Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:22, реферат
Актуальность данного вопроса состоит в том, что проблемы законной конкуренции в Российской Федерации не всегда выполняются. Хуже ситуация обстояла в нашей стране на стадии становления капиталистического строя в конце XX века, для этого необходимо знать права и обязанности участников правоотношений в данном аспекте, чтобы не допускать незаконных действий в отрасли предпринимательского права со стороны нарушителей.
Цель работы - исследовать конкуренцию в Российском законодательстве.
Введение.........................................................................................................3
Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них...................................................................................................................4
Нормативно-правовая база конкуренции....................................................9
Правовые меры защиты конкуренции.......................................................13
Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции.......22
Заключение..................................................................................................25
Список использованной литературы.........................................................27
Федеральный закон «О защите
конкуренции» распространяется на отношения,
которые связаны с защитой
конкуренции, в том числе с
предупреждением и пресечением
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции, и в
которых участвуют российские юридические
лица и иностранные юридические
лица, федеральные органы исполнительной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, иные осуществляющие
функции указанных органов
Положения данного Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:
1) соглашения достигнуты
в отношении находящихся на
территории Российской
2) соглашения приводят
или могут привести к
Помимо Федерального закона «О защите конкуренции» к источникам антимонопольного законодательства относятся:
Правовые меры защиты конкуренции
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.
Ст. 4 Федерального закона от
26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции"
трактует это понятие как: любые
действия хозяйствующих субъектов
(группы лиц), которые направлены на
получение преимуществ при
Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это
Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.
В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.
Также к недобросовестной конкуренции часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.
Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:
Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:
1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
4) побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;
9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
Традиционно выделяют две
модели регулирования рыночной конкуренцией:
американскую и европейскую. В американской
модели законодательство, направленное
на запрет монополий, включает ряд норм
о недобросовестной конкуренции. В
европейской модели законодательство,
обеспечивающее контроль над монополиями
и направленное на борьбу со злоупотреблениями
монополистического характера, сосуществует
с законодательством о
Для России правовое регулирование
недобросовестной конкуренции является
достаточно новым. Поскольку проблема
не была разработана, каждый понимал
под понятием недобросовестной конкуренции
что-то индивидуальное и свое. Первые
законодательные определения
Понятие недобросовестной конкуренции появилось в законодательстве Российской Федерации после принятия Закона РСФСР от 22.03.1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В ст. 10 Закона устанавливался запретна недобросовестную конкуренцию, содержание которой раскрывалось через примерный перечень форм недобросовестной конкуренции.
С принятием Конституции
Российской Федерации в 1993 г. запрещение
недобросовестной конкуренции получило
закрепление на конституционном
уровне. Статья 8 Конституции закрепляет
свободу экономической
Цель недобросовестной конкуренции — остановить конкурента, помешать ему получить преимущество запрещенными методами или точнее, почти запрещенными, так как законом часто не упоминаются, не перечисляются многие методы обеспечения превосходства.
К основным чертам недобросовестной конкуренции (поведения предпринимателей) следует относить стремление добиться успеха в соперничестве не за счет своих собственных достижений, а путем незаконного использования либо результатов деятельности конкурента, либо каких-либо мер воздействия, как непосредственно на фирму-конкурента, так и на окружающую среду, чаще всего ложными или вводящими в заблуждение утверждениями.
Способы пресечения недобросовестной конкуренции
При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечением специалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного пресечения или следует обратиться в суд и т.п.
Говоря об административных
способах защиты, следует отметить,
что пресечение недобросовестной конкуренции
относится к одной из основных
задач федерального антимонопольного
органа, которым является Министерство
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке
1. Предписание антимонопольного органа.
Предписание представляет собой
правообразующий юридический
Основанием для рассмотрения
дел в антимонопольных органах
могут являться представления прокурора
либо заявления коммерческих или
некоммерческих организаций, федеральных
и региональных органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления.
Заявление, содержащее сведения о конкретных
действиях хозяйствующих
2. Контрреклама.
Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе состоит в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях ликвидации вызванных ею последствий.
Информация о работе Правовые гарантии конкуренции в Российской Федерации