Методы принятия управленческих решений. Метод ситуационного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить основы анализа и диагностики ситуации принятия управленческих решений.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) определить теоретические основы анализа и диагностики ситуации;
2) рассмотреть этапы ситуационного анализа;
3) выявить основные методы, применяемые при анализе ситуации;

Содержание

Введение
1.Сущность анализа и диагностики ситуации………………………………4.
1.1.Основные этапы ситуационного анализа………………………………..8.
2.Основные методы, применяемые при диагностике ситуаций.
2.1.Кейс-метод и двухтуровое анкетирование……………………………..16.
2.2.Факторный анализ и многомерное шкалирование…………………….19.
Заключение…………………………………………………………………........21.
Список используемой литературы………………………………………….22.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по УР.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

Поэтому одной из основных проблем, решаемых ситуационным анализом, является установление факторов, определяющих развитие ситуации.

Если мы захотим выделить все факторы, в той или иной степени влияющие на развитие ситуации, то это будет задачей, с одной стороны, нереальной, а с другой - лишенной смысла.

Нереальной она будет  потому, что на развитие ситуации влияние, может быть, незначительное, оказывает  очень много факторов.

Кто поручится, что дождь  и непогода за окном или семейные и прочие неурядицы не повлияли хоть в какой-то степени на настроение руководителя, проводящего важное совещание?

Задержки или брак в  производстве какой-либо маловажной на первый взгляд детали могут привести к сбоям в работе главного конвейера.

Задача установления всех факторов, влияющих на развитие ситуации, является лишенной смысла потому, что  сколько-нибудь полный, доведенный до конечной логической точки анализ ситуации становится практически невозможным. Все связи и взаимодействия факторов проследить невозможно. Трудоемкость анализа резко возрастает. Качество получаемого результата в силу перечисленных выше причине повышается, а снижается.

Ситуационный анализ состоит  из 7 этапов.

Этап 1. Подготовка к ситуационному  анализу.

Подготовку к проведению ситуационного анализа целесообразно  начинать с четко определения  ситуации принятия решения. Как известно, во многих случаях правильно поставленная задача - это половина успеха. А успех  в данном случае - это прежде всего  верно понятая ситуация и эффективное  управленческое решение.

Проведению ситуационного  анализа может предшествовать подготовка необходимого информационного обеспечения, позволяющего лучше представлять ситуацию, ее сильные и слабые стороны, основные факторы, определяющие ее развитие. Иногда представляется целесообразной подготовка специальных аналитических отчетов  для специалистов, участвующих в  проведении ситуационного анализа, членов экспертной комиссии, сформированной для оценки ситуации и выработки  альтернативных вариантов управленческих воздействий.

Современные технологии проведения ситуационного анализа, которые  должны обеспечить достаточно полный и глубокий анализ ситуации и выработку  обоснованных управленческих решений, требуют соответствующего методического, организационного, информационного, компьютерного  сопровождения.

Чтобы обеспечить проведение ситуационного анализа в соответствии с современными технологиями, необходимо наличие рабочей группы, которая  должна обеспечить организационное  сопровождение процедур ситуационного  анализа, его техническую сторону.

Обеспечение методического, информационного и содержательной части компьютерного сопровождения  лежит на аналитической группе, в  состав которой должны входить как  технологи по организации и проведению ситуационного анализа, так и  аналитики - специалисты, профессионально  работающие в той области, которой  принадлежит объект ситуационного  анализа.

Одной из основных задач  аналитической группы является четкое определение целей и постановка задачи ситуационного анализа осуществляются аналитической группой в процессе совместной работы с ЛПР.

На этапе подготовки к  проведению ситуационного анализа  аналитической группой определяются профильные специализации экспертов 1-го уровня, необходимые для оценки ситуации по тем направлениям ситуационного  анализа, которые определены при  установлении целей проводимого  анализа.

Определяются также требования, предъявляемые к экспертам 2-го уровня.

На подготовительном этапе  осуществляется подбор экспертов 1-го и 2-го уровней - формирование экспертных комиссий для проведения ситуационного  анализа с учетом их профессиональной подготовки.

Одной из основных задач  этого этапа является также подготовка информации о ситуации, внутренних и внешних факторах, смежных проблемах  и т.д., влияющих на ее развитие.

