Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:54, курсовая работа
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество.
Ряд публикаций последнего
времени показывает актуальность этой
проблемы, причем подчеркивается, что
личность со всеми ее социальными
свойствами (правами и обязанностями,
свободой и ответственностью, сознанием,
культурой, нравственно-гуманистическими
началами) качественно характеризует
правовое государство, ибо в проводимых
преобразованиях
Все государственные органы должны стать реальным средством обеспечения достойных условий жизни гражданина в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества: гражданин, в свою очередь, обязан освободиться от иждивенческо-выжидателъных позиций, активизировать предприимчивость в реализации индивидуального интереса, сопряженного с общественным.
В целом такой подход со стороны законодателя, с нашей точки зрения, повышает гражданскую и политическую активность личности, усиливает ее ответственность за результаты своей деятельности. В то же время практика реализации прав личности в нынешних условиях требует и более широкого использования основополагающего принципа правового регулирования: "дозволено все, что прямо не запрещено законом", т.е. перехода от разрешающей к регистрирующей форме правового регулирования, что в свою очередь требует активизации разработки как правореализующих, так и правоохранительных юридических норм, направленных на защиту свободы личности, ее неприкосновенности и безопасности. Это нашло отражение в концепции действий в сфере прав человека, содержащейся в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Это вполне соответствует
ст. 5 выдающегося документа
Реализация данной стратегической линии с необходимостью включает перевод идей на язык конкретных нормативных правовых актов, практических решений, так как право опосредует взаимоотношения личностей в рамках как социальной, так и политической системы общества.
В обновленном обществе каждый
человек является общественной ценностью,
выступает самостоятельным
Правовое государство – это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.
России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.
В нынешних политологических,
историко-философских и даже правовых
дискуссиях мелькают две мысли: 1) правовое
государство -конструкция, устаревшая
для постиндустриального
Человечество даже в постиндустриальную эру не располагает столь уж широким веером социальных возможностей, а потому, отказываясь от идеи правового государства, общество неизбежно обращается к такой государственности, где закон не основан на естественном праве и где его "господином" является власть. Если что и целесообразно пересматривать в постиндустриальную, информационную эпоху, так это традиционную конструкцию демократии, искать её модель, наиболее подходящую для нынешнего состояния цивилизации. А вот правовое государство – достижение, не подлежащее пересмотру и тем более отказу от него.
Есть возражения и против второй позиции. Да, в России не очень популярна идея законопослушания. Но было бы ошибкой утверждать, что правовой нигилизм присущ природе россиян, а потому создание у нас правового государства фатально бесперспективно. Наоборот, как ни покажется странным, именно в России существуют благоприятные условия для реализации такой идеи. Более того, перспективы формирования правового государства в России благоприятны. Но такая государственность станет возможной лишь тогда, когда право позитивное начнет сближаться с правом естественным – как в нормотворчестве, так и в правоприменении.
Насколько очевидны проблемы
прав и свобод личности в России,
настолько ясно и то, что именно
они способны сегодня и в обозримом
будущем стать одним из важнейших
объединяющих российское общество элементов.
Только на основе законности, справедливости,
утверждения прав и свобод человека
возможно построение правового государства
-гармоничное сочетание
К реальному благополучию, стабильности и безопасности держава может прийти не посредством установления режима силы, а посредством силы права, достижения широкого социального консенсуса в вопросе уважения и защиты прав человека. При этом предполагается свобода каждого в выборе собственного жизненного пути сообразно индивидуальным потребностям, воззрениям, иным условиям. Гарант тому – права человека.
Другими словами, достойная
жизнь может и должна строиться
как на основе отечественных традиций,
реалий, так и с учетом общечеловеческих
ценностей, исторически осмысленных
и выраженных международным сообществом
в правах человека, а ныне признанных
Российской Федерацией в полном объеме
и органично дополняемых
"Стабильность и
А для реализации идеи правового
государства должна существовать более
высокая ступень развития системы
социально-экономических
И тогда, преодолевая различные
трудности и препятствия, Россия
постепенно создаст свой образ правового
государства, который будет адекватен
ее истории, традициям и культуре,
что и позволит ей стать подлинно
свободным демократическим
Заключение
Правовое государство, которому
посвящено наше исследование, –
это не только одна из высших социальных
ценностей, призванных утвердить гуманистические
начала в его взаимоотношениях с
личностью, но и практический инструмент
обеспечения и защиты жизни, здоровья,
чести, свободы, достоинства граждан,
средство борьбы с бюрократией, местничеством
и ведомственностью, форма осуществления
самоуправления и народовластия. Ценностный
смысл идеи правового государство
состоит в утверждении
Правовое государство – идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью нашей работы.
Многие современные
1) под правовым государством
следует понимать не некое
абстрактное государство
2) цель правового государства
– это расширение прав
3) правовая государственность
как символ и социальный идеал
представляет собой, прежде
Приведенные в работе характеристики
правового государства
Раскрывая взаимосвязь гражданского общества и правового государства уместно высказать идею о том, что правовое государство должно быть элементом гражданского общества, а не превращаться в самоцель. Необходимо, следовательно, создать сильное, жизнеспособное, свободное общество, которое в состоянии не допустить узурпации власти и дать действенный отпор любым антидемократическим, авторитарным посягательствам.
Идеологи правового
Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо.
Суммируя все изложенное, подчеркнем:
1. Смысл правового государства
как явления многогранен и
неоднозначен, толкуется учеными
по-разному. Однако ясно, что не
любое государство, где
2. Правовое государство
не может быть введено сверху,
учреждено декретом, законом, указом.
Оно – продукт длительного
развития самого общества, социального
прогресса, культуры, цивилизации.
Это особый стиль жизни,
3. В России правовое
государство будет
В заключение заметим: в конечном счете, теория правового государства имеет смысл, если она реализуется и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить.
Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены – они не могут оставаться прежними