Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
Введение..................................................................................................................3.
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса…………………………………..….8.
1.1. История малого бизнеса в России...............................................................8.
1.2. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства………………………………………………………………….…...11.
1.3. Характеристики и особенности малого бизнеса…………………….......16.
1.4. Роль и значение малого бизнеса…………………………………………19.
1.5. Налоговая политика малого бизнеса…………………………………….21.
Глава 2. Современный малый бизнес в России……………………………….24.
2.1. Состояние и проблемы малого бизнеса………...……………………….24.
2.2. Государственное регулирование малого бизнеса………………………28.
2.3. Перспективы в малом бизнесе………………..……..……..……..……..34.
Заключение………………………………………………………...…………….37.
Список литературы………………………………………………………...……40.
Начать
малый бизнес сравнительно проще, чем
основать крупную фирму. Помещения,
офис, автотранспорт можно
3. Узкая специализация малого бизнеса.
Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
4. Развитие регионального рынка.
Малый
бизнес играет важную роль в развитии
именно регионального рынка, формируя
местную инфраструктуру. Таким образом,
снижаются и транспортные расходы
на межрегиональные перевозки и
увеличивается доля валового продукта
региона. Не секрет, что наблюдается большой
отток рабочей силы из регионов в центр
страны. В результате нарушается дисбаланс
и происходит дифференциация производства.
Создание больших производственных центров
сопровождается с разрушением региональных
центров потребления. Развитие малого
бизнеса формирует именно экономику региона,
уменьшая отток рабочей силы.
1.4.
Роль и значение
малого бизнеса.
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.
Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.
• Малый бизнес – важный сектор экономики.
Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.
• Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.
Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом
• Малый бизнес способствует развитию инновационных технологий.
Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.
• Социально-экономическая роль малого бизнеса
Малый
бизнес способствует созданию новых
рабочих мест, обеспечивает занятость
населения, в итоге уменьшается безработица.
Относительно небольшой персонал предприятий
малого бизнеса способствует большему
сплочению трудового коллектива по сравнению
с крупными предприятиями. Это еще более
усиливает трудовую мотивацию и положительно
сказывается на результатах труда компании.
Необходимо отметить тот факт, что предприятия
малого бизнеса обеспечивают трудоустройство
социально нестабильных слоев населения,
в частности, молодежи, женщин, иммгрантов
и т.д. Именно на этих предприятиях они
набираются опыта, знаний, добиваются
карьерного роста и самореализации. Несмотря
на более высокие темпы производительности
труда малого бизнеса, необходимо отметить,
что средний уровень заработной платы
на малых предприятиях меньше по сравнению
с крупными. Это связано с чрезмерной экономией
предпринимателей, а также сравнительно
меньшими доходами.
1.5.
Налоговая политика
малого бизнеса.
Малый бизнес России характеризуется, как мы уже отмечали, высоким процентом функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Большинство представителей малого бизнеса умышленно занижает в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу. В результате государственная казна недополучает денег.
В начале 90-х годов малый бизнес претерпевал значительные изменения, многие предприятия обанкротились в результате введения больших налогов. Прежняя экономическая политика в области налогов сильно ослабила малый и средний бизнес. Этот стереотип «завышенных налогов» остался и в настоящее время.
Дело в том, что и сейчас по закону предприниматели вынуждены платить несколько обременительных видов налога, как на свою прибыль, так и за наемных работников. Мнение большинство представителей малого бизнеса в России следующее: если выплачивать все налоги в полном объеме, то малый бизнес становится нерентабельным и убыточным. Тем более это актуально для начинающих бизнесменов, которые, выплачивая полностью все налоги, не смогли бы справляться с высокой конкуренции, характерной для малого бизнеса.
Однако суть проблемы налогообложения лежит несколько глубже, чем просто в большом налоговом бремени предприятий. Российские предприниматели зачастую подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, налоговые и другие ведомства, выражая свое недовольство их работой, принимаемыми законодательными актами. Создаваемые нормативные акты и законы регулирования налогообложения содержат двусмысленные, нечеткие формулировки, являясь, по сути, недоработанными документами. Часть представителей малого бизнеса резко оценивают всю налоговую систему, а именно механизмы взымания и распределения (перераспределения) налогов. Зачастую для бизнесмена поход в налоговую службу сопровождается томительным ожиданием, некачественным консультированием. Налицо неявно выраженная конфронтация малого бизнеса и государства.
Таким
образом, государство пытается регулировать,
дорабатывать налоговое законодательство,
а предприниматели
Итак, выделим основные проблемы налоговой системы по отношению к малому бизнесу:
• неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;
• постоянно изменяющееся налоговое законодательство
• сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;
• большие размеры взимаемых налогов;
• неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.
Что
касается положительных качеств
налогообложения малых
Политика
государство в связи с этим
должна быть направлена на создание налоговых
льгот, улучшение качества принимаемых
законов, удобство сервиса обслуживания
налоговых ведомств, подготовку квалифицированных
кадров. В совокупности с информационной
поддержкой малого бизнеса данные изменения
позволять значительной части предприятий
выйти из сектора теневой экономики, наладить
взаимоотношения и координировать действия
с исполнительной и законодательной властью
России.
Глава
2. Современный малый
бизнес в России.
2.1.
Состояние и проблемы
малого бизнеса.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.
Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест.
В
последние десятилетия малое
предпринимательство
Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.
В
целом в российских условиях становление
малого бизнеса как сектора экономики
идет достаточно медленно. Это проявляется
в том, что численность
Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.
Это
необходимо, так как малый бизнес
способен при относительно небольших
инвестициях стать хорошим «
В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. На таблице 1 можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности. К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.
Однако согласно данным РосГосСтата в 2007 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2006 и 2005 году (приложение 1). Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.