Развитие малого бизнеса в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление роли малого бизнеса в сфере туризма, его основные виды и влияние на экономическое развитие региона. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать взаимодействие сферы туризма с экономикой региона;
- рассмотреть основные виды малого бизнеса в сфере туризма;
- проанализировать уровень развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай, и определить значение предпринимательства в сфере туризма для экономического и социального развития региона;

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование значимости малого бизнеса в туризме

1.1 Услуги туризма как составляющая часть развития региона

1.2 Виды малого бизнеса в сфере туризма

Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в сфере туризма

2.1 Алтайский край

2.2 Республика Алтай

Глава 3. Условия устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Малое предпринимательство.docx

— 35.19 Кб (Скачать файл)

 

Экскурсионные учреждения в  чистом виде создаются крайне редко. Наиболее часто экскурсионные услуги предоставляются туристам в комплексе  с другими видами обслуживания в  рамках деятельности туроператоров  или турагентств. Это обусловлено  низкой стоимостью экскурсионных услуг, что предопределяет целесообразность рассматривать их как дополнительное обслуживание.

 

В настоящее время экскурсионное  дело интенсивно развивается в нашей  стране. Это вызвано развитием  внутреннего и въездного туризма. Создаются новые маршруты, растет спрос на познавательные туры, появляются новые программы экскурсионного обслуживания. Следует отметить некоторое  развитие методической и технической  базы экскурсионного дела: применяются  новые приемы и способы ведения  экскурсий, совершенствуется техническое  обслуживание экскурсионной деятельности.

 

Организация досуга туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения  прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в развлечениях. Туризм и  досуг — два неразрывно связанных  понятия. Индустрия развлечений  относительно молодой и интенсивно развивающийся элемент социально-культурного  сервиса и туризма. Индустрия  досуга формирует личные и общественные потребности, выполняет функции  воспитания, обучения, повышения культурно-образовательного уровня и организации отдыха людей.

 

 

Организация досуга относится  к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и  реализуются туристам услуги развлечения (участие в аттракционах, просмотр кинофильмов и др.). Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг развлечения.

 

Для учреждений досуга (цирков, зоопарков и др.) характерна коллективная форма бизнеса.

 

 

Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в сфере туризма

 

 

Алтай – удивительный регион. Это прекрасное место для туризма  и активного отдыха. Алтай многолик, разнообразен и восхитительно красив - настолько, что может удовлетворить  вкус самого притязательного путешественника  и любителя туризма.

 

 

2.1 Алтайский край

 

 

Алтайский край — субъект  Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Образован 28 сентября 1937 года. Население края составляет 2 496,8 тыс. человек. Административный центр — г. Барнаул. Регион граничит на юге и западе с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Казахстана, на севере и северо-востоке — с Новосибирской и Кемеровской областями, на юго-востоке — с Республикой Алтай. Алтайский край находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Omsk Time Zone (OMST/OMSST). Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +3 часа и обозначается в России соответственно как MSK+3. Омское время отличается от поясного времени на один час, так как на территории России действует декретное время.

 

Климат Алтайского края умеренный, переходный к континентальному, среднегодовые температуры — положительные, 0,5-2,1°С. Средние максимальные температуры июля +26...+28°С, экстремальные достигают +40...+42°С. Средние минимальные температуры января −20...−24 °C, абсолютный зимний минимум −50...−55 °C. Безморозный период продолжается около 120 дней.

 

Алтайский край расположен в  Южной Сибири, на границе двух обширных географических стран: Западно-Сибирской равнины и Алтайских гор. Его территория делится рекой Обь на восточную (предгорья и склоны Салаирского кряжа) и западную (Кулундинская равнина, Приобское плато) части. На юго-востоке — отроги Алтая высотой до 2421 м.

 

Днем рождения алтайского туризма считается 26 июля 1914 г., когда  братья Троновы покорили гору Белуху.

