Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
Введение..................................................................................................................3.
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса…………………………………..….8.
1.1. История малого бизнеса в России...............................................................8.
1.2. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства………………………………………………………………….…...11.
1.3. Характеристики и особенности малого бизнеса…………………….......16.
1.4. Роль и значение малого бизнеса…………………………………………19.
1.5. Налоговая политика малого бизнеса…………………………………….21.
Глава 2. Современный малый бизнес в России……………………………….24.
2.1. Состояние и проблемы малого бизнеса………...……………………….24.
2.2. Государственное регулирование малого бизнеса………………………28.
2.3. Перспективы в малом бизнесе………………..……..……..……..……..34.
Заключение………………………………………………………...…………….37.
Список литературы………………………………………………………...……40.
Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране. По последний данным Экономика России в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента по сравнению с первым месяцем прошлого года. 17 февраля Минэкономразвития озвучило пересмотренный прогноз по росту ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономика страны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП на 0,2 процента. Спад промышленного производства по итогам года составит 7,4 процента.
Причиной
замедления темпов роста экономики
России стало влияние на нее глобального
финансового кризиса, снижение цен
на нефть на мировом рынке, а также
сокращение объемов промышленного производства.
Согласно оценке Центробанка России, промышленное
производство в России в декабре прошлого
года сократилось на 10,3 процента в годовом
исчислении. По предварительным данным,
снижение показателя в январе 2009 года
составило 3,5 процента.
2.2.
Государственное
регулирование малого
бизнеса.
Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству проблем и для его процветания не обходимо применять множество различных мер.
В начале текущего года, во II квартале сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие.
-
Принято решение об увеличении
объема финансовой поддержки
малого бизнеса до 40 млрд. рублей
(с ранее заявленных 30 млрд. рублей).
Данная мера осуществляется
-
Принято решение о
-
Дополнительно РосБР начал
-
Принято решение о внедрении
программы рефинансирования
-
Утверждено дополнительное
В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:
-
Внесены Госдумой РФ изменения
в ст. 346.12 и 346.13 части второй
Налогового кодекса РФ, направленные
на повышение доступности
- В конце июня во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.
Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений. Меры имущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым были приняты еще в I квартале текущего года, во II квартале 2009 г. были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:
-
Упрощен доступ малых компаний
к государственному и
- Правительством РФ, вслед за принятым в I квартале 2009 г. решением о снижении платы за технологическое присоединение к электросетям, подписано постановление о совершенствовании порядка подключения, позволяющее существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет.
За II квартал текущего года не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.
Меры по снижению административного давления, во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным периодом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:
-
Принят новый порядок открытия
малого и среднего бизнеса.
Так, с 1-го июля вступает
в силу Федеральный закон №
294 «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных
-
В целях пресечения случаев необоснованного
вмешательства в деятельность предприятий
малого бизнеса во всех субъектах РФ созданы
подразделения, призванные обеспечить
надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре
РФ создано новое подразделение – отдел
по надзору за исполнением законодательства
о государственном контроле, в функции
которого входит обеспечение гарантий
недопущения правонарушений при осуществлении
контрольных мероприятий в сфере предпринимательства,
в частности, при формировании Сводного
плана проведения плановых проверок и
согласовании выездных внеплановых проверок.
2.3.
Перспективы в
малом бизнесе.
Нужно скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому бизнесу не занимать.
В
краткосрочном плане можно
В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.