Малый бизнес в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Содержание

Введение..................................................................................................................3.
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса…………………………………..….8.
1.1. История малого бизнеса в России...............................................................8.
1.2. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства………………………………………………………………….…...11.
1.3. Характеристики и особенности малого бизнеса…………………….......16.
1.4. Роль и значение малого бизнеса…………………………………………19.
1.5. Налоговая политика малого бизнеса…………………………………….21.
Глава 2. Современный малый бизнес в России……………………………….24.
2.1. Состояние и проблемы малого бизнеса………...……………………….24.
2.2. Государственное регулирование малого бизнеса………………………28.
2.3. Перспективы в малом бизнесе………………..……..……..……..……..34.
Заключение………………………………………………………...…………….37.
Список литературы………………………………………………………...……40.

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес в России.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

     Начать  малый бизнес сравнительно проще, чем  основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость  средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

     3. Узкая специализация малого бизнеса.

     Именно  узкая специализация малого бизнеса  способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

     4. Развитие регионального рынка.

     Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы  на межрегиональные перевозки и  увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Роль и значение малого бизнеса. 

     Малый бизнес выполняет ряд важнейших  экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты  всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

     Рассмотрим, подробнее, какое значение малый  бизнес имеет для развития экономики  государства.

     • Малый бизнес – важный сектор экономики.

     Предприятия малого бизнеса более устойчивы  к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый  бизнес поддержал российскую экономику  и вовремя адаптировался под  новые рыночные условия. Государственные  предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.

     • Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.

     Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом

     • Малый бизнес способствует развитию инновационных технологий.

     Малый бизнес выполняет важную функцию  в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.

     • Социально-экономическая роль малого бизнеса

     Малый бизнес способствует созданию новых  рабочих мест, обеспечивает занятость  населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммгрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами. 
 
 
 
 
 
 

     1.5. Налоговая политика малого бизнеса. 

     Малый бизнес России характеризуется, как  мы уже отмечали, высоким процентом  функционирования предприятий в  сфере теневой экономики. Большинство представителей малого бизнеса умышленно занижает в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу. В результате государственная казна недополучает денег.

     В начале 90-х годов малый бизнес претерпевал значительные изменения, многие предприятия обанкротились в результате введения больших налогов. Прежняя экономическая политика в области налогов сильно ослабила малый и средний бизнес. Этот стереотип «завышенных налогов» остался и в настоящее время.

     Дело  в том, что и сейчас по закону предприниматели вынуждены платить несколько обременительных видов налога, как на свою прибыль, так и за наемных работников. Мнение большинство представителей малого бизнеса в России следующее: если выплачивать все налоги в полном объеме, то малый бизнес становится нерентабельным и убыточным. Тем более это актуально для начинающих бизнесменов, которые, выплачивая полностью все налоги, не смогли бы справляться с высокой конкуренции, характерной для малого бизнеса.

     Однако  суть проблемы налогообложения лежит несколько глубже, чем просто в большом налоговом бремени предприятий. Российские предприниматели зачастую подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, налоговые и другие ведомства, выражая свое недовольство их работой, принимаемыми законодательными актами. Создаваемые нормативные акты и законы регулирования налогообложения содержат двусмысленные, нечеткие формулировки, являясь, по сути, недоработанными документами. Часть представителей малого бизнеса резко оценивают всю налоговую систему, а именно механизмы взымания и распределения (перераспределения) налогов. Зачастую для бизнесмена поход в налоговую службу сопровождается томительным ожиданием, некачественным консультированием. Налицо неявно выраженная конфронтация малого бизнеса и государства.

     Таким образом, государство пытается регулировать, дорабатывать налоговое законодательство, а предприниматели адаптируются, минимизируют свои налоги, прибегая к  «серым» схемам, уходя в теневую экономику.

     Итак, выделим основные проблемы налоговой  системы по отношению к малому бизнесу:

     • неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;

     • постоянно изменяющееся налоговое законодательство

     • сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;

     • большие размеры взимаемых налогов;

     • неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

     Что касается положительных качеств  налогообложения малых предприятий, то малый бизнес в отдельных видах  деятельности (инновационные технологии, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли) имеет некоторые льготы по налогам. Но предприниматели считают недостаточной государственную поддержку малого бизнеса и требуют еще меньше снизить налоговое бремя для большинства молодых предприятий (опыт работы которых не достиг хотя бы 3 лет)

     Политика  государство в связи с этим должна быть направлена на создание налоговых  льгот, улучшение качества принимаемых  законов, удобство сервиса обслуживания налоговых ведомств, подготовку квалифицированных кадров. В совокупности с информационной поддержкой малого бизнеса данные изменения позволять значительной части предприятий выйти из сектора теневой экономики, наладить взаимоотношения и координировать действия с исполнительной и законодательной властью России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Современный малый  бизнес в России. 

     2.1. Состояние и проблемы  малого бизнеса.  

     В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

     Между тем к 2008 г. в России имелось менее  трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест. 

     В последние десятилетия малое  предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших  секторов экономики. По данным главы  Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%.

     Особенностью  российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики. 

     В целом в российских условиях становление  малого бизнеса как сектора экономики  идет достаточно медленно. Это проявляется  в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий  утратила свои рыночные позиции, часть  – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать.

     Между тем переход российской экономики  на траекторию динамичного роста  требует изменения пропорций  в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.

     Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших  инвестициях стать хорошим «мотором»  на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

     В нашей стране малые предприятия  распределяются по видам экономической  деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. На таблице 1 можно видеть данные по состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности. К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.

     Однако  согласно данным РосГосСтата в 2007 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2006 и 2005 году (приложение 1). Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.  

Информация о работе Малый бизнес в Российской федерации