 

Государственное регулирование  регионального туризма осуществляет Главное управление экономики и  инвестиций администрации Алтайского края. Общественным регулированием туристской деятельности занимается Алтайская  региональная ассоциация туризма (АРАТ), созданная в 1995 г. АРАТ включает в  себя 18 туристских фирм Барнаула, страховую  компанию, санаторий «Рассветы над  Бией», кафедру рекреационной географии  Алтайского государственного университета. Основные цели Ассоциации — координация  действий на туристском рынке, совершенствование  работы организаций, связанных с  туризмом, повышение качества обслуживания туристов, защита интересов членов АРАТ.

 

Законодательная база алтайского туризма включает постановление  главы администрации Алтайского края «О развитии туризма и лечебно-оздоровительного отдыха в Алтайском районе» (2002 г.) и др.

 

Туристическая деятельность осуществляется в крае 121 фирмой на основании лицензий на право ведения турагентской и туроператорской деятельности.

 

Следует отметить, что несмотря на достаточно динамичный рост количества турфирм, не все из них реально осуществляют туристическую деятельность. В статистическое наблюдение вошли сведения только по 56 туристическим фирмам.

 

Выручка от оказания туристических  услуг составила 29 млн. рублей. Необходимо отметить, что непосредственно в  туристической деятельности (туроператорской, турагентской) формируется не более 10% общей (валовой) выручки, получаемой дестинацией (место приема туристов) от туриндустрии. Остальные 90 % приходятся на объекты инфраструктуры туризма.

 

По данным Главэкономики в крае функционирует около 60 в различных районах края туристических баз.

 

В соответствии с экспертной оценкой в течение года количество туристов и отдыхающих в Алтайском  крае составляет более 500 тыс. человек  в год, однако, по данным официальной  статистики число лиц, пребывавших  в коллективных средствах размещения, составило 384,3 тыс. человек.

 

Всего в 2009 году в крае функционировало 156 коллективных средств размещения, из них 8 – принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Из общего числа  организаций коллективного размещения 87 – общего назначения (гостиницы, пансионаты гостиничного типа, общежития для  приезжих и другие), 69 – специального назначения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристические  базы).

 

Коллективные средства размещения занимают 4710,3 тыс.кв. метров земельной  площади, из нее 297,9 – под строениями, 2189,9 – под парками и зонами отдыха. Общая площадь строений 499,2 тыс. кв. метров, в расчете на одну организацию – 3199 кв. метров.

 

Среднесписочная численность  работников коллективных средств размещения составила 7357 человек, в том числе 1326 – в организациях общего назначения, 6031 – специального назначения.

 

На производственных площадях коллективных средств размещения в 2009г. находилось 81 предприятие общественного  питания (столовые, рестораны, кафе, бары) на 8032 мест. Их оборот в 2009 году – 600,8 млн. рублей, а за период 2007-2009 гг. – 1,6 млрд. рублей.

 

Инвестиции в основной капитал коллективных средств размещения в 2008-2009 гг. составили 225 млн. рублей, из них 207,7 млн. рублей, или 92,3% - в основной капитал коллективных средств размещения специального назначения.

 

Из общего дохода коллективных средств размещения в 2009 году 226,3 млн. рублей получено от продажи номеров, 1924,2 млн. рублей – от реализации путевок, 56,5 млн. рублей – от дополнительных услуг, не входящих в стоимость путевки. Всего доход коллективных средств  размещения в 2009 году составил более 2,3 млрд. рублей.

 

Следует отметить, что рекреационное  освоение территории края происходит неравномерно. Туристско-рекреационная  нагрузка для одних территорий становится чрезмерной, а другие – осваиваются  медленно. Перспективными с точки  зрения туристического освоения являются Чарышский, Краснощековский, Солонешенский, Змеиногорский, Курьинский районы, г. Змеиногорск, но цивилизованный туризм не получил там пока должного развития. Одной из основных причин является недостаточная развитость инфраструктуры: объектов дорожного и коммунального хозяйства, энергетики, связи. Существуют проблемы с обновлением автобусного парка. Настала необходимость не только реанимации аэропорта г. Бийска, но и перевода его работы на качественно новый уровень.

