Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Задачи:
- рассмотреть понятия и значения малого предпринимательства;
- проанализировать законодательные основы правового статуса субъектов малого предпринимательства;
- выяснить основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации;
- рассмотреть основные формы, условий и порядка поддержки субъектов малого предпринимательства;
- произвести анализ особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3
1. Малое предпринимательство как субъект гражданско-правовых отношений
1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………………………..стр.6
1.2 Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………….…………..стр.12
1.3 Государственная политика Российской Федерации в отношении малого предпринимательства……………………………………………………..стр.14
Заключение………………………………………………………………..стр.19
Список используемых источников………………………………………стр.22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная предпринимательское право.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Согласно части 5 ст. 4 ФЗ № 209 вновь созданные организации  или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельных значений, установленных законодательством.

Ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ позволяет сделать вывод, что  категориями субъектов малого и  среднего предпринимательства следует  считать в зависимости от вида частной собственности: юридические  лица - потребительские кооперативы, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, а также индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.

В свою очередь, эти две группы субъектов малого и среднего предпринимательства  в зависимости от средней численности  работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) подразделяются на микропредприятия, малые и средние предприятия. Таким образом, если у физического лица, внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, работают до 15 работников, налицо микропредприятие; если у него работают от 16 до 100 человек включительно - малое предприятие; если от 100 до 250 человек - среднее предприятие; если свыше 251 человека - крупное предприятие.

Такая же ситуация и с организационно-правовыми  формами юридического лица, которые  указаны в ст. 4 ФЗ № 209 -ФЗ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 209 Правительство РФ установило предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: сократили бы написание микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Категория субъекта малого и среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных  лет, следующих один за другим.

В ФЗ № 209-ФЗ новым  является отход от регулирования средней численности работников в зависимости от отрасли малого предприятия, выделение среди категорий субъектов малого и среднего предпринимательства самостоятельной фигуры индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, отличного от юридического лица.

Законом предусмотрена  новая фигура субъекта предпринимательской  деятельности, в которой отражены в сжатом виде признаки участника  гражданского оборота, но ей приданы  иные правосубъектные качества, позволяющие использовать благоприятные условия государственной или муниципальной поддержки, помощи для осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры таких субъектов - получателей этой поддержки. Тем самым соответствующие органы располагают данными о субъектах малого и среднего предпринимательства и могут целенаправленно оказывать им государственную или муниципальную поддержку. Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования этими реестрами устанавливаются Правительством РФ.

Представляется, что малое или среднее предприятие  не может приобрести форму открытого  акционерного общества, поскольку его  участники могут отчуждать акции без согласия других акционеров, а само общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.

Поскольку в  закрытом акционерном обществе акции  распределяются только среди его  учредителей или иного заранее  определенного круга лиц, постольку ГК РФ не запрещает придать такую форму коммерческой организации малому или среднему предприятию. Теоретически представляется возможным, но практически мало осуществимым создание малого или среднего предприятия в форме ООО или ОДО. Однако построение малого или среднего предприятия по схеме, предложенной ФЗ № 209-ФЗ, противоречит конституционным принципам свободно владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью единолично либо совместно с другими лицами.

Представляется, что неприменима организационно-правовая форма производственного кооператива к малому или среднему предприятию, поскольку она рассчитана, прежде всего, на трудовое участие граждан. Так, ст. 107 ГК РФ предусматривает участие в производственном кооперативе также юридических лиц, но не до степени половины паевого фонда. При таком построении малого или среднего предприятия теряются главные признаки этой организационно-правовой формы юридического лица: трудовое участие его членов, распределение прибыли между его членами в соответствии с трудовым участием, наличие одного голоса у каждого члена кооператива.

В итоге установленные  ГК РФ формы участия юридических  лиц в формулировании уставного (складочного) капитала (паевого фонда) малых и средних предприятий  либо игнорируются при создании последних, либо практически неосуществимы.

Эта категория  субъектов малого предпринимательства  выпадает из сферы действия ГК РФ, а  организационно-правовые формы юридического лица используются лишь для обозначения  хозяйствующего субъекта.