Целесообразной является подготовка содержательного описания ситуации, в том числе с помощью  ключевых слов, что может оказаться  полезным при формировании информационных потоков в процессе проведения ситуационного  анализа.

Этап 2. Анализ информации.

Анализ поступившей информации о ситуации принятия решения начинается с поиска возможных аналогов. Информация об аналогах представлена в виде некоторого числа эталонных ситуаций. Эталонная  ситуация характерна тем, что о ней  достаточно много известно, в частности  то, какие решения принимались, каковы результаты принятых решений и какие  решения приводят к цели.

Если возникшая ситуация является одной из эталонных, то известно, как в ней надо действовать. Поэтому  подготовка и принятие решения в  такой ситуации, как выработка  соответствующих рекомендаций, особо  труда не вызывает. Информация об аналогичной  эталонной ситуации передается экспертной комиссии для подготовки окончательного заключения.

Если возникшая ситуация такова, что кажется близкой к  одной из эталонных ситуаций, то необходимо оценить, насколько существенны  имеющиеся различия.

Иногда различия в ситуации, на первый взгляд не очень существенные, могут приводить при одних  и тех же действиях к противоположным  результатам. И в этом случае информация в соответствующей эталонной  ситуации передается экспертной комиссии для выработки окончательного заключения.

При этом обязательно указываются  установленные аналитической группой  различия.

В банке ситуации наряду с эталонными может также храниться информация о других ситуациях, которые случались ранее.

Если возникшая ситуация такова, что близких эталонных  ситуаций нет, то вся имеющаяся информация о ситуации вместе с информацией  об имевших место ранее аналогичных (неэталонных) ситуациях передается аналитической группой экспертной комиссии.

При достаточно большом объеме информации о ситуации на этом этапе  нередко оказывается целесообразным проведение предварительной экспертизы по отбраковке недостаточно содержательной или недостоверной информации.

Целесообразным в этом случае могут также оказаться  оценка степени дублирования информации и классификация поступившей  информации.

На основании проведенного анализа формируется пакет информации о ситуации, необходимой для ситуационного  анализа.

Этап анализа информации может завершиться подготовкой  аналитического обзора информации о  ситуации для участников коллективной экспертизы по выработке стратегических и тактических решений.

Этап 3. Анализ ситуации.

Если ситуация не относиться к числу эталонных, то одной из центральных задач этого этапа  является выявление основных факторов, определяющих развитие ситуации. Наиболее распространенный путь решения этой задачи - использование метода экспертных оценок. Для решения этой задачи может быть использован, в частности, метод «мозговой атаки», как один из наиболее эффективных способов работы экспертной комиссии при установлении основных факторов, определяющих развитие ситуации.

После того как факторы  установлены, определяется их сравнительная  значимость, т.е. степень их влияния  на развитие ситуации.

Может быть предусмотрено  формирование индексов - специальных  оценочных систем, предназначенных  для оценки состояния ситуации с  точки зрения ЛПР и стратегических целей развития ситуации.

Для того чтобы было обеспечено реальное использование оценочных  систем, необходимо определение шкал, в которых предполагается изменение  каждого из основных факторов, включенных в оценочную систему.

После того как установлены  основные факторы, определяющие развитее ситуации, их сравнительная значимость и шкалы, в которых предполагается измерение каждого фактора, можно  переходить к формированию решающих правил для оценки ситуации.

Примером применения решающего  правила может являться использование  приведенной выше зависимости, характеризующей  экономическую деятельность предприятия  с помощью таких основных факторов, влияющих на прибыль, получаемую предприятием, как конкурентоспособность выпускаемой  продукции, объем производства, себестоимость  выпускаемой продукции и текущий  спрос на продукцию не рынке сбыта.

Если прибыль оказывается  в запланированных диапазонах, то необходимость в дополнительных управляющих воздействиях отсутствует.

Если же прибыль оказывается  ниже допустимого порогового значения, то необходимо принятие мер, которые  способствовали бы более успешной экономической  деятельности предприятия.

Как видно из приведенного выше примера, наряду с критерием, которым  является зависимость, характеризующая  экономическую успешность деятельности предприятия, в решающем правиле  должно присутствовать пороговое значение (пороговые значения), с помощью  которого определяется необходимость  принятия того или иного управленческого  решения.

