Основные элементы системы эффективного корпоративного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

А вот полноценная теория корпоративного управления стала формироваться лишь в 80-е гг. прошлого столетия. Правда, тогда же неторопливость осмысления сложившихся реалий была с лихвой компенсирована исследовательским "бумом" и активизацией регулирования отношений в данной сфере. Анализируя особенности современной эпохи и двух предшествующих, ученые делают вывод, что в XIX в. двигателем экономического развития было предпринимательство, в XX столетии - менеджмент, а в XXI в. эта функция переходит к корпоративному управлению.

Содержание

1.
Введение …………………………………………………………..
стр. 1
2.
Корпоративное управление: основные понятия………………...
стр. 2
3.
Участники коррпоративаного управления………………………
стр. 4
4.
Механизмы корпоративного управления………………………..
стр. 6
5.
Основные элементы системы эффективного корпоративного управления…………………………………………………………

стр. 9
6.
Модели корпоративного управления…………………………….
стр. 10
7.
проблемы корпоративного управления в России……………….
стр. 11
8.
Сущность и регулирование корпоративных конфликтов………
стр. 15
9.
Кодекс Корпоративного поведения……………………………...
стр. 17
10.
Учет прав собственности акционеров…………………………...
стр. 18
11.
Осуществление внутреннего контроля в системе корпоративного управления……………………………………...

стр. 19
12.
Заключение…………………………………………………………
стр. 20
13.
Список используемой литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

корпоративное управление, основные функции, понятия, механизмы..doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1.

Введение …………………………………………………………..

стр. 1

2.

Корпоративное управление: основные понятия………………...

стр. 2

3.

Участники коррпоративаного управления………………………

стр. 4

4.

Механизмы корпоративного управления………………………..

стр. 6

5.

Основные элементы системы эффективного корпоративного управления…………………………………………………………

 

стр. 9

6.

Модели корпоративного управления…………………………….

стр. 10

7.

проблемы корпоративного управления в России……………….

стр. 11

8.

Сущность и регулирование корпоративных конфликтов………

стр. 15

9.

Кодекс Корпоративного поведения……………………………...

стр. 17

10.

Учет прав собственности  акционеров…………………………...

стр. 18

11.

Осуществление внутреннего  контроля в системе корпоративного управления……………………………………...

 

стр. 19

12.

Заключение…………………………………………………………

стр. 20

13.

Список используемой литературы………………………………..

стр. 22


 

Введение 
          Современная жизнь постоянно диктует новые правила игры. На сегодняшний день будущее компаний во многом, если не в основном, определяется качеством корпоративного управления, которое рассматривается как один из эффективных способов повышения инвестиционной привлекательности компаний и, как следствие, улучшения инвестиционного климата в стране.

Что следует понимать под корпоративным  управлением? Означает ли это систему общеобязательных правил, регулирующих отношения в сфере деятельности компаний, или же корпоративное управление подразумевает под собой властно-распорядительную деятельность отдельных лиц, включая представителей топ-менеджмента и акционеров? И равнозначны ли понятия "корпоративное управление" и "управление корпорацией"? 
            С одной стороны, корпоративное управление включает процедуры реализации прав акционеров, обязанности совета директоров и ответственность его членов за принимаемые решения, уровень вознаграждения топ-менеджмента компании, порядок раскрытия информации и систему финансового контроля, с другой стороны - оно подразумевает деятельность государственных регуляторов и иных уполномоченных органов и организаций, направленную на регламентацию указанной сферы отношений, с третьей - это деятельность рейтинговых агентств, которые, присваивая определенные оценки, формируют представление инвестора об инвестиционной привлекательности компании. 
           Однако по своей сути корпоративное управление - это процесс поиска баланса между интересами акционеров и менеджмента в частности и интересами отдельных групп лиц и компании в целом путем реализации участниками рынка определенной системы этических и процедурных стандартов поведения, принятых в бизнес-сообществе. 
          Отсутствие единого подхода к пониманию корпоративного управления во многом объясняется динамичностью указанной сферы. До сих пор корпоративное управление во многом увязывалось с добровольным соблюдением компаниями-эмитентами этических норм и обычаев делового оборота, однако, постепенно происходит переход от добровольного порядка к принудительному, усиливается и расширяется роль государства в регламентации отдельных аспектов корпоративной жизни. 
Следует сказать, что эффективность корпоративного управления требует соблюдения следующих условий: 
-осознание предмета корпоративного управления; 
-определение юридической силы и статуса кодексов корпоративного управления; 
-постоянный мониторинг изменений в системе корпоративных отношений с целью своевременного пересмотра соответствующих стандартов; 
         Понятие «корпоративное управление» экономисты трактуют двояко. С одной стороны, это отношения, в рамках которых регулируется и управляется предприятие. Это организационные моменты, управленческий талант, ноу-хау. С другой стороны, корпоративное управление - это система, которая регулирует распределение прав и обязанностей между различными участниками предприятия, такими как правление, наблюдательный совет, акционеры и сотрудники.