Не случайно в п. 5 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, что "вновь  созданные организации или вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели  и крестьянские (фермерские) хозяйства  в течение года, в котором они  зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остальной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельных значений, указанных в п. 2 и 3 части 1 ст.4".

В зависимости  от содержания и направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды малого предпринимательства: производственное; коммерческо-торговое, финансово-кредитное. посредническое.

Говоря о значении малого предпринимательства необходимо отметить, что вклад малых предприятий нашего государства в общий объем ВВП составляет 16%, что значительно меньше, чем в развитых странах.

РФ на современном  этапе стремится всячески поддержать предприятия малого бизнеса, создать  благоприятные условия для их развития. Это находит отражение в новых нормативных документах и правительственных программах.

Субъекты малого бизнеса  имеют ограниченные возможности  для развития в силу ряда сдерживающих факторов, основным среди которых  является недостаток собственных средств у малых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, неразвитостью институтов небанковского кредитования, а с другой стороны, ограниченным доступом к банковскому кредитованию.

Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает Баженов Ю.К., в секторе малого и среднего бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Отличием малого предпринимательства является его  доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая  обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому малое предпринимательство является необходимым условием формирования, так называемого среднего класса. В связи с этим "одним из приоритетных направлений государственной правовой и экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства".

Необходимо  выделить факторов, влияющие на организацию  малого и среднего предпринимательства: состояние экономики и рыночной конъюнктуры; наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; политика государства и местных властей в отношении малого и среднего бизнеса, включая налоговое законодательство; влияние социальной среды; развитие инноваций в отрасли; природные и естественно-географические факторы.

В ходе развития малого предпринимательства в России выявилось своеобразие этого  экономического института: а) богатое  историческое прошлое (малые предприятия  существовали при любом общественно-политическом строе); б) большая зависимость от политических сил, находящихся у власти; в) перспективность развития.

В современной  России малое предпринимательство  играет большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое  экономико-социальное явление.

Обобщая все  вышесказанное, можно сказать, что  малое предпринимательство играет существенную роль в экономике любой  страны. Это: развитие здоровой конкурентной среды; сглаживание колебаний экономической  конъюнктуры посредством рыночных отношений; создание сильных мотивирующих стимулов для более полного использования знаний, энергии, трудового потенциала населения; более полное использование имеющихся кадровых, материальных, финансовых ресурсов; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации

 

Правовое регулирование  малого и среднего предпринимательства  в РФ, прежде всего, базируется на положениях, закрепленных в статьях Конституции РФ. Такие принципы и нормы, как принцип свободы экономической деятельности (ст. 8), неприкосновенность права частной собственности (ст. 35), свобода договора (ст. 8), составляют своего рода конституционно-правовую систему координат, в которой и должны находиться все нормативно-правовые акты, регулирующие экономические взаимоотношения.

В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских  отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

ФЗ № 209-ФЗ не содержит отдельных  положений о данном источнике  правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

Международные договоры РФ заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры, от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

В числе международных  документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

1) Конвенция о договоре  международной дорожной перевозки  грузов (заключена в Женеве в1956 году);

2) Конвенция ООН о договорах  международной купли-продажи товаров  (заключена в Вене в1980 году);

3) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

4) Евразийская патентная  конвенция 1994 года и др.

Нормативно-правовое регулирование  развития малого и среднего предпринимательства  основывается на Конституции РФ и  международных договорах, и осуществляется ФЗ № 209-ФЗ, другими федеральными законами (ГК РФ, НК РФ, Законом о бухгалтерском учете и другими законами), принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (указами Президента РФ), постановлениями Правительства РФ), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ) и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Очевидно, что ранее действовавший  ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не обеспечивал надлежащего уровня правового регулирования предпринимательских отношений, который бы соответствовал современным требованиям развития российского общества.

Отдельные положения  данного закона, закрепляющие те или  иные меры государственной поддержки малого предпринимательства, носили декларативный характер. Указанные обстоятельства обусловили необходимость совершенствования законодательства о малом предпринимательстве, в результате чего 6 июля 2007 года Государственная Дума РФ приняла ФЗ № 209-ФЗ.

Информация о работе Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства