Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:09, контрольная работа
Предпринимательская деятельность - вид экономической, хозяйственной деятельности. Она связана с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, использованием научных достижений, динамической неопределенностью и всегда направлена на систематическое получение прибыли.
4) материально-техническое
5) финансирование;
6) информационное обеспечение;
7) оперативное управление
8) нормативное регулирование;
9) учет и контроль.
Конкуренция – это экономическая
категория, характеризующая особого
рода экономические отношения (состязательность,
борьбу) между участниками рынка,
возникающие в связи с
Целью законодательства о конкуренции
и монополии является обеспечение
эффективного функционирования рыночной
экономики и
Конкуренция на товарных рынках –
состязательность хозяйствующих субъектов,
когда их самостоятельные действия
эффективно ограничивают возможность
каждого из них односторонне воздействовать
на общие условия обращения
Конкуренция на рынке финансовых услуг – состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.
Конкурентные действия – совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей.
Ценовые действия заключаются в
том, что субъект
Неценовые действия – непосредственно не связаны с установлением или снижением цен. Они выражаются прежде всего в свободном доступе на рынок для осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностей покупателей, в занятии более удобного местонахождения фирмы и др.
Свобода совершения конкурентных действий
имеет законодательные
– содержания конкурентных действий;
– субъектов, имеющих право осуществлять конкурентные действия;
– сфер предпринимательской
Субъекты конкуренции (конкуренты). Конкурентами, по российскому законодательству, признаются хозяйствующие субъекты на товарных рынках и финансовые организации на рынках финансовых услуг.
Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Следует различать основные типы монополий:
1) создаваемые в результате
2) образуемые вследствие
3) возникающие в результате
Существуют следующие
– государственные монополии;
– естественные монополии. Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т. д.
Естественная монополия –
Перечень сфер деятельности, естественных монополий:
1) транспортировка нефти и
2) транспортировка газа по
3) услуги по передаче
4) железнодорожные перевозки;
5) услуги транспортных
6) услуги общедоступной
Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг).
Доминирующее положение
Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке.
Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Количественный (вспомогательный) критерий
доминирующего положения
Доминирующее положение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным типам монополий.
Доминирующее положение на рынке не запрещается. Если доминирующее положение явилось следствием неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения – монополистическая деятельность
Антимонопольное регулирование является
одной из основных форм государственного
регулирования экономики в
Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — «Закон о защите конкуренции»), иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 «Закона о защите конкуренции».
Правовое регулирование
«Закон о защите конкуренции» распространяется
на отношения, которые связаны с
защитой конкуренции, в том числе
с предупреждением и
«Закон о защите конкуренции» направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержку конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Конкуренция является экономической категорией и означает состязательность, соперничество, борьбу между участниками рынка в достижении одной цели. В процессе осуществления хозяйственной деятельности хозяйствующие субъекты соперничают по поводу лучших условий производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Главная цель соперничества конкурентов в процессе осуществления предпринимательской деятельности — получение максимально возможной прибыли. Достигать такой цели конкуренты могут как законными, так и незаконными средствами, например, злоупотребляя доминирующим положением. Законные средства можно квалифицировать как добросовестную конкуренцию, а незаконные — как недобросовестную конкуренцию.
К функциям конкуренции относят:
функцию регулирования (основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность);
функцию мотивации (стимулирование предпринимателей снижать издержки производства, предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию);
функцию распределения (перераспределение дохода в пользу наиболее продуктивных предпринимателей);
функцию контроля (ограничение односторонних
действий предпринимателей и предоставление
потребителю возможности
В целом конкуренция представляет
собой многозначное явление. Ее называют
основным механизмом осуществления
товарно-денежной формы взаимосвязи
между производителями, основным механизмом
рыночной экономики, важнейшим элементом
хозяйственного механизма, свойством,
чертой, атрибутом рынка, главным
двигателем современного прогресса. Каждая
из приведенных характеристик
Правовая сущность конкуренции отражена в законах и других нормативных правовых актах.
Недобросовестная конкуренция на товарных рынках – это направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам или нанести ущерб их деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг – действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.
Противоправность
– нормам действующего законодательства;
– обычаям делового оборота;
– требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Правовая конструкция
Для признания конкретных действий недобросовестной конкуренцией и их пресечения не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков или ущерба деловой репутации. Такое наличие должно доказываться при применении к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков.
При установлении недобросовестной конкуренции
необходимо учитывать наличие на
соответствующем рынке
Субъектами данного
Следует также определить субъектов
защиты от рассматриваемого правонарушения.
Таковыми признаются субъекты предпринимательства
– конкуренты. Потребители (физические
и юридические лица) в ряде случаев
получили защиту от недобросовестной
конкуренции. В частности, подлежит
запрету такая форма