Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в определении места и роли малого бизнеса в экономике России.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
– провести теоретический анализ литературных источников относительно сущности, места и роли малого бизнеса в экономике России и зарубежных стран;
– определить экономическое значение малого бизнеса для эффективного развития рыночной экономики;
– рассмотреть понятие и причины устойчивости малого бизнеса;
– рассмотреть зарубежный опыт развития поддержки малого бизнеса;
– проанализировать современное состояние и уровень развития малого бизнеса в России;
– определить современные формы сотрудничества;
– проанализировать основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области;
– выявить перспективы малого бизнеса в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины устойчивости малого бизнеса 5
1.2 Зарубежный опыт развития поддержки малого бизнеса 9
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 14
2.1 Проблемы и уровень развития малого бизнеса в России 14
2.2 Современные формы сотрудничества в малом бизнесе 18
2.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области 22
3 ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Итак, проанализировав проблемы и уровень развития малого бизнеса в России, в следующем параграфе рассмотрим современные формы сотрудничества в сфере малого бизнеса.
2.2 Современные формы сотрудничества в малом бизнесе
Отметим, что наиболее распространенными формами промышленной кооперации и сотрудничества для предприятий малого и среднего бизнеса являются аутсорсинг, субконтрактинг и франчайзинг. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Под аутсорсингом подразумевается договорное привлечение сторонних организаций, использование внешних ресурсов с целью достижения собственных целей, а также предоставление сотрудника на полный рабочий день либо на его часть в иную фирму. В малом бизнесе является достаточно целесообразным использовать аутсортинг, например, бухгалтерских услуг, а также компьютерного обслуживания, рекламы. Это можно объяснить тем, что когда собственник-руководитель предприятия разбирается и принимает активное участие во всем, начиная от бухгалтерии и заканчивая ремонтом компьютеров, приводит как минимум к снижению темпов увеличения предприятия, а как максимум вместо развития бизнеса и руководства компанией директор занимается, совершенно посторонними вещами, а бизнес стагнирует.
Разумным выходом из этого состояния видится аутсорсинг – передача сервисных функций на поддержку специализированным компаниям. Бухгалтерией в данном случае занимается аудиторская компания, которая готовит, сдает отчеты в налоговую и отвечает за эти отчеты, в соответствии с заключенным договором. Компьютерным парком и программным обеспечением занимается также специализированная компания. Рекламу, наконец, делает рекламное агентство. Таким образом, малое предприятие сокращает расходы на персонал, получает услуги гарантированные договорами, можно получить экономию и на аренде, ведь сотрудников станет меньше. И основное преимущество, руководитель занимается своими непосредственными обязанностями и уделяет все свое время бизнесу, что в конечном итоге должно сказаться на финансовых результатах14.
Для крупных предприятий является выгодным передавать малым предприятиям выполнение каких-либо отдельных бизнес-процессов, применяя при этом аутсортинг. Выгода состоит в том, что крупные предприятия могут сконцентрироваться только на выполнении важных операций.
Субконтрактинг представляет собой способ организации производства, который использует разделение труда между:
– заказчиком (контрактором) – в основном головным (сборочным) предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями (сохраняются только наиболее прибыльные производственные процессы, которые критическим образом влияют на уровень качества продукции);
– субконтракторами (поставщиками) – специализированными предприятиями, которые производят комплектующие, выполняют работы и услуги.
Механизм субконтрактации заключается в том, что две стороны - контрактор и субконтрактор - заключают между собой соглашение. Контрактор поручает одному либо нескольким предприятиям – субконтракторам – производить детали, комплектующие либо узлы, необходимые для производства конечного продукта. Субконтрактор осуществляет работы согласно техническим условиям, которые предоставлены контрактором.
Субконтрактинг является начальной (однако достаточно распространенной) формой кооперации. Общей чертой соглашений этого вида сотрудничества является относительно короткий срок их действия — большинство из них включают в себя краткосрочные обязательства (которые, при необходимости, ежегодно /периодически/ возобновляются).
Субконтрактация дает малому бизнесу возможность осуществить переход от простейших схем добавленной стоимости к собственному промышленному производству. Большим предприятиям субконтрактация дает возможность уменьшить издержки и сконцентрировать все внимание на выпуске основной продукции.
