Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 06:51, контрольная работа
Управленческий труд обычно отличается малой двигательной активностью, монотонностью, длительным нахождением в закрытом помещении. Всё это вызывает быструю утомляемость и естественно отражается на результатах труда. Поэтому при организации труда управленческого персонала, в состав которого входят и работники службы делопроизводства, большое внимание должно уделяться устройству и планировке служебных помещений, поддержанию в них соответствующего нормам освещения, температурного режима, устранению шумов, оборудованию рабочих мест в соответствии с выполняемыми функциями, установлению рационального режима труда.
11.Организация рабочих мест.
Большое значение в работе управленческого аппарата имеет организация рабочих мест сотрудников и создание благоприятных условий труда.
Управленческий труд обычно отличается малой двигательной активностью, монотонностью, длительным нахождением в закрытом помещении. Всё это вызывает быструю утомляемость и естественно отражается на результатах труда. Поэтому при организации труда управленческого персонала, в состав которого входят и работники службы делопроизводства, большое внимание должно уделяться устройству и планировке служебных помещений, поддержанию в них соответствующего нормам освещения, температурного режима, устранению шумов, оборудованию рабочих мест в соответствии с выполняемыми функциями, установлению рационального режима труда.
При выборе помещения для службы делопроизводства надо учитывать, что в соответствии с действующими нормативами норма площади служебных помещений должна составлять не менее 4 м2 на одного работника. Кроме того принимается во внимание возможность установки и размещения оборудования и, прежде всего, персональных ЭВМ, сканеров, факсов, принтеров, которые очень активно используются сегодня в сфере управления. Поэтому, определив состав и тип предполагаемых к размещению технических средств и вспомогательного оборудования, учитывают суммарную площадь, необходимую для их размещения. Скопление в небольшом помещении, где работает несколько человек, большого количества средств автоматизации и механизации значительно изменяет микроклимат в комнате, условия труда и приводит к быстрой утомляемости. Поэтому расчёт площади на одного сотрудника, работающего за дисплеем компьютера, ведётся от нормы 6 м2 на человека. Рабочие места с мониторами должны располагаться на расстоянии между собой не менее 1,5 м. При большом количестве технических средств удобнее с помощью передвижных перегородок или офисной мебели отделить несколько рабочих зон. Помещение всегда должно быть хорошо проветриваемым или оборудованным кондиционерами. Повышенные требования к вентиляции (скорости воздухообмена) предъявляют скоростные копировальные и печатающие устройства.
Не меньшее значение имеет правильное освещение рабочих мест. Недостаток освещения часто является одной из причин быстрой утомляемости. Наилучшим признано естественное освещение. Свет должен падать слева или спереди.
Искусственное освещение рабочих мест может быть общим (светильники расположены на потолке) или местным, когда на каждом рабочем месте имеется настольная лампа. Оно должно быть достаточным по уровню и равномерности освещения.
При наличии компьютеров для устранения бликов на экране дисплея светильники общего освещения монтируются не на потолке, а в верхней части стенных панелей.
Не менее важен и
Служба делопроизводства находится обычно рядом с приёмной руководителя, а секретарь-референт располагается в приёмной руководителя или фирмы. Если учесть, что приёмная - это визитная карточка учреждения, по которой оценивается культура труда в целом, создаётся первое впечатление о фирме (учреждении), то становится понятно значение, которое придаётся её оборудованию.
Служба делопроизводства также одно из наиболее посещаемых подразделений учреждения, поэтому его интерьеру также уделяется повышенное внимание. Рабочее место сотрудника, которому приходится по роду деятельности наиболее часто принимать посетителей, надо размещать недалеко от входа в помещение. При размещении мест сотрудников, работающих в одной комнате, учитываются их деловые контакты. Постоянно работающие шумные устройства желательно располагать в отдельном помещении, оборудованном звукоизолирующими материалами. При размещении рабочих мест учитываются размеры, рекомендуемые для проходов:
- ширина прохода для одного человека - 60 см.
- для двух человек - 80 см.
- для трёх человек - 100 см.
- между столами - 55 см.
- между отопительными приборами и рабочим столом - 55 см.
- между стеной и столом - 65 см.
Не желательно располагать экран дисплея напротив окон, а работающему на дисплее - сидеть лицом к окнам.
Рабочее место каждого сотрудника оборудуется с учётом его функциональных обязанностей. Например, рабочее место секретаря руководителя или секретаря фирмы состоит из трёх зон: основная, где находится его стол с приставками и необходимой оргтехникой, зона обслуживания посетителей и вспомогательная зона, где располагаются шкафы, копировальный аппарат, факс и т.д.
Большое значение имеет выбор мебели. Габариты мебели должны соответствовать площади помещения и она не должна загромождать комнату. Выбирая мебель, учитывают антропологические показатели сотрудника. Так как работнику службы делопроизводства приходится много сидеть, очень важен выбор удобного стула или кресла с регулируемой высотой сиденья. Например, удобны кресло и стулья со спинкой большой высоты с двумя изгибами: для поясничного и грудного отделов позвоночника.
Шкафы должны обеспечивать вертикальное хранение папок и быстрый обзор дел, а рабочие столы регулироваться по высоте в пределах 680-760 мм. Ящики в столах должны соответствовать размерам документов и папок, легко выдвигаться, даже если они тяжело нагружены. К столам часто предусматриваются приставки. Сегодня различными фирмами выпускается большое количество рациональных комплектов мебели для приёмной и офисных помещений.
Для каждого рабочего места должен быть предусмотрен набор простейших средств оргтехники, например, многоярусные лотки для сбора документов, календарь-еженедельник, настольный органайзер с ручками, карандашами и другими канцелярскими принадлежностями, блокнот для записей, папки для текущего хранения документов и т.д.
Набор технических средств работника службы делопроизводства должен соответствовать его функциональным обязанностям, но сегодня почти обязательным для каждого рабочего места в службе делопроизводства является компьютер и телефон (внутренней связи или с выходом на городскую сеть).
Если есть бюро (группа) машинописных
работ, то она оснащается персональными
компьютерами, диктофонами, скоростным
принтером, сшивателями документов, стелла
Для первичной обработки входящих и исходящих документов нужен сшиватель документов, конвертовскрывающая, конвертозаклеивающая, фальцевальная и маркировальная машины, ламинатор, штемпелевальный аппарат и т.д.
При традиционной регистрации документов и контроле исполнения нужны настольные картотеки.
Для хранения дел используются стеллажи, шкафы, металлические сейфы.
Выбор средств оргтехники постоянно
расширяется и
Правильно оборудованное рабочее место, красивый дизайн служебного помещения, здоровый микроклимат создают хорошее рабочее настроение и значительно повышают производительность труда.
24.Тарифная система оплаты труда. Единая тарифная сетка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, посредством которых осуществляются дифференциация и регулирование оплаты труда различных групп работников в зависимости от сложности и условий труда, особенностей и народнохозяйственного значения отдельных отраслей и районов страны. К основным элементам тарифной системы относятся тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник, должностные оклады, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, районные коэффициенты к заработной плате. Тарифная ставка первого разряда определяет минимальную оплату труда различных групп и категорий рабочих в абсолютном размере за выполнение простых работ в единицу рабочего времени. Тарифная ставка первого разряда определяется коллективным договором предприятия, ее размер зависит от финансовых возможностей предприятия и от условий оплаты труда, отраженных в отраслевом (тарифном) соглашении, при этом она не может быть ниже установленного государством минимального уровня заработной платы. Тарифная ставка первого разряда является исходной величиной для установления уровня оплаты труда рабочих в зависимости от сложности труда и видов выполняемых работ. В зависимости от избранной единицы времени тарифные ставки бывают часовые, дневные, месячные (оклад). Наибольшее распространение имеет часовая тарифная ставка, поскольку в соответствии с КЗоТом на их основе исчисляются различные доплаты, распределяется заработная плата в бригадах. Величины тарифных ставок и прежде всего размер тарифной ставки первого разряда предприятие устанавливает самостоятельно, с учетом собственных финансовых возможностей. При этом необходимо ориентироваться лишь на ее нижний уровень, установленный государством. Тарифная сетка представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые показывают различия в сложности труда и квалификации работников и в зависимости от этого дифференциацию заработной платы (табл.10). Таблица 10 Фрагмент Единой тарифной
сетки по оплате труда работников
