Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление роли малого бизнеса в сфере туризма, его основные виды и влияние на экономическое развитие региона. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать взаимодействие сферы туризма с экономикой региона;
- рассмотреть основные виды малого бизнеса в сфере туризма;
- проанализировать уровень развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай, и определить значение предпринимательства в сфере туризма для экономического и социального развития региона;
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование значимости малого бизнеса в туризме
1.1 Услуги туризма как составляющая часть развития региона
1.2 Виды малого бизнеса в сфере туризма
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в сфере туризма
2.1 Алтайский край
2.2 Республика Алтай
Глава 3. Условия устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма
Заключение
Список литературы
Экскурсионные учреждения в чистом виде создаются крайне редко. Наиболее часто экскурсионные услуги предоставляются туристам в комплексе с другими видами обслуживания в рамках деятельности туроператоров или турагентств. Это обусловлено низкой стоимостью экскурсионных услуг, что предопределяет целесообразность рассматривать их как дополнительное обслуживание.
В настоящее время экскурсионное
дело интенсивно развивается в нашей
стране. Это вызвано развитием
внутреннего и въездного
Организация досуга туристов
— предпринимательская
Организация досуга относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги развлечения (участие в аттракционах, просмотр кинофильмов и др.). Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг развлечения.
Для учреждений досуга (цирков, зоопарков и др.) характерна коллективная форма бизнеса.
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в сфере туризма
Алтай – удивительный регион.
Это прекрасное место для туризма
и активного отдыха. Алтай многолик,
разнообразен и восхитительно красив
- настолько, что может удовлетворить
вкус самого притязательного
2.1 Алтайский край
Алтайский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Образован 28 сентября 1937 года. Население края составляет 2 496,8 тыс. человек. Административный центр — г. Барнаул. Регион граничит на юге и западе с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Казахстана, на севере и северо-востоке — с Новосибирской и Кемеровской областями, на юго-востоке — с Республикой Алтай. Алтайский край находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Omsk Time Zone (OMST/OMSST). Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +3 часа и обозначается в России соответственно как MSK+3. Омское время отличается от поясного времени на один час, так как на территории России действует декретное время.
Климат Алтайского края умеренный, переходный к континентальному, среднегодовые температуры — положительные, 0,5-2,1°С. Средние максимальные температуры июля +26...+28°С, экстремальные достигают +40...+42°С. Средние минимальные температуры января −20...−24 °C, абсолютный зимний минимум −50...−55 °C. Безморозный период продолжается около 120 дней.
Алтайский край расположен в Южной Сибири, на границе двух обширных географических стран: Западно-Сибирской равнины и Алтайских гор. Его территория делится рекой Обь на восточную (предгорья и склоны Салаирского кряжа) и западную (Кулундинская равнина, Приобское плато) части. На юго-востоке — отроги Алтая высотой до 2421 м.
Днем рождения алтайского туризма считается 26 июля 1914 г., когда братья Троновы покорили гору Белуху.
Государственное регулирование
регионального туризма
Законодательная база алтайского
туризма включает постановление
главы администрации Алтайского
края «О развитии туризма и лечебно-
Туристическая деятельность осуществляется в крае 121 фирмой на основании лицензий на право ведения турагентской и туроператорской деятельности.
Следует отметить, что несмотря на достаточно динамичный рост количества турфирм, не все из них реально осуществляют туристическую деятельность. В статистическое наблюдение вошли сведения только по 56 туристическим фирмам.
Выручка от оказания туристических услуг составила 29 млн. рублей. Необходимо отметить, что непосредственно в туристической деятельности (туроператорской, турагентской) формируется не более 10% общей (валовой) выручки, получаемой дестинацией (место приема туристов) от туриндустрии. Остальные 90 % приходятся на объекты инфраструктуры туризма.
По данным Главэкономики в крае функционирует около 60 в различных районах края туристических баз.
В соответствии с экспертной оценкой в течение года количество туристов и отдыхающих в Алтайском крае составляет более 500 тыс. человек в год, однако, по данным официальной статистики число лиц, пребывавших в коллективных средствах размещения, составило 384,3 тыс. человек.
Всего в 2009 году в крае функционировало
156 коллективных средств размещения,
из них 8 – принадлежащих индивидуальным
предпринимателям. Из общего числа
организаций коллективного
Коллективные средства размещения занимают 4710,3 тыс.кв. метров земельной площади, из нее 297,9 – под строениями, 2189,9 – под парками и зонами отдыха. Общая площадь строений 499,2 тыс. кв. метров, в расчете на одну организацию – 3199 кв. метров.
Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения составила 7357 человек, в том числе 1326 – в организациях общего назначения, 6031 – специального назначения.
