Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление роли малого бизнеса в сфере туризма, его основные виды и влияние на экономическое развитие региона. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать взаимодействие сферы туризма с экономикой региона;
- рассмотреть основные виды малого бизнеса в сфере туризма;
- проанализировать уровень развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай, и определить значение предпринимательства в сфере туризма для экономического и социального развития региона;
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование значимости малого бизнеса в туризме
1.1 Услуги туризма как составляющая часть развития региона
1.2 Виды малого бизнеса в сфере туризма
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в сфере туризма
2.1 Алтайский край
2.2 Республика Алтай
Глава 3. Условия устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма
Заключение
Список литературы
Развитие малого бизнеса в сфере туризма
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем
Кафедра экономики предпринимательства и маркетинга
РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
(курсовая работа)
По дисциплине: «Организация предпринимательства»
Выполнила студентка
2 курса, 2825 группа
Екатерина Александровна Воронкина
Барнаул 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование значимости малого бизнеса в туризме
1.1 Услуги туризма как составляющая часть развития региона
1.2 Виды малого бизнеса в сфере туризма
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в сфере туризма
2.1 Алтайский край
2.2 Республика Алтай
Глава 3. Условия устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма
Заключение
Список литературы
Введение
Мировой опыт показывает, что малый бизнес - это важный элемент рыночной экономики, который влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Уровень развития малого бизнеса в России значительно отстает от развития данного сектора в промышленно развитых странах и явно недостаточен с точки зрения потребностей настоящего периода в Российской Федерации.
В сложившихся условиях значительная
роль в решении проблемы развития
малого предпринимательства отводится
сфере услуг, и в частности
индустрии туризма, которая может
стать реальной возможностью для
развития малых форм хозяйствования,
так как она имеет большой
потенциал для привлечения
Объектом исследования данной курсовой работы является малый бизнес в сфере туризма. Предметом выступают виды малого предпринимательства в сфере туризма.
Целью курсовой работы является выявление роли малого бизнеса в сфере туризма, его основные виды и влияние на экономическое развитие региона.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать
- рассмотреть основные виды малого бизнеса в сфере туризма;
- проанализировать уровень
развития туризма в Алтайском
крае и Республике Алтай, и
определить значение
- рассмотреть основные
условия устойчивого развития
малого бизнеса в сфере
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории предпринимательства, теории туризма, экономики туризма, менеджмента туризма. Информационной базой послужили законодательные и нормативные акты федеральных, региональных и местных органов власти Российской Федерации, работы, опубликованные в периодической печати и электронной сети «Интернет», статистические данные о развитии малого бизнеса в сфере туризма в Алтайском крае и Республике Алтай.
Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование значимости малого бизнеса в сфере туризма
Туризм оказывает существенное
влияние на экономику и развитие
региона, способствуя притоку валюты
в страну, созданию новых рабочих
мест, улучшению инфраструктуры и
т. д. Для получения максимальной
выгоды от туризма каждое государство
разрабатывает туристскую политику,
которая является одним из видов
социально-экономической
1.1 Услуги туризма как
составляющая часть
Региональная политика в сфере туризма становится по актуальности в один ряд с федеральной в силу двух обстоятельств. Во-первых, федеральная программа не в состоянии учесть специфику российских регионов, которые отличаются широким разнообразием территорий, природно-климатических условий, традиций и других особенностей, определяющих самобытность и уникальность конкретной области, края, района. Во-вторых, для региона необходимость разработки собственной политики в области туризма определяется возможностями данной отрасли решить широкий, круг социально-экономических проблем (улучшить инфраструктуру, обеспечить занятость населения, преодолеть неравномерность развития отдельных районов региона и т.д.). Приоритеты, принципы, цели, задачи туристской политики, а также условия их реализации определяются в рамках концепции и программы развития туризма.
Поскольку туризм как большая
открытая система взаимодействует
с социально-экономической
В российской и зарубежной научной литературе нет четкого определения понятия регион (от англ. region — район). В зависимости от целей исследования под регионом понимают сложный территориально-экономический комплекс, или единицу административного деления страны, или группу стран, представляющих собой определенный экономико-географический либо однотипный по общественному устройству район мира, и т.д.
К термину регион по своему внутреннему содержанию близок часто встречающийся в экономической литературе термин экономический район, под которым понимается крупномасштабный регион с особой отраслевой специализацией (структурой производства), играющей существенную роль в экономике страны.
