Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 21:50, курсовая работа
Малое предпринимательство – это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.
Введение
1. Основы государственной поддержки малого бизнеса
1.1 Основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства
1.2 Поддержка предпринимательства на муниципальном уровне
1.3 Нормативно-правовые основы поддержки малого предпринимательства
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства
2.2 Существующие программы развития малого предпринимательства в городах-миллионниках
2.3 Основные направления и механизмы программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Казани
3. Специфика и перстпективы развития малого предпринимательства в МО г.Казань
3.1 Эффективность реализации мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2010г.г. в г. Казани
3.2 Рекомендации в развитии основных направлений Программы развития и поддержки малого предпринимательства
в г. Казани на 2011-2014г.г.
Заключение и рекомендации
Список литературы
Малое предпринимательство – приоритетный сектор экономики, он имеет принципиальное значение для экономической и политической стабильности, общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, эффективной инновационной политики, социальной мобильности общества, формирования среднего класса.
Малый бизнес Казани динамично развивается и с каждым годом его вклад в социально-экономическое развитие города становится все более весомым. За последние десять лет количество работающих в сфере малого предпринимательства увеличилось в три раза, и на сегодняшний день число занятых в секторе малого бизнеса составляет около 150 тысяч человек. Растут и иные показатели развития малого бизнеса.
В январе-марте 2010 года Союзом молодых предпринимателей совместно с Комитетом экономического развития Исполнительного комитета г.Казани было проведено социологическое исследование предпринимателей малого и среднего бизнеса г.Казани. Целью данного исследования является выявление потребностей предпринимателей и анализ положения предприятий малого и среднего бизнес в нашем городе. Всего в опросе приняло участие 1172 предпринимателя.
Опрос показал следующие результаты: наиболее частой проблемой, стоящей перед казанскими предпринимателями, является проблема высоких ставок налогообложения (этот пункт отметили почти четверть опрошенных – 16,4%). На втором месте высокая конкуренция в интересующей сфере деятельности (13,3%), потом спад спроса на услугу/товар в связи с внешними условиями (10,1%), 9% опрошенных отмечают недоступные условия кредитования.
Необходимо отметить противоречие, которое сформировалось в современных условиях. По мнению самих предпринимателей наиболее выгодно открывать свое дело в сфере торговли продуктами питания (17%), медицинскими товарами (16%), и в сфере медицинских (10,10%) и юридических (7,30%) услуг. Причем сами представители медицинских и юридических фирм не называют свои сферы прибыльными, напротив, отмечают жесткую конкуренцию и спад покупательской способности целевого потребителя. Перспективными они называют производство и новые сферы деятельности. Казалось бы, именно в этих сферах есть усиленная поддержка государства, однако бизнес все равно стремится к тем отраслям, в которых есть конкуренция. Это противоречие требует пристального внимания со стороны органов власти, иначе теряется сам смысл реализации программы поддержки и развития малого предпринимательства – ниша производства и новых сфер деятельности пустует при чрезмерной, а значит неэффективной как для предпринимателей, так и для города, загруженности торговой и обслуживающей отраслей.
Взаимодействия с другими предпринимателями было бы интересно в процессе совместного общения для 23,60% опрошенных, организация совместных проектов (22,9%), и многие заинтересованы во взаимных дисконтных программах. Традиционный для российского общества бартер, или обмен взаимными дисконтными программами интересен для 16,80% опрошенных предпринимателей.
Наиболее востребованной информацией для предпринимателей является юридическая (правовая база, обновление законов, оптимизация налогообложения). Часть предпринимателей выступила с предложением о создании специализированного Интернет сайта, где можно было бы найти информацию о проведении различных семинаров, тренингов для предпринимателей, о грантах, проектах, кредитных программах для предпринимателей, об инвесторах, о проведении тендеров, аукционов, торгов, доступные базы данных по клиентам и поставщикам. Предпринимателей города также интересует информация экономического рода, например, как самому вести бухгалтерский учет в маленьком магазине.
В целом исследование показало, что ситуация в секторе малого и среднего бизнеса достаточно стабильна. Для развития и успешного функционирования собственного бизнеса для многих предпринимателей необходимы, в первую очередь, дополнительные инвестиции.
Как показывает практика, существующая структура поддержки предпринимательства на муниципальном уровне малоэффективна. Для оптимизации деятельности по реализации программ поддержки предпринимательства на муниципальном уровне целесообразно функцию по развитию МСП передать с уровня поселений (численностью менее 10 000 чел.) на уровень Муниципальных районов, сформировать постоянно действующий совещательный орган (Совет по предпринимательству), для обеспечения практического взаимодействия государственных органов власти и представителей предпринимательских кругов, консолидации их интересов для выработки предложений по основным направлениям развития предпринимательства и участия в реализации экономической политики региона в целом и отдельно взятого муниципального образования.
В состав Совета должны входить представители администрации, общественных организаций и объединений предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства (при наличии), успешные предприниматели.
Функции Совета:
· содействие реализации региональной и муниципальной программы, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства;
· защита законных интересов предпринимателей, разработка предложений по устранению излишних правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания, функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
· содействие привлечению внешних инвестиций в предпринимательство МО;
· выработка предложений и рекомендаций по проектам и программам, финансируемым из бюджета и иных внебюджетных источников;
· проведение общественной экспертизы проектов правовых актов МО, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства.
· формирование предложений по изменению законодательной базы;
· обеспечение снижения административных барьеров, взаимодействие с административными группами
· общественный контроль исполнения программы.
Также целесообразно разделить функции главного получателя и распорядителя бюджетных средств и головного исполнителя программы.
Муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства должна быть взаимоувязана с существующими программами социально-экономического и территориального развития. Большое значение для выбора направлений стимулирования развития малого и среднего предпринимательства имеет выявление существующих проблем предпринимательства. Поэтому программа должна разрабатываться на основе результатов анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов оценки состояния предпринимательства, влияния внешней среды, эффективности выполнения предыдущей программы или мер стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, проводимых на территории за прошедший период.
Инициатором разработки программы должны стать администрация муниципального образования, Совет муниципального образования по предпринимательству. К разработке программы необходимо привлечь специалистов органов местного самоуправления, представителей науки, объединений предпринимателей, банков, микрофинансовых организаций, депутатского корпуса, организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП, общественных организаций и всех заинтересованных лиц.
Основные задачи, стоящие перед разработчиками муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса, вытекают из общих целей развития предпринимательства и должны способствовать:
· формированию в муниципальных образованиях благоприятной среды для развития предпринимательства;
· решению проблем занятости трудоспособного населения;
· насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития производственной отрасли в сферах, где ощущается дефицит;
· достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке;
· сохранению и развитию имеющегося интеллектуального и инновационного потенциала;
· поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйственных субъектов на местном рынке (формирование конкурентной среды);
· созданию благоприятной (стабильной) социально-политической обстановки в муниципальном образовании, формированию среднего класса как одного из путей преодоления социального неравенства в обществе;
· повышению предпринимательской культуры населения;
· эффективному использованию природных ресурсов;
· улучшению системы доступа малых и средних предпринимателей к необходимым ресурсам (земля, помещения, присоединение к электросетям/ газопроводам / тепловым и водоканальным сетям, оборудование, имущество и др.)
· развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
· диверсификации сфер деятельности (производство, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство) устранению сложившихся диспропорций.
При разработке программ следует максимально использовать уже существующие институциональные структуры, ориентируя их на решение новых задач.
Механизм поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании должен формироваться на основе принципа адресности поддержки. Мероприятия должны дифференцироваться с учетом разных стадий развития малых предприятий (старта, развертывания деятельности, стадии зрелости), сфер и видов предпринимательства, специфики социальной базы и кадрового потенциала муниципального образования.
Программу поддержки предпринимательства целесообразно разрабатывать на уровне муниципальных районов и городских округов на период не менее 3-х лет, предварительно разработав концепцию развития на 10 лет, при этом необходимо соблюдать принцип преемственности по отношению к целям, реализованным в ходе предыдущих программ.
При разработке муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства целесообразно использовать принципы программно-целевого управления, в соответствии с этим муниципальная программа должна представляет собой взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области муниципального развития.
Муниципальная программа должна обеспечивать преемственность по отношению к подобной программе за предыдущий период. Наряду с устранением выявленных недостатков и диспропорций в экономике муниципального образования, целью программы является обеспечение устойчивого развития предпринимательства, как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.
Программа должна быть реалистичной с точки зрения обеспеченности ресурсами. Поэтому, прежде всего, следует определить, в соответствии с выбранными направлениями развития малого и среднего предпринимательства, потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых ресурсах и источники их покрытия, необходимо оценить объемы требуемых ресурсов, обеспечиваемых за счет бюджетных средств и внебюджетных источников (кредиты банков, инвестиции, средства предпринимателей, средства фондов и др.). Финансирование мероприятий программы может обеспечиваться за счет средств регионального и местного бюджетов, внешних инвестиций, средств различных фондов, других не запрещенных законодательством источников.
Объем финансирования мероприятий за счет средств региональных и местных бюджетов может уточняться.
Отбор исполнителей мероприятий и инвестиционных проектов может осуществляться на конкурсной основе. Решения о финансировании и ином финансовом обеспечении мероприятий, в том числе проектов СМП в форме субсидий, предоставлении бюджетных кредитов и гарантий принимаются администрацией муниципального образования по итогам их рассмотрения конкурсными комиссиями.
Управление программой – это совокупность скоординированных действий, реализуемых органами управления различного уровня и призванных обеспечить запуск программы, контроль и анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Поэтому координацию работ по реализации программы целесообразно осуществлять администрации муниципального образования с участием Совета по предпринимательству, представителей инфраструктуры поддержки и всех заинтересованных сторон.
Совет по предпринимательству призван анализировать ход выполнения работ по программе и их результатов, вырабатывать решения в случае сбоев, рассматривать отчеты о выполнении работ, направляемые главе администрации. Ход выполнения программы необходимо рассматривать ежеквартально на расширенном заседании Совета по предпринимательству с участием всех заинтересованных лиц и организаций. О ходе реализации Программы информировать население.
Контроль реализации Программы осуществляет по итогам каждого года Глава администрации МО при участии Совета по предпринимательству.
Перечень мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства по секторам экономики:
1. Поддержка субъектов
малого и среднего
· создание и ведение реестра инновационных проектов субъектов МСП муниципального образования;
· создание и обеспечение деятельности фонда содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства;
· содействие созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере (инновационно-технологические центры, инновационные бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки);
· содействие созданию центров коллективного пользования аналитическим и технологическим оборудованием на базе учреждений высшего образования;
· разработка и внедрение обучающих программ, в том числе в формате коучинг-образования по подготовке инновационных менеджеров, инновационных агентов;
· разработка механизма привлечения финансовых средств на финансирование инновационных проектов, в том числе с использованием частных инвестиций, венчурного и банковского капитала;
Информация о работе Основы государственной поддержки малого бизнеса