Тарифный разряд (Р) показывает степень сложности труда и уровень квалификации работника. Тарифный коэффициент (ТК) показывает, во сколько раз тарифная ставка второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда. Зная тарифную ставку первого разряда (ТС1) и соответствующие тарифные коэффициенты (ТКn), можно определить ставку рабочего любого разряда (ТСn) ТСn = ТС1 × ТКn. Тарифный коэффициент первого разряда всегда равен 1. Тарифные сетки Число разрядов в сетке определяется коллективным договором, заключаемым на предприятии. Для бюджетных организаций в 1992 г. была введена Единая тарифная сетка (ЕТС), которая имеет 18 разрядов. Диапазон сетки – это соотношение тарифных коэффициентов крайних разрядов сетки. Диапазон тарифной сетки зависит от максимальных различий в сложности выполняемых работ. На предприятиях диапазон сетки, так же как и тарифные ставки определяется коллективным договором. Для бюджетной сферы. Постановлением Правительства РФ от 18.03.99 г. установлен диапазон 1: 8,23. Абсолютный и относительный рост тарифных коэффициентов (межразрядные соотношения) служит основой дифференциации и регулирования заработной платы рабочих в зависимости от разрядов и указывает на размер и характер увеличения тарифных коэффициентов при переходе от одного разряда к другому. Абсолютный рост тарифных коэффициентов – это разница между рядом стоящими тарифными коэффициентами, то есть если надо найти абсолютный рост тарифного коэффициента, необходимо от последующего тарифного коэффициента (ТКn) отнять предыдущий (ТКn – 1) тарифный коэффициент (табл. 10). АРтк = ТКn - ТКn-1. Относительный рост тарифного коэффициента (ОРтк %) определяется как отношение последующего тарифного коэффициента к предыдущему и показывает, на сколько процентов уровень оплаты работ (работника) данного разряда превышает уровень оплаты работ (работника) предыдущего разряда (табл. 10) . По принципу построения тарифные
сетки могут быть равномерными, возрастающими
и затухающими. В равномерных
сетках относительные межразрядные
соотношения между всеми В целях анализа трудовых показателей, планирования фонда заработной платы нередко используются следующие величины: средний разряд работ, рабочих, средний тарифный коэффициент, средняя тарифная ставка. Все эти показатели определяются на основе тарифной системы оплаты труда. Средний тарифный коэффициент рабочих исчисляется по формуле
где Чi – численность рабочих по каждому разряду. Средний тарифный коэффициент работ исчисляется по формуле
где Тi – трудоемкость работ по каждому разряду. Средняя тарифная ставка рабочих определяется
Средняя тарифная ставка работ исчисляется по формуле
Средний тарифный разряд может быть определен на основе среднего тарифного коэффициента или средней тарифной ставки работ (рабочих) ; ; ; , где Рср – средний тарифный разряд рабочих; Рм – тарифный разряд, соответствующий меньшему из двух смежных коэффициентов тарифной сетки (тарифных ставок), между которыми находится известный средний тарифный коэффициент (тарифная ставка); ТКб – больший из двух смежных тарифных коэффициентов тариф – ной сетки, между которыми находится известный средний тарифный коэффициент; ТКм – меньший из двух смежных тарифных коэффициентов тарифной сетки, между которыми находится известный средний тарифный коэффициент; ТСср – средняя тарифная ставка; ТСб – большая из двух смежных тарифных ставок; ТСм – меньшая из двух смежных тарифных ставок; Зная средний разряд, можно определить соответствующую ему тарифную ставку по следующей формуле , где ТСс – средняя тарифная ставка; ТСб – тарифная ставка, соответствующая большему из двух смежных разрядов между которыми находится известный средний тарифный разряд; руб; ТСм – тарифная ставка, соответствующая меньшему из двух смежных разрядов, между которыми находится известный средний тарифный разряд, руб; А – абсолютная величина в среднем тарифном разряде после запятой. Если в среднем тарифном разряде после запятой стоит один знак, то в знаменателе ставится 10, если после запятой два знака, то ставится 100 и т.д. Тарифно-квалификационный справочник представляет собой сборник нормативных документов, содержащий квалификационные характеристики работ и профессий, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. Справочник служит для соизмерения работ по сложности и определения квалификационных требований к рабочим. Включенные в справочник квалификационные характеристики состоят из трех разделов: «Характеристика работ», «Должен знать», «Примеры работ» (см. приложение 1). В первом разделе – «Характеристика работ» – приводятся характеристики тех работ, которые должен выполнять рабочий данной квалификации, а также указывается степень самостоятельности рабочего при выполнении работ, наладке оборудования, выборе режимов работы, подготовке инструмента и оснастки. Во втором разделе – «Должен знать» – устанавливается, что должен знать рабочий соответствующей профессии и разряда (квалификации) о своем оборудовании, физико-химических свойствах обрабатываемых материалов, технологии и последовательности процессов обработки, свойствах обрабатывающих и измерительных инструментов и оснастки, а также о требованиях, относящихся к наладке и настройке оборудования. В третьем разделе – «Примеры работ» – указываются примеры работ, выполняемые рабочими данного разряда, типичные для каждого разряда, что облегчает возможность быстро и точно определять, к какому разряду можно отнести ту или иную работу. При разработке тарифно-квалификационного справочника исходят из степени сложности, точности и ответственности труда (качества труда). По этим параметрам соизмеряются разнообразные виды работ и определяется уровень квалификации рабочих. |
38. Анализ численности и состава работников торговли.
