Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество.

Вложенные файлы: 1 файл

Признаки правового государства.docx

— 41.61 Кб (Скачать файл)

Признаки правового  государства

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона  во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов  правового государства, которая  базируется на принципе разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную;

3) взаимная ответственность  личности и государства;

4) реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность;

5) политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличие  различных идеологических концепций,  течений, взглядов;

6) стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового  государства, видимо, можно отнести  следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой  грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового правового  мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство  открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни  всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие  правового государства от государства  как такового? Государство как  таковое характеризуется его  всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит  из верховенства закона, действует  строго в определенных границах, установленных  обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1) ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики;

2) оно представляет собой  политическую организацию общества, основанную на соответствующем  социально-экономическом базисе  общества;

3) располагает специальным  государственным механизмом;

4) обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории;

5) существует благодаря  налогам и другим сборам;

6) обладает государственным  суверенитетом. 

 

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства  с правом. Правовое государство –  это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового  государства. Хотя, как полагают некоторые  юристы, идея правового государства  уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа  Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Граций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства  у И. Канта сводятся к следующим  тезисам: источником нравственных и  правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей  ответственности перед человечеством  в целом; в своем поведении  личность должна руководствоваться  требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к  человечеству и в своем лице; и  в лице всякого другого так  же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как  к средству" и "поступай так, чтобы  максима твоего поступка могла стать  всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с  целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе  других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство  – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким  оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать  правопорядок и строиться на началах  суверенитета.

Государственно-правовые воззрения  Монтескье сводятся к тому, что  формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух  законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип  демократии – это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства  относится демократия, при которой  верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь  определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует  любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство  и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция  правового государства, сложившаяся  в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и  судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование обще дозволительного типа правового  регулирования в соответствии с  юридическим принципом "дозволено  все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия  прошлого повторяются на новом витке  исторического развития. Еще несколько  лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось  с теми разделами университетского курса, где критиковались различные  модификации западных доктрин с  аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность  самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает  на господствующую форму собственности  и на определенную идеологию. Между  тем, идея правового государства  неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового  государства уже подразумевает  антисоциалистичность, т. е. частную  собственность в качестве первичной  и исходной. В нашем государстве  делается попытка не только возродить  идею правового государства, но и  претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным  и противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную  суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства  не в законопослушании, равно как  и не в обилии законодательных  актов, – и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового –  именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция правового государства  является социальной ценностью всего  человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское  общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в  ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей, и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство  – лишь форма гражданского общества. В анти правовом (тоталитарном, моно властном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству  как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и  организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т. е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса  институтов государства в демократическом  обществе устраняет доминирование  политической власти, устраняет или  резко ограничивает проявления ее отрицательных  сторон. Среди обширного комплекса  институтов, характерных для развитого  государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление  власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих  законодательные и контрольные  функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений  власти закону; независимое и сильное  правосудие; наличие государственной  власти в отдельных блоках, включая  исполнительную власть.

В основе правовой экономики  лежит принцип "от каждого по способностям – каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда  и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует  возродить ряд свобод: 1) открыть  простор всем видам собственности; 2) заменить административные приказы  договорами, основанными на равенстве  сторон, 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено", 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие  и добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское  общество – переход от распределительного общества к рыночному – это  глубинные, сущностные предпосылки  формирования правового государства.

Правовое государство  – это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека.

Правовое государство  – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и  судебной властей.

Современное правовое государство  – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п. Признаки правового государства:

1. Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную  и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства.

4. Реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

Информация о работе Признаки правового государства