Отличительной чертой франчайзинга от традиционных форм ведения бизнеса является то, что функции продавца исполняют одновременно два франшизных партнера – франшизодатель и франшизополучатель. Рассматривая франшизные отношения, можно отметить, что каждый из партнеров привержен достижению своих поставленных целей и решению своих задач, которые не во всех случаях совпадают с интересами франшизного партнера. С другой стороны, оба франшизных участника сводят свои усилия для достижения одной цели – максимально удовлетворить потребительский спрос на определенном сегменте рынка.
Франчайзинг применяется в основном в сферах малого и среднего бизнеса. Именно для сфер малого и среднего бизнеса идеально подходят условия, определяющие субъектные отношения, которые возникают между франчайзером и франчайзи.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что в данное время франчайзинг можно рассматривать в качестве единственного известного инструмента, позволяющего увеличить эффективность малого инновационного бизнеса. Это объясняется тем, что франчайзинг дает возможность соединить достоинства крупного и малого бизнеса.
Система франчайзинга базируется на применении определенных товаров. Данным товарам должны быть присущи следующие признаки: известная торговая марка; номенклатура товаров является ограниченной.
В качестве объектом франчайзинговых отношений могут выступать такие товары как: продукты (изделия, обладающие материальной формой); услуги; производственные процессы; бизнес-процессы (совокупность организационных, управленческих, финансовых, коммерческих действий); комплексные товары, в которых сочетаются друг с другом в разной степени, вышеперечисленные товары15.
Итак, приведем определения франчайзинга. Франчайзинг представляет собой форму предпринимательства, которая основана на системе взаимоотношений, зафиксированных определенными соглашениями. При данной системе взаимоотношений одна сторона – франчайзер – должна предоставить возмездное право осуществлять деятельность от своего имени (то есть реализовывать товары) другой стороне (франчайзи). Эти действия способствуют формированию продвижения на рынке продукции, прежде всего, инновационной. По мнению автора курсовой работы, франчайзинг можно определить как альтернативу самостоятельного независимого бизнеса.
Отметим, что, например, франчайзинг, если его рассматривать с точки зрения использования малыми предприятиями известного бренда, является одним из факторов роста эффективности и стабильности бизнеса. С помощью франчайзинга происходит объединение преимуществ крупного бизнеса и малого предпринимательства.
В следующем параграфе рассмотрим основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области.
2.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области
Отметим, что как для страны в целом, так и для г. Москвы и Московской области малый бизнес играет важную роль. Так совокупный оборот малого бизнеса по г. Москве в 2012 г. превысил 1,56 трлн. руб. По итогам 2012 года структура малых и средних предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности сложилась следующим образом (см. рис. 2.1)16.
Рисунок 2.1 – Структура малых и средних предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в г. Москва и Московской области
С начала 2011 г. действует Закон Московской области № 95/2010-ОЗ «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области». В законе определяются основные направления поддержки и развития малого бизнеса.
В целях формирования благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области реализуется целевая программа долгосрочного характера Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 гг.». Приведем данные о средствах, направляемых на реализацию данной программы (см. табл. 2.1)17.
Таблица 2.1
Объем средств, направляемых на реализацию долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 гг.».
Объем средств, тыс. руб. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
– бюджета Московской области |
534000 |
565624 |
542969 |
544020 |
– федерального бюджета |
1137776 |
1193920 |
1141876 |
1155998 |
– бюджетов муниципальных образований Московской области |
129869 |
159302 |
163043 |
166383 |
ИТОГО |
1801645 |
1918864 |
1847888 |
1866401 |
Общий объем средств, которые направляются на реализацию мероприятий указанной выше Программы, составляет 7434798,0 тыс. руб.
Для обеспечения расширения доступности к финансовым ресурсам малого бизнеса в Московской области сформирована целая сеть фондов. В 2010 году начал работу Гарантийный фонд и Фонд микрофинансирования.