Определение возможного численного состава работающих можно произвести по категориям:
1. Общий численный состав
работающих - соответствует наиболее
полному понятию численного
2. Списочный состав работающих
(состав работающих вписанных
в регистрационные книги
3. Численный состав работников
- получается в результате
4. Численный состав, участвующий
в работе - из числа представленных
на предприятии работников
Вывод: Общий численный состав работающих помогает понять размеры и мощь предприятия. Именно по этому анализ структуры численного состава работающих на предприятии представляет собой особый интерес.
1.1. Анализ структуры численного состава работающих на предприятии
Объем работы по изучению структуры
численного состава работающих на предприятии
значителен и варьируется в зависимости
от поставленных целей. В работе будут
рассмотрены несколько
1.2 Анализ социальной и возрастной структуры
Информация о социально-
Заметное нарушение в возрастной пирамиде-структуре персонала может изменить психо-социологическое равновесие внутри предприятия и создать серьезные проблемы найма рабочей силы. Массовый наем на работу немолодых людей тормозит выпуск продукции, если не прибегать к "увольнениям", порождающим проблемы.
1.3. Анализ структуры персонала по рабочему стажу
Существует мнение, что "старики" представляют "память" предприятия. Концепция культуры предпринимательства предполагает, что неравновесие в возрастной структуре предприятия, в структуре рабочих стажей очень часто имеет неблагоприятные последствия. Известны случаи, когда предприятия, которые практиковали массовое увольнение прежнего персонала, столкнулись с серьезными трудностями, связанными с тем, что:
- новые работники из-за
отсутствия преемственности в
производственном процессе не
сразу овладевали навыками
- оплата работников со
стажем оказывает значительное
влияние на общую сумму
- работники с продолжительным
стажем работы порой являются
необходимым условием для
- с точки зрения перспектив
развития новых технологий, наиболее
экономичным кажется наем
Как бы то ни было, изучение структуры рабочего стажа и изменения этой структуры во времени имеет важное значение, не только для определения стратегии найма предприятия, но и для анализа его неудач. Не стоит забывать, что наличие опытного персонала может отражать как "успех" выбранной политики предприятия, так и неудачи предпринятых усилий для стабилизации персонала и сокращения его текучести.
1.4. Анализ структуры персонала предприятия по полу
Теоретически можно найти предприятие, где структура работающего коллектива отражает общенациональные пропорции распределения по полу для всего активного трудового населения. Но так не происходит по целому ряду причин:
- "исторических" причин
закрытия ряда профессий и
некоторых профессиональных
- причин, связанных с социальной
стратегией некоторых
Анализ структуры персонала предприятия по полу позволяет также, если структура имеет сильную "деформацию", выявить ее особенности.
1.5. Анализ структуры персонала предприятия по профессиональным характеристикам
По социальным категориям рабочих можно подразделить:
- на работников, занятых на производстве, требующего очень высокой, средней или малой квалификации или не требующей ее вовсе;
- на работников сферы производства или сопредельных сфер (обслуживание, склады, упаковка, транспорт и т.п.);