Правовые гарантии конкуренции в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:22, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса состоит в том, что проблемы законной конкуренции в Российской Федерации не всегда выполняются. Хуже ситуация обстояла в нашей стране на стадии становления капиталистического строя в конце XX века, для этого необходимо знать права и обязанности участников правоотношений в данном аспекте, чтобы не допускать незаконных действий в отрасли предпринимательского права со стороны нарушителей.
Цель работы - исследовать конкуренцию в Российском законодательстве.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них...................................................................................................................4
Нормативно-правовая база конкуренции....................................................9
Правовые меры защиты конкуренции.......................................................13
Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции.......22
Заключение..................................................................................................25
Список использованной литературы.........................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ПОПД.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский филиал

федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования  «Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине:

"Правовое обеспечение  профессиональной деятельности"

на тему: "Правовые гарантии конкуренции в РФ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

302 группы

Михайлов Е.Э.

Проверил преподаватель

Часовникова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

  1. Введение.........................................................................................................3
  2. Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них...................................................................................................................4
  3. Нормативно-правовая база конкуренции....................................................9
  4. Правовые меры защиты конкуренции.......................................................13
  5. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции.......22
  6. Заключение..................................................................................................25
  7. Список использованной литературы.........................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие  конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Актуальность данного  вопроса состоит в том, что  проблемы законной конкуренции в  Российской Федерации не всегда выполняются. Хуже ситуация обстояла в нашей стране на стадии становления капиталистического строя в конце XX века, для этого необходимо знать права и обязанности участников правоотношений в данном аспекте, чтобы не допускать незаконных действий в отрасли предпринимательского права со стороны нарушителей.

Цель работы - исследовать  конкуренцию в Российском законодательстве.

Объектом исследования является нормативно-правовая база Российской Федерации касающаяся конкуренции.

 

 

 

 

 

Конкуренция и  монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость  государственно-правового воздействия  на них

Законодательство о конкуренции  является самой молодой отраслью российской правовой системы и, в  силу своей новизны, еще недостаточно эффективно воздействует на многочисленные случаи недобросовестного поведения  конкурирующих субъектов. Это объясняется  в том числе и тем, что в  России, практически, только в настоящее  время начинается глубокое изучение многогранной и сложной проблемы правового регулирования конкуренции.

 

Определение конкуренции

В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.

В предпринимательской деятельности конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке.

В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В  статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ  пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных  прав у конкурентов правообладателя.1

Юридическое содержание конкуренции  характеризуется тремя признаками:

1) в большинстве случаев  конкуренция является естественным  регулятором цен на рынке;

2) конкуренция становится  предпосылкой для реализации  прав потребителей;

3) конкуренция есть правомерная  деятельность хозяйствующих субъектов  на рынке, целью которой является  получение наиболее выгодных  условий производства и сбыта  товаров законными средствами.

Правовое значение используемого  в российском антимонопольном законодательстве понятия конкуренция выражается в следующем:

    1. Создание необходимых условий для развития конкуренции и её защиты — цель антимонопольного законодательства и критерий его эффективности;
    2. Ограничение конкуренции (совершенное, например, с помощью картельного соглашения) и её недобросовестные проявления являются противоправными и наказуемыми деяниями;
    3. Сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции (часть 7 ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках; часть 6 ст. 3 Закона о конкуренции на финансовых рынках);
    4. Содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Категория ограничение конкуренции носит оценочный характер и исследуется антимонопольным органом или судом применительно к конкретному товарному или финансовому рынку и сложившейся на нем экономической ситуации;
    5. Условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией (ст. 17—19 Закона о конкуренции на товарных рынках; ст. 16-20 Закона о конкуренции на финансовых рынках) .

Конкуренция - это условие  рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок  на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость  непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь  «вечным двигателем» развития самой  рыночной функции. Не столько повышение  качества и сокращение затрат, но и  поиск новых рынков, создание новых  товаров и услуг; применение новых  методов предпринимательства становится повседневной заботой конкурентов.

 

Определение монополии

Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения  монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".

Монополия означает:

1) исключительное положение  хозяйствующего субъекта на рынке,  при котором он сосредоточивает  в своих руках значительную  часть производства и сбыта  определенного товара;

2) особое поведение господствующего  на рынке субъекта и использование  доминирующего положения в своих  интересах;

3) исключительное право,  которое предоставляется государством  одному или нескольким субъектам  на осуществление определенной  деятельности.

В юридической литературе выделяют:

а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;

б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;

в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более  половины рынка определенного товара.

Типы монополии:

1) временная (предприятие  впервые предложило потребителям  совершенно новую продукцию);

2) государственная (эмиссия  наличных денег, экспорт и импорт  отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов,  производство и оборот этилового  спирта);

3) естественная (функционирует  только тогда, когда на рынке  присутствует лишь один хозяйствующий  субъект).

Есть несколько причин существования монополий.

Первая причина: «естественная  монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится  дешевле, чем его производство двумя  или более фирмами, то говорят, что  отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено  продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над  некоторыми редкими и чрезвычайно  важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья причина: государственное  ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право  на продажу некоего блага. В некоторых  случаях государство оставляет  за собой право на монополию; в  ряде стран только государственные  монополии могут продавать табак.

 

Необходимость регулирования  конкуренции и монополии

Стремление к выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методов и  приемов соперничества, которые  не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики. В частности, к ним относятся: хищническое использование природных  ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие.

Указанные обстоятельства обусловливают  необходимость государственного регулирования  конкурентных отношений, установления правил поведения конкурирующих  субъектов на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно правовая база конкуренции

Правовые основы регулирования  конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством.

Принятый 26 июля 2006 года Федеральный  закон «О защите конкуренции» объединил  в себе два ранее действовавших  закона - Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный  закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и, таким образом, устанавливает  единые нормы по защите конкуренции  на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.

Статья 1 названного Федерального закона определяет предмет и цели данного законодательного акта. Предметом  являются организационные и правовые основы защиты конкуренции, одним из составляющих которых является предупреждение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения  товаров, свободы экономической  деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» раскрывает понятия  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции:

    1. монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;
    2. недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция  включает в себя:

Информация о работе Правовые гарантии конкуренции в Российской Федерации