Таким образом, размыты территориальные, экономические, социокультурные и иные региональные критерии и границы, что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях.
Под туристским регионом понимается
пространственно определенная территория,
на которой располагаются
Так как на регионы оказывает влияние множество различной степени факторов и условий (природных, экономических, социальных, экологических, политических и др.), то и уровни развития регионов неодинаковы.
Обращает на себя внимание
тот факт, что зоны отдыха с высоким
уровнем социально-
Важный фактор, влияющий на
формирование туристских потоков, —
уровень материального
Таким образом, отсутствует
прямая зависимость между уровнем
развития экономики региона и
уровнем развития туризма. Вместе с
тем, исходя из системного представления
каждой территориальной единицы, туризм
— составная часть региональной
социально-экономической
Следует отметить, что, развиваясь,
туризм оказывает прямое и косвенное
влияние на экономику региона. При
прямом влиянии расходы посетителей
непосредственно формируют
Прямое воздействие туризма
в основном проявляется на национальном
уровне через госбюджет, платежный
баланс и характеризуется такими
показателями, как доля туристских
расходов и доля налоговых поступлений
от туризма в ВВП. На региональном
уровне больше заметен косвенный
эффект, который, как правило, оценивается
посредством мультипликатора
Преобладающая часть расходов приходится на дистанцию, где чем выше комплексность туристских услуг, тем больше спрос на услуги смежных отраслей и видов деятельности. Однако внешний, благоприятный экономический эффект от туризма в регионе фактически оказывается заметно меньше, а иногда и негативным. Это может быть связано с превышением экологической нагрузки на туристско-рекреационные комплексы, разрушающие природу, оттоком региональных ресурсов, имеющих стратегическое значение, в сферу туризма, что обостряет социально-экономические проблемы региона, и т.д. Отсюда следует необходимость планирования, прогнозирования и регулирования предельных значений потоков туристов и возможностей, пропускной способности самих объектов.
Выявленный общий характер влияния туризма на развитие региона, обусловливающий протекание позитивных и негативных процессов, должен включаться в планы развития туризма для своевременного принятия мер по упреждению появления или снижения негативных факторов и усиления влияния позитивных и учитываться в нормативно-правовых документах.
Следует отметить, что с
точки зрения туристской привлекательности
сам административно-
В зависимости от видов
и характера имеющихся
Следует обратить внимание на
то, что уникальные природные ресурсы
и культурное наследие, которыми обладает
наша страна, не могут рассматриваться
в качестве единственного и достаточного
условия для обеспечения
Важный показатель — уровень состояния и развития в регионе материально-технической базы, обслуживающей туристов.
Таким образом, экономические показатели, оптимизирующие социально-экономический уровень регионов, не отражают характер развития в них туризма. Уровень развития туризма коррелирует только с емкостью туристско-рекреационных ресурсов и уровнем развития материально-технической базы обслуживания. Это связано с тем, что количество и качество производимого туристского продукта зависит от текущих, вполне определенных запросов потребителей.
1.2 Виды предпринимательства в сфере туризма
Интенсивное развитие туристского бизнеса предопределяет его многообразие. Турбизнес может быть классифицирован по сферам деятельности, степени новаторству, количеству собственников и другим признакам.
По количеству собственников туристская деятельность может быть индивидуальной и коллективной.
По степени новаторства турбизнес может быть классическим и инновационным.
Классический турбизнес
— это традиционное, консервативное
предпринимательство, направленное на
максимальную отдачу ресурсов, управление
объемами производства, где задействованы
внешние (ссуды, протекционизм) и внутренние
факторы по выявлению резервов туристской
организации для повышения
Инновационный турбизнес
— модель предпринимательской
Каждая модель турбизнеса имеет отличительные признаки, но единые сущность, цели и задачи. Кроме того, каждой модели присущи черты, определяемые сферой бизнеса.
По сфере и назначению турбизнес можно подразделить на производственный, коммерческий, финансовый, консультационный. Этот признак является базовым, так как определяет саму сущность и специфику турбизнеса.
Виды турбизнеса представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который создан на основе Международной стандартной отраслевой классификации и Международной классификации основных продуктов, что обеспечивает сопоставимость российских и международных норм и максимальное соответствие законам отраслевого управления в условиях рынка.