 

Наиболее развит туризм на территории Алтайского района, где  по данным анкетирования сезона 2009 года действовало 42 объекта туризма  и отдыха (3781 место) на левобережье  реки Катуни и у озера Ая. По информации государственного пожарного надзора МЧС РФ в частных домовладениях отдыхало одновременно около 2,5 тыс. человек. В совокупности, без учета отдыхающих в палатках, с 20 июня по 20 августа ежедневно пребывает на отдыхе более 6 тыс. человек. За сезон в районе побывало около 250 тыс. человек, в том числе в Бирюзовой Катуни - 75 тыс.

 

По расчетным данным в  пик сезона ежедневный объем предоставляемых  услуг (гостиничные, питание, экскурсионные, сплавы, прокат, платные стоянки, игорный  бизнес, розничная торговля и др.) составляет 6-8 млн.рублей. За летний сезон оборот туристических и других услуг – около 500 млн.рублей.

 

Благодаря развитию отрасли  значительно возросли объемы затрат на строительство и ремонт дорог (более 40 млн. рублей - за 2006-2009 годы). Сдан в эксплуатацию оптико-волоконный кабель цифровой связи, расширена телефонная сеть. Общий объем частных инвестиций в сферу туризма и спортивно-оздоровительного отдыха в районе составил около 1 млрд. рублей.

 

Растет и развивается  курорт Белокуриха. В 2009 году курорт принял около 1800 иностранцев. В пансионатах, санаториях и профилакториях предлагается более 3600 мест единовременного размещения. Санаторно-оздоровительный комплекс в последние годы демонстрирует  высокие темпы роста объема оказываемых  платных услуг населению (127,3% - в 2008 г., 132,2% - в 2009г.).

 

Для развития туристической  отрасли первостепенное значение имеет  привлечение инвестиций. Исследуя общую  инвестиционную привлекательность, эксперты рейтингового агентства «Эксперт» (г.Москва), каждый год готовят рейтинг российских регионов.

 

Согласно оценке специалистов указанного агентства в 2009 году среди  всех регионов Российской Федерации  Алтайский край занимал 19 место по уровню туристического потенциала и  лидирует среди регионов Сибирского федерального округа. Данная оценка подтверждает конкурентные преимущества Алтайского края в сфере туристско-экскурсионных  услуг, которые необходимо эффективно использовать с целью повышения  уровня социально-экономического развития региона и уровня жизни его  населения.

 

Инвестиционный климат в  Алтайском крае в настоящий момент можно назвать благоприятным. В 2009 году в туристическую отрасль  края вовлечено 100 млн. рублей частных  инвестиций. Осуществляется подготовка к реализации 11 инвестиционных проектов с предполагаемым на текущий год объемом вложений в 700 млн. рублей. Следует отметить, что туристические фирмы в основном являются малыми предприятиями и испытывают определенные финансовые трудности. Поскольку туроператорские организации Алтая занимаются внутренним и въездным туризмом, это определяет ярко выраженную сезонность работы.

 

Наиболее масштабный инвестиционный проект, осуществленный на территории Алтайского края, – это строительство  туристического комплекса «Бирюзовая Катунь», организатором которого является ООО «Алтай-Известь». «Бирюзовая Катунь»  — одна из семи особых туристско-рекреационных  зон России. В комплекс площадью 3380 га входят пастбища, леса и горы.

 

Сегодня существует целый  ряд факторов, обуславливающих необходимость  государственной поддержки и  регулирования сферы туризма  в Алтайском крае:

 

перспективность сферы туризма  для экономики края;

 

необходимость вывода


Информация о работе Развитие малого бизнеса в сфере туризма