Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие малого бизнеса в России
1.1. Характеристика Российского малого бизнеса
1.2. Правовые основы малого бизнеса
Глава 2. Специфика финансового менеджмента малого предприятия
2.1. Риск в малом бизнесе
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в России. Финансирование и инвестиционная поддержка
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

текст работы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

 В этой связи  становится очевидным, для малых  предприятий не существует какой-то  универсальной, общей для всех  их видов системы ценообразования,  материально-технического снабжения,  оплаты труда, управления и  т.д. Все эти системы функционирования  предприятия определяются по их видам.

 Бытует и еще  одно широко распространенное  заблуждение, будто бы вид малого  предприятия предопределяется тем,  какая организация является его  учредителем. Безусловной связи  здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

 Если учредителем  малого предприятия является  государственная организация, то  это отнюдь не означает, что  новое образование будет именно  малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава  государственного предприятия, может  быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

 В то же время  индивидуальные и семейные частные  предприятия, названные так именно  применительно к учредителям,  не могут быть иного вида. То  есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран  универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Например, во Франции  очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории  малых и средних предприятий  относятся юридически самостоятельные  компании с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

 в промышленности, строительстве и на транспорте  – 100 человек;

 в оптовой торговле  – 50;

 в розничной торговле  и бытовом обслуживании – 30;

 в других отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, определен  критерий выделения малых предприятий  – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев  также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных  критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать  предприятия, не существует. Поэтому  представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом  РСФСР “О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая  Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.

В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование  законодательства, развитие системы  финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной  Думой была утверждена вторая Федеральная  программа государственной поддержки  предпринимательства на 1996-1997гг.

 

2. Специфика финансового  менеджмента малого предприятия

2.1. Риск в  малом бизнесе

Успех в мире бизнеса  решающим образом зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии  предпринимательской деятельности. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций. Было бы в высшей степени наивным считать возможной предпринимательскую деятельность без риска.

Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его  до минимального уровня.

Переход России на рельсы рыночной экономики в сложившихся условиях не имеет альтернативы, но чреват многими трудностями и противоречиями. О них необходимо знать широкому кругу населения и прежде всего предпринимателям, вырабатывающим стратегию и тактику организации и развития своего дела.

Проблема риска и  дохода является одной из ключевых концепций в финансовой и производственной деятельности предприятий.

 В словаре Вебстера "риск" определяется как "опасность,  возможности убытка или ущерба". Следовательно, риск относится  к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события. Под "риском" принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Современная рыночная среда немыслима без риска. Принято различать следующие основные виды рисков:

1) производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;

2) финансовый (кредитный)  риск, связанный с возможностью  невыполнения фирмой своих финансовых  обязательств перед инвестором  в результате использования для  финансирования деятельности фирмы  долга;

3) инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных;

4) рыночный риск, связанный  с возможным колебанием рыночных  процентных ставок как собственной  национальной денежной единицы,  так и зарубежных курсов валют.

Анализ риска производится в последовательности, приведенной  на рис.1.

Все участники проекта  заинтересованы в том, чтобы исключить  возможность полного провала  проекта или хотя бы избежать убытка для себя. В условиях нестабильной, быстро меняющиеся ситуации, участники, вынуждены учитывать все возможные последствия от действия своих конкурентов, а также изменение рыночной ситуации.

Назначение анализа  риска — дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

Когда говорят  о необходимости учета риска  при управлении проектами, обычно имеют  в виду основных его участников: заказчика, инвестора, исполнителя (подрядчика) или продавца, инвестора и покупателя, а также страховую компанию.

 

Рис.1 Блок-схема анализа  риска.

 

При анализе риска  любого из участников проекта используются критерии, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:

— потери от риска независимы друг от друга;

— потеря по одному направлению  из "портфеля рисков" не обязательно  увеличивают вероятность потери по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

— максимальный возможный  ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.

Риск обычно подразделяется на два типа — динамический и статический.

Динамический риск —  это риск непредвиденных изменений  стоимости основного капитала в  следствии принятия управленческих решений или непредвиденных изменений  рыночных или политических обстоятельств. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.

Статический риск — это  риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности, а  также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.

Анализ рисков можно  подразделить на два взаимно дополняющих  друг друга вида: качественный и  количественный.

Качественный анализ может быть сравнительно простым, его  главная задача – определить факторы  риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает и т. д., то есть, установить потенциальные области риска, после чего — идентифицировать все возможные риски.

Количественный анализ риска, т.е. численное определение  размеров отдельных рисков и риска  проекта в целом - проблема более сложная.

Все факторы, так или  иначе влияющие на рост степени риска  в проекте, можно условно разделить  на две группы: Объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся факторы, независящие  непосредственно от самой фирмы: это инфляция, конкуренция, анархия, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, наличия режима наибольшего благоприятствуя, возможная работа в зонах свободного экономического предпринимательства и т.д.

К субъективным факторам относятся факторы, характеризующие непосредственно данную фирму; это производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технологической специализации, организации труда, уровень производительности, труда, степень кооперированных связей, уровень техники безопасности, выбор типа контрактов с инвестором или заказчиком и т.д. Последний фактор играет важную роль для фирмы, т.к. от типа контракта зависит степень риска и величина вознаграждения по окончании проекта.

Высокая степень риска  проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.

В практике управления проектами  существует три способа снижения риска:

— распределение риска  между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

— страхование;

— резервирование средств  на покрытие непредвиденных расходов;

 Распределение риска между участниками проекта. Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство  подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска  реализуется при разработке финансового  плана проекта и контрактных  документов.

Информация о работе Малый бизнес в России