Как ни странно это прозвучит, практика корпоративного управления существует уже несколько столетий. Вспомним, например: в шекспировском "Венецианском купце" описываются волнения торговца, вынужденного поручить заботу о своем имуществе - кораблях и товарах - другим лицам (говоря современным языком, отделить собственность от контроля за ней).

А вот полноценная теория корпоративного управления стала формироваться  лишь в 80-е гг. прошлого столетия. Правда, тогда же неторопливость осмысления сложившихся реалий была с лихвой компенсирована исследовательским "бумом" и активизацией регулирования отношений в данной сфере. Анализируя особенности современной эпохи и двух предшествующих, ученые делают вывод, что в XIX в. двигателем экономического развития было предпринимательство, в XX столетии - менеджмент, а в XXI в. эта функция переходит к корпоративному управлению.

Корпоративное управление: основные понятия

 

 Для правильного понимания  корпоративного управления необходимо  вначале рассмотреть такие исторически  важные понятия как корпоратизм, корпорация.

Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм  представляет собой компромиссное  хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.

Понятие «корпорация» - производное  от корпоратизма – трактуется как  совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это:

 во-первых, совокупность лиц,  объединившихся для достижения  общих целей, осуществления совместной  деятельности и образующих самостоятельный  субъект права – юридическое  лицо,

 во-вторых, широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое  характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы  бизнеса:

    • самостоятельность корпорации как юридического лица;
    • ограниченная ответственность каждого акционера;
    • возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам;
    • централизованное управление корпорацией.

 
Корпоративный менеджмент (corporate management) и корпоративное управление (corporate governance) - не одно и то же. Под первым термином подразумевается деятельность профессиональных специалистов в ходе проведения деловых операций.Иными словами, менеджмент сосредоточен на механизмах ведения бизнеса. Второе понятие гораздо шире: оно означает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым разным аспектам функционирования фирмы. Корпоративное управление находится на более высоком уровне руководства компанией, нежели менеджмент.

Единого определения корпоративного управления (corporate governance) на сегодняшний день в мировой практике не существует. Встречаются различные определения корпоративного управления, в том числе:

  • система, посредством которой управляются и контролируются коммерческие организации (определение ОЭСР);
  • организационная модель, при помощи которой компания представляет и защищает интересы своих акционеров;
  • система руководства и контроля за деятельностью компании;
  • система отчетности менеджеров перед акционерами;
  • баланс между социальными и экономическими целями, между интересами компании, ее акционеров и других заинтересованных лиц;
  • средство обеспечения возврата инвестиций;

способ повышения эффективности  деятельности компании и т.д.

Пересечение функций корпоративного управления и менеджмента имеет  место только при разработке стратегии  развития компании. 
 
