Например, количество занятых на малых предприятиях в ЦФО практически в 10 раз превышает количество занятых на малых предприятиях в ДВО. Еще раз можно отметить что доля малого бизнеса в сфере общественного производства страны незначительная в сравнении с развитыми странами. Отметим, что около 60% основной деятельности малых предприятий не входит в производственные сектора.

Отсутствие государственной политики поддержки малого бизнеса также является немаловажной проблемой. Проводимая в данное время политика не учитывает улучшение пространственной структуры малого бизнеса. Федеральные структуры в основном направлены на увеличение показателей в общем по всей России, цели и задачи политики обладают ярко выраженными отраслевыми тенденциями. Важнейшим условием претворения в жизнь стратегических планов поэтапного развития рыночной экономики является формирование трехуровневой системы государственной поддержки малого предпринимательства в России, предусматривающей рациональное распределение функций между федеральными, региональными и местными органами власти, с делегированием широких прав на уровень административно-территориальных единиц.

Информация о работе Малый бизнес: место и роль в экономике России