На производственных площадях коллективных средств размещения в 2009г. находилось 81 предприятие общественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары) на 8032 мест. Их оборот в 2009 году – 600,8 млн. рублей, а за период 2007-2009 гг. – 1,6 млрд. рублей.
Инвестиции в основной капитал коллективных средств размещения в 2008-2009 гг. составили 225 млн. рублей, из них 207,7 млн. рублей, или 92,3% - в основной капитал коллективных средств размещения специального назначения.
Из общего дохода коллективных средств размещения в 2009 году 226,3 млн. рублей получено от продажи номеров, 1924,2 млн. рублей – от реализации путевок, 56,5 млн. рублей – от дополнительных услуг, не входящих в стоимость путевки. Всего доход коллективных средств размещения в 2009 году составил более 2,3 млрд. рублей.
Следует отметить, что рекреационное освоение территории края происходит неравномерно. Туристско-рекреационная нагрузка для одних территорий становится чрезмерной, а другие – осваиваются медленно. Перспективными с точки зрения туристического освоения являются Чарышский, Краснощековский, Солонешенский, Змеиногорский, Курьинский районы, г. Змеиногорск, но цивилизованный туризм не получил там пока должного развития. Одной из основных причин является недостаточная развитость инфраструктуры: объектов дорожного и коммунального хозяйства, энергетики, связи. Существуют проблемы с обновлением автобусного парка. Настала необходимость не только реанимации аэропорта г. Бийска, но и перевода его работы на качественно новый уровень.
Наиболее развит туризм на территории Алтайского района, где по данным анкетирования сезона 2009 года действовало 42 объекта туризма и отдыха (3781 место) на левобережье реки Катуни и у озера Ая. По информации государственного пожарного надзора МЧС РФ в частных домовладениях отдыхало одновременно около 2,5 тыс. человек. В совокупности, без учета отдыхающих в палатках, с 20 июня по 20 августа ежедневно пребывает на отдыхе более 6 тыс. человек. За сезон в районе побывало около 250 тыс. человек, в том числе в Бирюзовой Катуни - 75 тыс.
По расчетным данным в пик сезона ежедневный объем предоставляемых услуг (гостиничные, питание, экскурсионные, сплавы, прокат, платные стоянки, игорный бизнес, розничная торговля и др.) составляет 6-8 млн.рублей. За летний сезон оборот туристических и других услуг – около 500 млн.рублей.
Благодаря развитию отрасли
значительно возросли объемы затрат
на строительство и ремонт дорог
(более 40 млн. рублей - за 2006-2009 годы). Сдан
в эксплуатацию оптико-волоконный кабель
цифровой связи, расширена телефонная
сеть. Общий объем частных инвестиций
в сферу туризма и спортивно-
Растет и развивается
курорт Белокуриха. В 2009 году курорт принял
около 1800 иностранцев. В пансионатах,
санаториях и профилакториях предлагается
более 3600 мест единовременного размещения.
Санаторно-оздоровительный
Для развития туристической отрасли первостепенное значение имеет привлечение инвестиций. Исследуя общую инвестиционную привлекательность, эксперты рейтингового агентства «Эксперт» (г.Москва), каждый год готовят рейтинг российских регионов.
Согласно оценке специалистов
указанного агентства в 2009 году среди
всех регионов Российской Федерации
Алтайский край занимал 19 место по
уровню туристического потенциала и
лидирует среди регионов Сибирского
федерального округа. Данная оценка подтверждает
конкурентные преимущества Алтайского
края в сфере туристско-
Инвестиционный климат в Алтайском крае в настоящий момент можно назвать благоприятным. В 2009 году в туристическую отрасль края вовлечено 100 млн. рублей частных инвестиций. Осуществляется подготовка к реализации 11 инвестиционных проектов с предполагаемым на текущий год объемом вложений в 700 млн. рублей. Следует отметить, что туристические фирмы в основном являются малыми предприятиями и испытывают определенные финансовые трудности. Поскольку туроператорские организации Алтая занимаются внутренним и въездным туризмом, это определяет ярко выраженную сезонность работы.
Наиболее масштабный инвестиционный проект, осуществленный на территории Алтайского края, – это строительство туристического комплекса «Бирюзовая Катунь», организатором которого является ООО «Алтай-Известь». «Бирюзовая Катунь» — одна из семи особых туристско-рекреационных зон России. В комплекс площадью 3380 га входят пастбища, леса и горы.
Сегодня существует целый ряд факторов, обуславливающих необходимость государственной поддержки и регулирования сферы туризма в Алтайском крае:
перспективность сферы туризма для экономики края;
необходимость вывода