В апреле 1999 г. в специальном документе, одобренном Организацией экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) (она объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой), было сформулировано следующее определение корпоративного управления: "Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними... Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью". Там же были подробно описаны пять главных принципов надлежащего корпоративного управления:

  1. Права акционеров (система корпоративного управления должна защищать права владельцев акций).
  2. Равное отношение к акционерам (система корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).
  3. Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией (система корпоративного управления должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора).
  4. Раскрытие информации и прозрачность (система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении, результатах деятельности, составе собственников и структуре управления).
  5. Обязанности совета директоров (совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль над работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом).

 

Совсем кратко базовые понятия  корпоративного управления можно сформулировать следующим образом: справедливость (принципы 1 и 2), ответственность (принцип 3), прозрачность (принцип 4) и подотчетность (принцип 5).

 

УЧАСТНИКИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Сейчас в развитых странах уже  четко определены основы системы  отношений между главными действующими лицами корпоративного "спектакля" (акционерами, менеджерами, директорами, кредиторами, сотрудниками, поставщиками, покупателями, государственными чиновниками, жителями местных общин, членами общественных организаций и движений). Такая система создается для решения трех основных задач корпорации: обеспечения ее максимальной эффективности, привлечения инвестиций, выполнения юридических и социальных обязательств. 
Для того чтобы начать разговор о корпоративном управлении, необходимо рассмотреть, к каким организациям применим этот термин (организации, имеющие акционеров, совет директоров и правление.) Такие компании можно разделить на три типа, исходя из истории их возникновения, повлекшей за собой определенную структуру собственности.

Первый тип - это организации, акциями  которых владеют их работники. В  ходе кампании по приватизации предприятий  многие организации были приватизированы работниками. При этом мажоритарным пакетом акций, как правило, владеют руководители этих организаций.

Второй тип - это организации, частью акций которых владеет государство, к этому же типу можно отнести  организации, относительно которых  государство использует специальное право (имеет «золотую акцию»).

Третий тип - это организации, акции  которых были полностью или частично выкуплены новыми владельцами (инвесторами - физическими или юридическими лицами), либо организации, созданные самими владельцами и имеющие организационную форму акционерных обществ.

В результате в зависимости от типа организации можно говорить о  различных видах корпоративного управления и, соответственно, различных  системах взаимоотношений.

Для того, чтобы понять сложную  природу отношений, которые призвана регулировать система корпоративного управления, рассмотрим, кто является их участниками. 

Основными участниками корпоративных  отношений в акционерных компаниях  являются владельцы и управляющие  акционерной собственности. Ключевая роль в корпоративных отношениях владельцев и управляющих акционерной собственности вытекает из того, что первые осуществили безвозвратные инвестиции, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала, принимая на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками корпоративных отношений, риски, а от деятельности последних зависит то, как этот капитал будет в конечном счете использован.

Характер взаимоотношений между  этими двумя группами участников корпоративных отношений зависит от исторических особенностей формирования структуры акционерной собственности,  размеров пакетов акций, находящихся во владении тех или иных группы инвесторов и менеджмента, условий и способов их приобретения, типа собственников и специфики их интересов по отношению к компании. Крупные собственники предпринимательского характера заинтересованы в прибыльной деятельности компании, укреплении ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует, и самым непосредственным образом участвуют в процессе управления ею. Другие крупные собственники могут иметь несколько отличные интересы. Так, крупные акционеры (например, банки) могут иметь коммерческие отношения с корпорацией, которые для них являются гораздо более выгодны, чем получаемые ими дивиденды. Такие акционеры заинтересованы не столько в повышении финансовой эффективности деятельности компании (нормы прибыльности, повышении курса ее акций), сколько в развитии и расширении своих отношений с нею. Группа акционеров - институциональных инвесторов, представленных инвестиционными фондами, заинтересована исключительно в финансовых показателях деятельности компании и росте курсовой стоимости ее акций.

Информация о работе Основные элементы системы эффективного корпоративного управления