Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем государственного регулирования и перспектив развития малого и среднего бизнеса в экономики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность предпринимательства;
2) выявить проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России;
3) проанализировать основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.23 Кб (Скачать файл)

1) период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995 гг.);

2) период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);

3) период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

 

2.2. Основные препятствия  на пути развития предпринимательской  деятельности в Российской Федерации

Возрождение предпринимательской  деятельности в России связано с  целым рядом трудностей и противоречий.

Во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во-вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.

В-третьих, товарно – денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово – кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.

Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней  экономике, как:

- значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

- создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

- ускорить научно-технический прогресс;

- составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый  бизнес сталкивается с очень большим  количеством проблем, которые тормозят его развитие. Основными проблемами предпринимательства являются: общие проблемы и проблемы организации малого предприятия.

Общие проблемы предпринимательства – это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

1) Несовершенство законодательства:

- нестабильность законодательной базы – происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

- существенные законодательные пробелы: дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности; неотработанность процесса купли-продажи; отсутствие должного законодательства о земле; внутренняя противоречивость законов;

- невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.

2) Несовершенство налоговой системы – имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов – ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и пр.

3) Несовершенство финансово-кредитной  системы. В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4) Безопасность деятельности  предприятия. Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

- невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;

- невыполнение своих обязательств поставщиками;

- произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.

- прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по «охране»;

- утечка информации из коммерческих банков.

Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия.

Стадия организации малого предприятия – первый важнейший  этап. Почти на каждом шагу предпринимателя  ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей:

- поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);

- поиск партнеров;

- недостаточность стартового капитала;

- сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу (например, для заверения образцов подписи директора и главного бухгалтера на учетной карточке для банка). Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке). Также, властные структуры периодически осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их средств.

- несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения, что из-за очереди может затянуться на несколько месяцев.

- несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания, парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники, деятельность предприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время – 2,5-3 недели, что для подобных предприятий невыгодно.

Таким образом, главным условием для развития предпринимательства должна быть доступность организации собственного бизнеса. Можно выделить три периода развития малого и среднего бизнеса в России: период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995 гг.); период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.); период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время). В настоящее время в вопросах функционирования малых предприятий остается немало нерешенных проблем. В скором времени должны быть решены задачи: - формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой и судебной защиты субъектам малого предпринимательства на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; - финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства; - формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов; - повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

 

3. Основные направления  развития малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации

3.1. Специфика преимуществ  и недостатков среднего и малого  бизнеса

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны  определенные преимущества. В Федеральном  законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и  отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуя подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Основными достоинствами  малых и средних предприятий  являются:

- функционирование на локальном рынке;

- быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;

- непосредственная связь с потребителями;

- узкая систематизация на определенном рынке товаров и услуг;

- возможность создать собственное дело с относительно малым первоначальным капиталом;

- высокая восприимчивость к нововведениям;

- вовлечение широких масс трудоспособного населения в активную предпринимательскую деятельность, приобщение их к высоким нормам качества труда и требованиям цивилизованных рыночных отношений;

- придание экономике гибкости, мобильности, способности к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Большинство неудач малых  фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых в США опросах главными причинами неудач малых предприятий чаще всего называют: некомпетентность бизнесменов; несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владения и в товариществах; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех  повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

Информация о работе Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в экономики России