Пороговые значения в решающем правиле соответствуют различным  уровням состояния ситуации - от критического (недопустимого) до наиболее предпочтительного.

В решающем правиле пороговых  значений может быть несколько. В  зависимости от того, какое значение приняла зависимость, характеризующая  состояние ситуации, и как оно  соотносится с пороговыми значениями, анализируемая ситуация получает ту или иную оценку, те или иные рекомендации могут быть даны по целесообразности действий, которые стоит предпринять. Именно с использованием решающих правил определяются состояния ситуации, в  которых необходимо применение тех  или иных управляющих воздействий.

При формировании решающих правил могут использоваться индексы, характеризующие состояние ситуации.

Одной из основных задач  этого этапа ситуационного анализа  является проведение анализа ключевых профильных проблем ситуации, включая  оценку слабых и сильных сторон, опасностей и рисков, перспектив развития ситуации в рамках рассматриваемых  проблем.

Результатом такого анализа  является более четкое представление  проблем, возникающих для организации  в связи со сложившейся ситуацией.

Анализ профильных проблем  ситуации, позволяющий при принятии управленческих решений достаточно полно представить проблемы, которые  должны решаться руководством организации, позволяет перейти к анализу  ситуации в целом.

Проведение анализа ситуации в целом также предполагает также  оценку слабых и сильных сторон ситуации в целом, опасностей и рисков, перспектив развития ситуации.

Задача этапа анализа  ситуации считается выполненной, если в результате его проведения ЛПР  получит четкое, достаточно полное представление о ситуации, необходимое  для принятия важных управленческих решений.

Самым лучшим результатом  проведения ситуационного анализа  будет, если, основываясь на нем, ЛПР  или аналитическая группа смогут увидеть путь, обеспечивающий достижение стоящих перед организацией целей  с наименьшими затратами ресурсов.

Завершает этап анализа ситуации оценка устойчивости ситуации к возможным  изменениям внешней и внутренней среды, к наиболее вероятным изменениям показателей, характеризующих динамику развития ситуации.

Этап 4. Разработка сценариев  возможного развития ситуации.

Разработка сценариев  начинается с содержательного описания и определения перечня наиболее вероятных сценариев развития ситуации.

Для решения этой задачи может быть использован метод  «мозговой атаки». Определение перечня  наиболее вероятных сценариев развития ситуации развития ситуации формирует  основную направленность аналитической  работы по определению наиболее вероятных  направлений развития ситуации.

Наиболее распространенные способы разработки сценариев предполагают формирование перечня основных факторов, влияющих на развитие ситуации.

С использованием выявленных факторов формируются модели развития ситуации. При формировании моделей  ситуации могут быть использоваться индексы, характеризующие ее состояние.

Различные варианты изменения  значений факторов в соответствии с  разработанными моделями приводят к  различным вариантам изменения  ситуации - к различным сценариям  ее развития.

Прогнозные оценки изменения  значений основных факторов определяются экспертами. При определении динамики изменения значений факторов может  использоваться метод построения экспертных кривых.

Результатом работы экспертов  на этом этапе является разработка экспертного прогноза изменения  факторов и индексов, характеризующих  ситуацию, представленного в виде наиболее вероятных сценариев развития ситуации.

Этап завершается оценкой  ожидаемой устойчивости ситуации для  разработанных альтернативных сценариев  ее развития.

Этап 5. Оценка ситуации.

Оценка развития ситуации на этом этапе дается как экспертами 1-го уровня в части профильных проблем, возникающих при ожидаемом развитии ситуации, так и экспертами 2-го уровня в части развития ситуации в целом  с точки зрения достижения целей, стоящих перед организацией.

Оценка ситуации может, в  зависимости от предусмотренной  процедуры, осуществляется экспертами индивидуально, а может - в процессе коллективной работы экспертной комиссии.

Параллельно с оценкой  наиболее вероятных сценариев развития ситуации на это этапе предполагается также генерирование предложений  для выработки альтернативных вариантов  тактических решений по ключевым профильным проблемам ситуации экспертами 1-го уровня и экспертами 2-го уровня - для выработки альтернативных вариантов  стратегических и тактических решений  в анализируемой ситуации.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений. Метод ситуационного анализа