Задачей Гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2012 году фонд заключил соглашение с 14 банками-партнерами. Размер фонда составляет 495,7 млн. рублей. В 2012 году выдано поручительств 85 предпринимателям (в т.ч. 12 производственным предприятиям) на сумму 207,2 млн. рублей, при этом сумма привлеченных субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов составила 467,1 млн. рублей. Задача Фонда микрофинансирования заключается в выдаче микрокредитов субъектам малого и среднего предпринимательства Московской области под 8-12% годовых (что ниже предложений банков). В 2012 году выдано 102 микрозайма предпринимателям на сумму 82 млн. рублей.
В дополнение к уже существующим фондам в 2010 году создан Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Московской области, имущественный взнос в который составил 104 млн. рублей. Главная задача данного фонда заключается в содействии развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Московской области методом непосредственного участия в финансировании ряда инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса на территории Московской области. В 2013 году планируется увеличить размер фонда до 200 млн. рублей.
Мероприятия по софинансированию муниципальных программ вызвали интерес в муниципальных образованиях и позволило увеличить число муниципальных программ почти на 25%, а объем финансирования мероприятий муниципальных программ на 26,6%. В 2012 году разработано и утверждено 16 муниципальных программ с общим объемом финансирования 25 млн. рублей.
Итак, в данном параграфе курсовой работы, нами были рассмотрены основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России на примере Москвы и Московской области, которые еще раз подчеркивают существенную значимость малого бизнеса в экономике стран и России в том числе.
В следующем параграфе рассмотрим перспективы развития малого бизнеса в России.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Для поддержки и дальнейшего развития предприятий малого и среднего предпринимательства в России необходимо разработать систему правовых и экономических инструментов, стимулирующих субъекты малого и среднего предпринимательства к вовлечению результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот. В части налогового стимулирования деятельности субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства необходимо скорректировать законодательство и упростить процедуру администрирования и уплаты налогов и сборов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Предлагается продумать механизмы благоприятного таможенного регулирования в отношении российских инновационных предприятий. Также необходимо ввести дифференцированную шкалу тарифов страховых взносов для облегчения нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы. При этом размер тарифов страховых взносов целесообразно устанавливать в зависимости от профиля основной деятельности налогоплательщика и используемого им налогового режима. Например, может быть снижен размер совокупного тарифа для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внедрение и вовлечение в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности.
Что касается финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную и инновационную деятельность, целесообразно решить вопрос об увеличении объема средств федерального бюджета, направляемых на субсидирования процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства.
Автор курсовой работы считает, что в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» необходимо внести изменения, предоставляющие коммерческим банкам право инвестировать средства в активы малых и средних инновационных компаний. А также законодательно определить порядок осуществления рискового (венчурного) финансирования перспективных инновационных проектов (с механизмом страхования и гарантирования венчурных вложений).
Особое внимание необходимо обратить на повышение уровня участия субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в размещении государственных и муниципальных заказов. Таким образом, логично рассмотреть возможность увеличения доли государственных и муниципальных заказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, с 20 до 35%. Перспективным направлением в этой связи может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов оценки деятельности заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого инновационного предпринимательства. Также необходимо усилить меры ответственности должностных лиц за нарушение требований к доле заказов, размещаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исходя из вышеизложенного следует еще раз подчеркнуть, что для того, чтобы минимизировать негативные факторы и обеспечить благоприятные перспективы развития малого и среднего предпринимательства, необходимо эффективное административно-правовое регулирование предпринимательских отношений, которое будет способствовать повышению эффективности экономических процессов, возрастанию уровня удовлетворения общественных потребностей, направлению капитала в реальный сектор экономики, обеспечению соответствия спроса и предложения, экономическому росту и национальной безопасности государства, повышению конкурентоспособности российской экономики как главного фактора роста благосостояния россиян.
Таким образом, в данной курсовой работе нами были рассмотрены основные теоретические аспекты малого и среднего бизнеса, определена их социально-экономическая роль и значение, а также проанализировано развитие малого и среднего бизнеса в экономике России. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес играет важную роль в экономике страны, является источником доходов населения, создания рабочих мест. Данная сфера деятельности требует пристального внимания со стороны государства, развития и поддержки.
Информация о работе Малый бизнес: место и роль в экономике России