Методы оценки предпринимательских рисков и меры по их минимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Хозяйственная среда становится все более рыночной, вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска. Экономические преобразования, происходящие в России, характеризуются ростом числа предпринимательских структур, созданием ряда новых рыночных инструментов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Предпринимательский риск и его виды
1.1 Предпринимательские риски и его виды 4
1.2 Функции предпринимательского риска 15
1.3 Методы оценки рисков 18
Глава 2. Доходность и финансовый анализ риска
2.1 Расчет доходности 24
2.2 Приёмы финансового анализа 27
2.3 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска 31
2.4 Анализ управления рисками на примере предприятия ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» 37
Глава 3. Предпринимательские потери и методы снижения предпринимательского риска
3.1 Виды предпринимательских потерь. 42
3.2 Критерии степени риска 45
3.3 Методы снижения предпринимательского риска 48
Заключение 52
Список используемой литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсач опд.docx

— 103.42 Кб (Скачать файл)

·рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

·увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;

·низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

·физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.

Коммерческий риск — это  риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных  или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого  риска:

·снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

·повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

·непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

·потери товара;

·потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

·повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

 Коммерческий риск включает в себя:

·риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;

·риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);

·риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;

·риск, связанный с платежеспособностью покупателя;

·риск форс-мажорных обстоятельств.

Под финансовым понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства. К финансовому риску относятся:

·валютный риск;

·кредитный риск;

·инвестиционный риск.

Валютный риск — это  вероятность финансовых потерь в  результате изменения курса валют, которое может произойти в  период между заключением контракта  и фактическим производством  расчетов по нему. Валютный курс, устанавливаемый  с учетом покупательной способности  валют, весьма подвижен.  Среди основных факторов, влияющих на курс валют, нужно  выделить состояние платежного баланса, уровень инфляции, межотраслевую  миграцию краткосрочных капиталов. В целом на движение валютных курсов оказывает воздействие соотношение  спроса и предложения каждой валюты. Помимо экономических, на валютный курс влияют политические факторы. 

В свою очередь валютный курс оказывает серьезное воздействие  на внешнеэкономическую деятельность страны, являясь одной из предпосылок  эквивалентности международного обмена. Тот или иной его уровень в  значительной мере влияет на экспортную конкурентоспособность страны на мировых  рынках. Заниженный валютный курс позволяет  получить дополнительные выгоды при  экспорте и способствует притоку  иностранного капитала, одновременно дестимулируя импорт. Противоположная экономическая ситуация возникает при завышенном курсе валюты (снижается эффективность экспорта и растет эффективность импорта).

Валютный риск включает в себя три разновидности:

·экономический риск;

·риск перевода;

·риск сделок.

Экономический риск для предпринимательской  фирмы состоит в том, что стоимость  ее активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в национальной валюте) из-за будущих  изменений валютного курса. Это также относится к инвесторам, зарубежные инвестиции которых — акции или долговые обязательства — приносят доход в иностранной валюте.  Риск сделок — это вероятность наличных валютных убытков по конкретным операциям в иностранной валюте. Риск сделок возникает из-за неопределенности стоимости в национальной валюте инвалютной сделки в  будущем. Данный вид риска существует как при заключении торговых контрактов, так и при получении или предоставлении кредитов и состоит в возможности изменения величины поступления или платежей при пересчете в национальной валюте.  Таким образом, при заключении контрактов необходимо учитывать возможные изменения валютных курсов. Одним из важнейших видов рисков деятельности предпринимательской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск.

Кредитный риск связан с  возможностью невыполнения предпринимательской  фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования  для финансирования деятельности фирмы  внешнего займа.

Следовательно, кредитный  риск возникает в процессе делового общения предприятия с его  кредиторами: банком и другими финансовыми  учреждениями; контрагентами: поставщиками и посредниками; а также с акционерами.

Отраслевой риск — это  вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии  отрасли и степенью этих изменений  как внутри отрасли, так и по сравнению  с другими отраслями. При анализе  отраслевого риска необходимо учитывать  следующие факторы:

·деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;

·насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;

·каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах. 

Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей  информации:

·степень ценовой и неценовой конкуренции;

·легкость или сложность вхождения организации в отрасль;

·наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;

·рыночная способность покупателей;

·рыночная способность поставщиков;

·политическое и социальное окружение.

Инновационный риск — это  вероятность потерь, возникающих  при вложении предпринимательской  фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

·при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации  фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

·при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

·при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя;

Риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым  требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности  продажи созданного оборудования, так  как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.  В литературе по теории бизнеса часто  можно встретиться с терминами  «высокий риск» и «слабый риск». В данном случае речь идет о различных  уровнях риска. Уровень риска  зависит от отношения масштаба ожидаемых  потерь к объему имущества предпринимательской  фирмы, а также от вероятности  наступления этих потерь. 

Мною рассмотрена классификация  предпринимательских рисков. При  этом необходимо отметить, что данная классификация в некоторой степени  условна, так как провести жесткую  границу между отдельными видами рисков довольно сложно. Многие риски  взаимосвязаны между собой, и  изменения в одном из них вызывают изменения в другом, но все они в конечном счете, влияют на результаты деятельности предпринимательской фирмы и требуют учета для успешной деятельности этой фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции предпринимательского риска

Дальнейшее рассмотрение сущности предпринимательского риска  связано с выяснением функций, которые  выполняет риск в предпринимательской деятельности. В экономической литературе выделяются следующие функции риска: инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая.

Инновационную функцию предпринимательский  риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед  предпринимателем. Анализ зарубежной литературы показывает, что в международной  хозяйственной практике накопился  положительный опыт инновационного рискового хозяйствования. Большинства  фирм, компаний добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной  экономической деятельности, связанной  с риском. Рисковые решения, рисковей тип хозяйствования приводят к более  эффективному производству, от которого выигрывают и предприниматели, и  потребители, и общество в целом.

Регулятивная функция  имеет противоречивый характер и  выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска.

Конструктивная форма  регулятивной функции риска заключается  и в том, что способность рисковать  — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может  стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается  в условиях неполной информации, без  должного учета закономерностей  развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и «благородное дело», но не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: что такое «разумный риск»? Наиболее удачным является определение К. Татеиси. В работе «Вечный дух предпринимательства» он пишет: "Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался «правила 70/30». Скажем, вносится предложение о создании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в успехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется «разумным риском»". Однако К. Татеиси считает, что в некоторых случаях «правило 70/30» ограничивает свободу действия предпринимателей и иногда разумнее использовать «правило 30/70».

Защитная функция риска  проявляется в том, что если для  предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам  нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи  наказание и стимулирующие оправданный  риск.

Чтобы решиться на риск, предприниматель  должен быть уверен, что возможная  ошибка не может скомпрометировать  ни его дело, ни его имидж. Вероятность  ошибки следует расценивать как  неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой  вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.

Следует выделить еще аналитическую  функцию предпринимательского риска, которая связана с тем, что  наличие риска предполагает необходимость  выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные м наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях, например, при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оптимальном решении той или иной сложной производственной задачи, например, принятии решения о вложении инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа.

 Рассматривая функции  предпринимательского риска, следует  еще раз подчеркнуть, что, несмотря  на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной  прибыли. Поэтому основная задача  предпринимателя не отказ от  риска вообще, а выборы решений,  связанных с риском на основе  объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать  предприниматель, идя на риск.

В определенной степени чувствительность к риску у предпринимательской  фирмы, имеющей большой капитал  или выпускающей многономенклатурную  продукцию, будет ниже, чем у небольшой  фирмы. Но, с другой стороны, небольшая  коммерческая организация является более гибкой и мобильной при  изменении рыночной ситуации.

 

 

 

 

 

1.3 Методы оценки рисков

Риск предпринимателя  количественно характеризуется  субъективной оценкой ожидаемой  величины максимального и минимального дохода или убытка от вложения капитала. Обычно, чем больше диапазон между  максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности  их получения, тем выше степень риска. Принимать на себя риск предприниматель  вынужден в связи с неопределенностью  хозяйственной ситуации, неизвестностью условий политической и экономической  обстановки и перспектив изменения  этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше и степень риска.

Информация о работе Методы оценки предпринимательских рисков и меры по их минимизации