Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:55, курсовая работа
Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Введение
Глава 1. Развитие малого бизнеса в России
1.1. Характеристика Российского малого бизнеса
1.2. Правовые основы малого бизнеса
Глава 2. Специфика финансового менеджмента малого предприятия
2.1. Риск в малом бизнесе
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в России. Финансирование и инвестиционная поддержка
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий
Заключение
Список литературы
В этой связи
становится очевидным, для
Бытует и еще
одно широко распространенное
заблуждение, будто бы вид
Если учредителем
малого предприятия является
государственная организация,
В то же время
индивидуальные и семейные
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.
В нашей стране, согласно
принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону
“О государственной поддержке
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Видимо универсальных
критериев выделения малых
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ
в июне 1995 г. был образован Государственный
комитет РФ по поддержке и развитию
малого предпринимательства. В апреле
1994 г. Правительством РФ одобрена целевая
Федеральная программа
В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной
Думой была утверждена вторая Федеральная
программа государственной
2. Специфика финансового менеджмента малого предприятия
2.1. Риск в малом бизнесе
Успех в мире бизнеса
решающим образом зависит от правильности
и обоснованности выбранной стратегии
предпринимательской
Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня.
Переход России на рельсы рыночной экономики в сложившихся условиях не имеет альтернативы, но чреват многими трудностями и противоречиями. О них необходимо знать широкому кругу населения и прежде всего предпринимателям, вырабатывающим стратегию и тактику организации и развития своего дела.
Проблема риска и дохода является одной из ключевых концепций в финансовой и производственной деятельности предприятий.
В словаре Вебстера
"риск" определяется как "опасность,
возможности убытка или ущерба"
1) производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;
2) финансовый (кредитный)
риск, связанный с возможностью
невыполнения фирмой своих
3) инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных;
4) рыночный риск, связанный
с возможным колебанием
Анализ риска производится в последовательности, приведенной на рис.1.
Все участники проекта заинтересованы в том, чтобы исключить возможность полного провала проекта или хотя бы избежать убытка для себя. В условиях нестабильной, быстро меняющиеся ситуации, участники, вынуждены учитывать все возможные последствия от действия своих конкурентов, а также изменение рыночной ситуации.
Назначение анализа риска — дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.
Когда говорят о необходимости учета риска при управлении проектами, обычно имеют в виду основных его участников: заказчика, инвестора, исполнителя (подрядчика) или продавца, инвестора и покупателя, а также страховую компанию.
Рис.1 Блок-схема анализа риска.
При анализе риска любого из участников проекта используются критерии, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:
— потери от риска независимы друг от друга;
— потеря по одному направлению из "портфеля рисков" не обязательно увеличивают вероятность потери по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
— максимальный возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.
Риск обычно подразделяется на два типа — динамический и статический.
Динамический риск — это риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала в следствии принятия управленческих решений или непредвиденных изменений рыночных или политических обстоятельств. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.
Статический риск — это риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.
Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача – определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает и т. д., то есть, установить потенциальные области риска, после чего — идентифицировать все возможные риски.
Количественный анализ риска, т.е. численное определение размеров отдельных рисков и риска проекта в целом - проблема более сложная.
Все факторы, так или иначе влияющие на рост степени риска в проекте, можно условно разделить на две группы: Объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся факторы, независящие непосредственно от самой фирмы: это инфляция, конкуренция, анархия, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, наличия режима наибольшего благоприятствуя, возможная работа в зонах свободного экономического предпринимательства и т.д.
К субъективным факторам относятся факторы, характеризующие непосредственно данную фирму; это производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технологической специализации, организации труда, уровень производительности, труда, степень кооперированных связей, уровень техники безопасности, выбор типа контрактов с инвестором или заказчиком и т.д. Последний фактор играет важную роль для фирмы, т.к. от типа контракта зависит степень риска и величина вознаграждения по окончании проекта.
Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.
В практике управления проектами существует три способа снижения риска:
— распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
— страхование;
— резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;
Распределение риска между участниками проекта. Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков.
Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.
Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов.